Слайд 1«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Олейник
Н.М., к.э.н., доцент
Санкт-Петербург
2011
Слайд 2Тема 9. Деятельность коммерческого предприятия в условиях риска
Влияние внешней среды
на экономические показатели коммерческой деятельности предприятия.
Коммерческий риск. Классификация коммерческих
рисков.
Методы количественной оценки коммерческих рисков и принципы управления ими.
Выживание предприятия.
Диагностика (мониторинг) по раннему обнаружению проблемных ситуаций, связанных с угрозой потери устойчивости предприятия и формирование состава мероприятий по ликвидации угроз.
Слайд 3Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и
услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Причины возникновения коммерческих рисков:
снижение объемов реализации
в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
потери товара;
потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Слайд 4Рис. Классификация коммерческих рисков
Риск в буквальном понимании означает принятие решения,
результат которого заранее не известен.
Слайд 5Экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике
предприятия или в экономике страны.
Наиболее распространенным видом экономического риска, в
котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.
По характеру учета риски делятся на внешние и внутренние:
К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории.
На уровень внешних рисков влияют факторы - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.
К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории.
На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.
Слайд 6По характеру последствий риски подразделяются на:
Чистые риски (простые или статические) характеризуются
тем, что они практически всегда несут в себе потери для
предпринимательской деятельности.
Причины чистых рисков: стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.
Спекулятивные риски (динамические или коммерческие) характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату.
Причины спекулятивных рисков: изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д.
Финансовые риски – это спекулятивные риски.
Финансовый риск (риск невыполнения фирмой своих финансовых обязательств).
Причины возникновения финансовых рисков: неосуществление платежей от дебиторов; инфляция и дефляция; изменение валютных курсов.
Слайд 7К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск,
риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитные риски – опасность неуплаты заемщиком основного
долга и процентов, причитающихся кредитору.
Процентный риск – опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами, селенговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (недополученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование) или остановки хозяйственной деятельности.
Слайд 83. Методы количественной оценки коммерческих рисков и принципы управления ими.
Коммерческий
риск — предпринимательский, хозяйственный риск, возникающий при проведении бизнес-операций, осуществлении
сделок. Состоит в возможном снижении, потере доходов предприятия из-за действий, решений в условиях неопределенности, недостатка информации о состоянии рынка.
Риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерить его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.
Целенаправленные действия по ограничению риска в системе бизнеса носят название риск-менеджмент.
Применение риск-менеджмента включает три основные позиции:
Выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации риска;
Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;
Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий.
Слайд 9Методы управления рисками можно разделить на четыре группы:
методы
уклонения от риска;
методы локализации риска;
методы диссипации риска;
методы компенсации риска.
Методы уклонения
от риска предполагают:
исключение рисковых ситуаций из бизнеса;
избегание сделок с ненадежными партнерами, клиентами;
отказ от услуг неизвестных или сомнительных фирм;
отказываются от инновационных или инвестиционных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации;
разработка комплексной программы страховой защиты.
Слайд 11Метод локализации риска
Применяется только, когда можно четко идентифицировать источники риска.
Наиболее опасные участки производственного процесса локализуются, и над ними устанавливается
контроль, снижается уровень финансового риска.
Подобный метод используют крупные компании для внедрения инновационных проектов, освоения новых видов продукции и т. д.
В самых простых случаях для локализации риска создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.
Слайд 12Методы диссипации (рассеивания) риска
1. Распределение риска между стратегическими партнерами.
2.
Диверсификация.
3. Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля.
4. Мониторинг
социально – экономической и нормативно – правовой среды.
Слайд 131. Распределение риска между стратегическими партнерами.
Партнеры - другие предприятия,
физические лица.
Здесь могут создаваться акционерные общества, финансово – промышленные
группы. Предприятия могут вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.
Объединение предприятий в одно либо в группу носит название интеграции.
Обратная интеграция - предполагает объединение с поставщиками;
Прямая интеграция - подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия;
Горизонтальная интеграция - предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничению зон хозяйствования, каких-либо совместных действий;
Вертикальная интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей.
Слайд 142. Диверсификация.
Диверсификация подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта
или каналов поставок.
Диверсификация закупок – это увеличение количества поставщиков, что
позволяет ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика. (нарушение графика, форс – мажор, банкротство и др.)
Диверсификация рынка сбыта (развитие рынка) - предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других.
Диверсификация видов хозяйственной деятельности - подразумевает расширение ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых услуг, спектра используемых технологий. При возникновении проблем с реализацией одного вида продукции, организация сможет компенсировать потери при помощи других сфер хозяйствования либо вообще перейти в другую отрасль.
Слайд 153. Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля.
Диссипация риска при формировании
инвестиционного портфеля предполагает реализацию одновременно нескольких проектов, характеризующихся небольшой капиталоемкостью.
Это можно назвать диверсификацией инвестиций.
Слайд 16Методы компенсации риска
Данная группа методов относится к упреждающим методам управления
(управление по изменениям).
1. Стратегическое планирование особенно эффективно, если
разработка стратегии проходит
через все сферы внутри предприятия.
Разработка комплекса компенсирующих мероприятий, создания и использования резервов.
2. Прогнозирование внешней экономической обстановки.
Заключается в периодической разработке сценариев развития внешней среды предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка.
3. Активный целенаправленный маркетинг.
Он подразумевает использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия.
Рекламные акции. Позиционирование товара. Дифференциация продукции. Фокусирование на определенные группы потребителей.
Слайд 17Методы компенсации риска
4. Мониторинг социально – экономической и нормативно –
правовой среды.
Используются методы:
Сегментация рынка и оценка его емкости;
Организация рекламной
компании;
Анализ поведения конкурентов;
Выработка конкурентных стратегий.
5. Создание системы резервов.
На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, денежных средств, создаются планы их мобилизации в условиях кризиса. В некоторых случаях создание резервных фондов является обязательным.
6. Привлечение внешних ресурсов.
В случае когда фирма не в состоянии покрыть все потери внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главное из них — перспектива будущей прибыльности.
Слайд 18Для снижения внутренних предпринимательских рисков предприятие должно проверять потенциальных партнеров
по бизнесу и тщательно подбирать кадры.
Правила пяти «C» американских предпринимателей
– модель для проверки кредитоспособности партнера:
1. Личность заемщика (character) – его репутацию, степень ответственности;
2.финансовые возможности (capacity) – способность погасить взятую ссуду за счет текущих поступлений или средств от реализации активов;
3.имущество (capital) – величина и структура акционерного капитала;
4.обеспечение (collateral) – вид и стоимость активов, предлагаемых в качестве залога;
5. общие условия (conditions) – общее экономическое состояние и другие факторы.