Слайд 1«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства
ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
Доцент
кафедры КД и П Олейник Н.М.
Санкт-Петербург
2011
Слайд 2Раздел I. Фирма – основное звено рыночного хозяйств
Тема 3. Среда
функционирования фирмы
1. Характеристика внешней среды функционирования фирмы
2. Внутренняя среда
фирмы и ее характеристика
3. Конкуренция и конкурентоспособность
4. Экономическая устойчивость фирмы: понятие и критерии оценки
Слайд 3Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Характеризуя среду функционирования фирмы используют системный
подход.
Термин “системный подход” отражает группу методов, с помощью которых
реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов, порождающих новые свойства.
Система — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении — порядок, определенный правильным расположением частей и их взаимосвязями.
Система состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры.
Внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь.
Внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.
Слайд 4Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Система формирует и проявляет свои свойства
только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой.
Среда—
представляет собой то, что ограничено от системы, не принадлежит ей, это совокупность объектов, изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Окружающая среда— внешняя среда системы, или совокупность объектов, которые располагаются за границами системы, воздействуют на нее, но не принадлежат ей.
Внутренняя среда— совокупность объектов, которые находятся в границах системы, влияют на ее поведение.
Внешняя
среда системы
Слайд 5Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Функционирование фирмы как открытой системы
Слайд 6Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Внешняя среда фирмы оказывают непосредственное или
опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.
Все разнообразные факторы внешней среды можно разделить на две основные группы прямые и косвенные.
Основные характеристики факторов внешней среды:
взаимосвязанность
сложность
подвижность
неопределенность
Слайд 7Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Взаимосвязанность факторов внешней среды - это
взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы.
Под сложностью внешней среды
понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать (конкуренты, посредники и т.д.).
Подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы (появление новых моделей машин, технологий и т.д.).
Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в достоверности этой информации.
Слайд 8Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Основные факторы среды прямого воздействия:
Поставщики (сырья
и материалов, оборудования, энергии; капитала; трудовых ресурсов)
Потребители (домашние хозяйства; фирмы-производители;
фирмы-посредники («промежуточные продавцы); бюджетные организации и учреждения; иностранные потребители)
Конкуренты
Контактные аудитории (государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности; СМИ; общественные организации; местные контактные аудитории; персонал фирмы)
Слайд 9Характеристика внешней среды функционирования фирмы
Факторы среды косвенного воздействия:
государственно-политические (фактор государственного
регулирования предпринимательской деятельности, политическая ситуация в стране)
экономические (инфляция, новые налоги,
уровень процентных ставок на капитал, уровень занятости)
социально-демографические (социокультурные – уровень жизни различных групп населения, стиль жизни и т.д., и демографические – численность, рождаемость и т.д.)
международные (крупные политические события, катастрофы и т.д.)
научно-технологические (достижения научно-технического прогресса)
правовые (нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность фирмы в различных областях)
Слайд 10Внутренняя среда фирмы и ее характеристика
Фирма - сложная открытая система.
Подсистемы фирмы - функциональные сферы предпринимательской деятельности:
маркетинг
производство
и научно-техническое развитие
снабжение
сбыт
финансовое хозяйство и учет
управление персоналом
Слайд 11Внутренняя среда фирмы и ее характеристика
Элементы внутренней среды фирмы (сфера
управления)
Слайд 12Снабжение
Производство и научно-техническое развитие
Сбыт
Государственно-политические факторы
Научно-технологические факторы
Социально-демографические факторы
Поставщики
Потребители
Конкуренты
Контактные аудитории
Маркетинг
Рынок сбыта
Рынок снабжения
Управление
персоналом
Финансовое хозяйство и учет
Экономические
факторы
Международные факторы
Управление
Рынок труда
Финансовые рынки
Правовые факторы
Полная модель фирмы рыночного типа
Слайд 13Конкуренция и конкурентоспособность
«Конкурентоспособность – это реальные и потенциальные возможности фирм
в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары,
которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов»,
- Европейский форум по проблемам управления
Суть конкуренции выражается пятью силами:
1) угрозой появления новых конкурентов;
2) угрозой появления товаров-заменителей;
3) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
4) способностью покупателей торговаться;
5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Слайд 14Конкуренция и конкурентоспособность
Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств,
обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами
других компаний.
Конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы использовать свои сильные стороны, выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции.
Основные факторы, определяющие конкурентоспособность фирмы:
стратегия фирмы,
наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
инновационный потенциал,
доля рынка,
эффективность менеджмента.
Конкурентоспособность страны, региона, отрасли зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства и реализации товаров и услуг.
Слайд 15Конкуренция и конкурентоспособность
Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств,
обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами
других компаний.
Слайд 16Конкуренция и конкурентоспособность
ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ
Слайд 17Экономическая устойчивость фирмы: понятие и критерии оценки
Экономическая устойчивость - это
способность фирмы сохранять определенный уровень достижения целей в условиях динамических
трансформаций в бизнес - среде.
Состояние внешней среды фирмы
Экономическая устойчивость фирмы
Эффективность работы фирмы
Взаимосвязь экономических показателей
Слайд 18Экономическая устойчивость фирмы: понятие и критерии оценки
Критерии экономической устойчивости:
Устойчивость
производственно-хозяйственной деятельности
Устойчивость сбытовой деятельности
Устойчивость ресурсного обеспечения
Устойчивость производственно-технической базы
Устойчивость
реализации инвестиционных программ
Финансовая устойчивость
Информационная устойчивость
Слайд 19Экономическая устойчивость фирмы: понятие и критерии оценки
Требованием устойчивого функционирования фирмы
в рыночных условиях является экономическая эффективность.
Эффект это определенный
результат, полученный в течение какого-либо периода.
Эффективность это сопоставление эффекта (результата) и затрат, вызвавших этот эффект (результат).
Эффективность = _ Эффект (результат)
Затраты
Эффективность предпринимательской деятельности характеризуется получением предпринимательского дохода, достаточного для покрытия текущих затрат и новых инвестиций.
Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности является важнейшим фактором устойчивого и динамичного развития фирмы.
Слайд 20Тема 3. Среда функционирования фирмы
Контрольные вопросы
Что понимается под внешней средой
фирмы?
Какие основные характеристики внешней среды Вы знаете?
Почему необходимо учитывать состояние
внешней среды в управлении фирмой?
В чем различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия?
Назовите основные факторы среды прямого воздействия.
Рассмотрите основные факторы среды косвенного воздействия.
Как можно оценить качество правовой базы для развития предпринимательства в России?
Назовите наиболее характерные черты экономической устойчивости фирмы.
Исходя из собственного опыта приведите пример влияния социально-экономических факторов на деятельность фирмы.
Конкуренция и конкурентоспособность как экономические категории.
Основные направления повышения конкурентоспособности предпринимательских структур.
Критерии экономической устойчивости фирмы.