Слайд 1Самостоятельная деятельность обучающихся
- форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного
участия преподавателя, но по его заданию путем проявления максимальной самостоятельности
творчества, инициативы.
Слайд 2Цель самостоятельной работы
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний практических умений
студента;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Слайд 3Структурные компоненты самостоятельной деятельности
содержательный (выделение познавательной задачи; цели учебной
деятельности);
процессуальный (подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению
результатов);
мотивационный (потребность в новых знаниях, способствующих самообразованию и осознанию деятельности).
Слайд 4Виды самостоятельной работы
Аудиторная самостоятельная работы (лабораторно-практические занятия, контрольные, проверочные задания,
работа с учебной и дополнительной литературой, деловые игры, решение проблемных
ситуаций
Внеаудиторная самостоятельная работа (выполнение творческих работ, работа с дополнительной литературой, работа с учебной литературой, нормативно-справочной, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка с зачетам и экзаменам)
Слайд 5Этапы самостоятельной работы студента
определение цели самостоятельной работы;
конкретизация познавательной (проблемной или
практической) задачи;
самооценка готовности к самостоятельной работе;
выбор адекватного способа действия, ведущего
к решению задачи;
планирование работы (самостоятельно или с помощью преподавателя) над заданием;
осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы самоконтроля, промежуточного и конечного результатов работы и корректировка выполнения работы.
Слайд 6Организация и руководство самостоятельной внеаудиторной работой студента
использовать дифференцированный подход;
проводить
инструктаж;
выполнять индивидуально или группами;
осуществлять контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы на
аудиторных занятиях (контроль может проводиться в письменной, устной и смешанной форме).
Слайд 7Критерии оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы
уровень освоения студентами учебного
материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных
умений;
обоснованность и чёткость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Слайд 8Программа действий преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
изучение квалификационной характеристики
специалистов;
анализ государственного образовательного стандарта;
подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы
у студентов после изучения дисциплины;
подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
разработка задач для самостоятельной деятельности;
группировка задач в блоке задания на семестр;
определение периодичности контроля;
создание необходимого информационно-методического обеспечения;
методические рекомендации для самостоятельной работы студента;
подбор учебно-методической литературы.
Слайд 9Виды заданий для самостоятельной аудиторной работы
Для овладения знаниями:
чтение текста (учебника,
первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста;
графическое изображение структуры текста;
конспектирование текста;
работа со
словарями и справочниками;
работа с нормативными документами;
учебно-исследовательская работа;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.
Слайд 10Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции (обработка текста);
повторная
работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и
видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тестирование и другое.
Слайд 11Для формирования умений:
решение задач и упражнений по образцу;
решение вариантных задач
и упражнений;
выполнение чертежей, схем;
выполнение расчётно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных)
задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
экспериментально-конструкторская работа;
опытно-экспериментальная работа;
упражнения на тренажёре;
упражнения спортивно-оздоровительного характера;
рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники.