установка, которая характеризуется следующими тезисами:
Материальное (объекты) можно переописать через способность
к действию (агентность). Материальные объекты тоже активны («Вещи тоже действуют»). Однако способность к действию вещей рассматриваться только в сопоставлении с человеческой агентностью.Способность к действию (агентность) рассматривается не как следствие некоторых сущностных атрибутов (интенциональность), а как функция от среды (контекста), в которой она возникает.
Агентность есть результат взаимодействия акторов (деятелей) со средой.
Люди и вещи внутри этого общей среды (контекста) действуют совершенно различным образом, хотя агентность, как таковая, представляет собой суммарный вклад в совершенное действие.
Агентность может быть приписана материальному объекту отдельно от статуса актора. Материальный объект рассматривается как часть общей среды (котекста), с которым взаимодействуют деятели (акторы-люди).
Человеческая и не-человеческая агентность существенным образом отличается: люди обладают интенциональностью, а материальные объекты – нет. Люди ставят цели и достигают их (в этом особенность их способа действия), материальные объекты тоже действуют, но у них нет собственных намерений (неинтенциональная агентность).
Неинтенциональная агентность материальных объектов заключается в том, что они действуют как «ограничители» (прежде всего для интенциональных агентов). Онтологический статус материального объекта заключается в его способности сопротивляться человеку (вещь есть та же самая вещь, пока она полагает границу для интенционального агента).
Материальная реальность (мир вещей) сопротивляется человеку. Человек в своей практике борется с противодействующей ему не-человеческой агентностью вещей. Человеческой агентности противостоит агентность вещей.
ГИПЕРРЕЛЯЦИОНИЗМ – общая метафизическая установка, которая характеризуется следующими тезисами:
Люди и материальные объекты лишаются онтологического статуса самостоятельных акторов (деятелей), сущностные различия между ними стираются. Таким статусом наделяются отношения между ними, привычные сущности же (материальные или человеческие) упраздняются.
Нет специфически человеческой или специфически не-человеческой агентности, которые сталкиваются друг с другом, или друг другу противостоят. Сам по себе статус человека или вещи ничего не значит вне тех отношений, в которые он вовлечен.
Агентность понимается как эффект взаимодействия людей и материальных объектов и является агентностью, распределенной в сети отношений между ними, что позволяет рассматривать действие как способ данности гибридных акторов (человеческого и не-человеческого).
Действуют не люди или объекты, а гибридные акторы (части сетей отношений человеческого и не-человеческого). Чтобы обнаружить деятелей (гибридных акторов) следует начинать не с привычного набора сущностей (людей и вещей), а с самого акта распределения и трансляции агентности (способности к действию).
Любой действие осуществляется посредством огромного числа элементов общей сети отношений. Субъективность людей – такая же иллюзия, как и объективность материальных объектов, потому что они не могут существовать раздельно, вне сети связывающих их отношений. Взятые вместе люди и вещи составляют акторов – действующих гибридов (квази-субъектов и квази-объекты).
Материальные объекты рассматриваются не только как действующие (обладающие агентностью), но и как равноправные деятели по отношению к человеку. Гибридные акторы могут различаться по их способности к действию, но эти различия проистекают не из внутренне присущих им характеристик (сущностных свойств, например, интенциональности), а из текущей конфигурации распределенной агентности в общей сети отношений.
Нет единичных независимых акторов, есть только акторы-сети. Каждый может быть частью действия каждого. Реально в этом смысле все, что угодно, если оно действует.
МЕЙЯСУ
ХАРМАН
ЧУВСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
НУЛЕВОЙ ОБЪЕКТ
ОБЪЕКТНО
ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОНТОЛОГИИ
КОРРЕЛЯЦИОНИЗМ – общая метафизическая установка в отношении реального и реальности, которая характеризуется следующими тезисами:
1) Никакое сущее не может быть помыслено вне связи с тем способом, которым оно делается доступным для познания и практического освоения. Не существует X без данности X.
2) Опыт реальности есть опыт объектов, – опыт, в котором чувственные качества всегда жестко привязаны к своему чувственному объекту.
3) Объекты состоят из частей, которые являются их сущностными качествами. Объекты это комплексы свойств («пучки свойств»), данных для восприятия в реальности.
4) Объекты опыта, чтобы быть частью реальности, нуждаются в инстанции, которая этот опыт организует (субъект как интенциональный агент). Гарантией существования объектов является их «данность» субъекту.
ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОНТОЛОГИИ – общая метафизическая установка, которая характеризуется следующими тезисами:
Объект нельзя заместить не только описанием того, из чего он сделан (корреляционизмом), но и описанием того, что он делает (реляционизм или гиперреляционизм).
В реальности всё является объектами, но не все объекты одинаково реальны: следует различать онтологическую автономию реальных объектов и зависимое существование чувственных объектов от любой встречающей их сущности.
Реальный объект есть такая сущность, которую нельзя выразить ни с помощью её свойств, ни с помощью создаваемых ею действий.
Продукционизм – создание онтологических «разрывов» там, где их никто не видел и не испытывал их влияние. То, что в опыте корреляционизма, реляционизма и гиперреляционизма представляется единством, здесь разрывается на автономии множественных (но не разных) объектов.
Реальные объекты в опыте наблюдателя поглощены чувственными объектами (т.е. комплексами свойств корреляционизма или действующими акторами реляционизма и гиперреляционизма).
Чтобы найти реальный объект, необходимо исследовать область метафизических объектов. Здесь объекты – не протяженные тела (комплексы свойств) или действующие акторы, а так называемые «нулевые объекты». Такой метафизически пустой объект образует границу, за которой расположены реальные объекты, или нечто реальное, остающееся после вычитания всех чувственных качеств, нечто ускользающее от нашего опыта и опыта любого возможного наблюдателя. Реальным может быть только такой объект, который сохранится, даже если мы отделим от него все его свойства и действия.
Совокупность всех таких реальных объектов образует область объектов вне свойств. Здесь есть только реальные объекты, которые никак не взаимодействуют друг с другом, невозможна никакая онтологическая артикуляция этих объектов, нет никакого пространства, в котором они могли бы быть упорядочены. Это онтология реальных объектов без реальности, поскольку последняя мыслима только в качестве определенного отношения. Отсутствие реальности «между» объектами не позволяет говорить даже о том, что эти объекты являются «разными», поскольку различие здесь также устранено в качестве одного из отношений.
МЕТАФИЗИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТУПА (АНТРОПОМОРФИЗМА):
1) Наличие структурирующей структуры (субъекта, или интенционального агента), которая сама ничем не структурирована («Картезианский театр»).
2) Структуры корреляции (способы данности объекта для субъекта) накладывают отпечаток на образ реальности, который они же и позволяют сформировать (классические субъект-объектные онтологии).
3) Источник корреляции (человек) кроит все по лекалам собственной внутренней сущности.
4) Область корреляции (объект) оказывается «иллюзией», поскольку он не может быть установлен или обнаружен вне зависимости от того способа, которым он коррелирует со своим источником (человеком).
5) Реальность оказывается не тем, что просто есть, а тем, что делается, или конструкцией – результатом продуктивной деятельности интенционального агента.
ЧТО ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА?
КАК ВОЗМОЖЕН ОПЫТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОРРЕЛЯЦИЙ?
КАК ВОЗМОЖЕН ОПЫТ, КОГДА НЕТ НИ НАБЛЮДАТЕЛЯ, НИ НАБЛЮДАЕМОГО?