Слайд 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
МЧС РОССИИ
Слайд 2Политология
лекция
Этапы становления политической мысли.
Слайд 3Вопросы лекции:
Становление политической мысли в эпоху Античности и Средневековья.
Политическое
мировоззрение в эпоху Возрождения и Нового времени.
Парадигмы западной политологии
19 – 20 веков.
Особенности становления и развития политической мысли в России.
Слайд 4Доклады:
Разработка вопросов о государстве и политике в немецкой классической философии
18 – 19 вв. (И.Кант, Ф.Гегель).
Власть, сила, насилие в
политических теориях 19 – 20 вв.
Общая характеристика и особенности русской политической мысли.
Слайд 51. Становление политической мысли в эпоху Античности и Средневековья.
Платон (427
– 347 до н.э.)
«Государство», «Законы».
Идеальное государственное устройство – аристократия -
ограничение абсолютной власти правителя.
Основополагающий принцип организации идеального государства – справедливость (каждому занятие – соответствующее его натуре).
Слайд 6Деление общества на сословия:
Философы – правители.
Воины – стражи.
Ремесленники-производители.
Слайд 7Типы государственного устройства:
Аристократия.
Тимократия.
Олигархия.
Демократия.
Тирания.
Слайд 8Аристотель (384 – 322 до н.э.)
«Политика», «Афинская полития».
Цель государства
– благая жизнь граждан. Нужно следить, чтобы цель не искажалась
людьми, стоящими у власти.
Критерии классификации государств:
Количество властвующих.
Цель государства.
Слайд 9Правильные государства:
Монархия.
Аристократия.
Полития.
Слайд 10Неправильные государства:
Тирания.
Олигархия.
Демократия.
Слайд 112. Средневековье.
Августин Блаженный (354 – 430).
«О граде божьем».
Бог наделил
человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему. Рабство и господство
возникает в результате человеческого греха. Бог не отвечает за зло в мире. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение, то все формы достойны подчинения.
Слайд 12Учение Фомы Аквинского
(1225 – 1274).
«О правлении государей»
« Сумма теологий».
Утверждал, что
государство – высшее произведение человеческого искусства, существует, чтобы заботиться об
общем благе. Правитель в государстве занимает та кое же место как и бог во Вселенной.
Слайд 13Выступал против социального равенства.
Подданные должны подчиняться господам. Рассматривал вопрос о
неповиновении власти.
Если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные вправе
им сопротивляться.
Слайд 14Эпоха Возрождения.
Николо Макиавелли (1469 – 1527).
Государство – динамичное состояние,
результат соотношения борющихся сил.
Правильные – монархия, аристократия, демократия.
Неправильные –
тирания, олигархия, охлократия.
Обобщает и формулирует правила политического искусства.
Слайд 1517 век – эпоха ранних буржуазных революций (Нидерландской, Английской, Французской).
В
этот период наблюдается переход от теологического к юридическому мировоззрению.
17 век
проходит под знаком возрождения в новом качестве идеи «Естественного права» и формирования концепции «Общественного договора».
Слайд 16Для концепции «Естественного права» и «Общественного договора»
характерна следующая характеристика развития
политических отношений в обществе:
Естественное состояние людей.
Общественный договор.
Гражданское общество
в форме какого-либо государства.
Слайд 17Политическая доктрина Томаса Гоббса (1588 – 1679)
«О гражданине»
« Левиафан»
– государство, единое лицо, созданное путем договора»
Слайд 18Характеризует «естественное состояние» как
«войну всех против всех». От «естественного
состояния» к государственному общество переходит путем сосредоточения власти и силы
в одном человеке или собрании людей, которое большинством голосов сводило все воли граждан в единую волю. Это может быть достигнуто посредством соглашения. Каждый человек доверяет своему представителю действовать по своему усмотрению.
Слайд 19Цель государства – социальный порядок, обеспечение безопасности.
Верховная власть никак и
ни в чем не зависит от подданных;
Подчинение подданных государственной
власти безусловно;
Власть государства абсолютна;
Граждане могут делать все, что не запрещено законом.
Слайд 20Выступал против деления власти (на законодательную и исполнительную), т.к.
это ведет
к нарушению мира и социального порядка.
Не разделял государства с
точки зрения правильности/неправильности. Государство в любой форме устанавливается в интересах мира и безопасности всех граждан.
Слайд 21Выделял 3 вида государства:
Монархия (верховная власть принадлежит одному лицу);
Демократия
( верховная власть принадлежит собранию людей, где каждый обладает правом
голоса);
Аристократия (верховная власть - у собрания лиц, но только некоторые из них имеют право голоса).
Слайд 22Политический идеал -
- абсолютная монархия, т.к. она в наибольшей степени
отвечает его представлению о сущности государства.
Слайд 23Джон Локк (1632 – 1704)
«Трактат о государственном правлении»;
«Опыт о
законе природы»
Слайд 24«Естественное состояние» - это
состояние полной свободы в отношении действий людей,
в отношении распоряжения имуществом и личностью в границах закона природы.
Люди погружены в обстановку мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности.
Слайд 25Однако
в «естественном состоянии» не хватает многого для достижения главной цели
любого человека – сохранение его собственности (жизни, свободы и владения).
Вывод:
дальнейшее пребывание в «естественном состоянии» не обеспечивает сохранение собственности. Люди объединяются в государства, под власть правительства.
Слайд 26Государство может существовать в следующих формах:
Демократия (если большинство народа
будет участвовать в создании законов);
Олигархия (законодательная власть передается в
руки нескольких избранных лиц и их наследников - олигархов);
Монархия (власть передается одному лицу).
Слайд 27Политический идеал -
умеренно-конституционная монархия.
Монархия может и должна носить ограниченный характер.
Слайд 28Д.Локк одним из первых предложил принцип разделения властей.
Законодательная власть должна
принадлежать органу, который собираясь создает законы (Парламент);
Исполнительная власть необходима для
непрерывного исполнения этих законов;
Союзная власть – для решения вопросов войны и мира, заключения внешних союзов (сфера внешней политики)
Слайд 29Французское Просвещение:
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755);
Ж. Ж. Руссо
(1712 – 1778) (изучить самостоятельно)
Слайд 30В 19 веке в мире произошли существенные сдвиги в практике
политической жизни
В начале 30-х годов 19 века во многих
европейских странах создавались предпосылки перехода к правовому государству, принимались Конституции, расширялся круг лиц, участвующих в политической жизни общества.
19 век – это и период активного формирования политических партий, профсоюзов.
Слайд 313. На рубеже 19 – 20 веков возникает ряд
направлений в
области теории политического режима: консерватизм, либерализм, демократизм и другие.
Слайд 32Консервативное направление.
Родоначальник этой теоретической концепции – английский политический деятель Эдмунт
Берк (1729 – 1797).
«Размышления о революции во Франции» – подверг
критике политику либералов, приведшую к революции и их основные теоретические принципы.
Слайд 33Пришел к выводу, что
революция – вещь опасная и вредная. Понимал,
что общество не стоит на месте, его нельзя остановить в
развитии. Попытки заморозить общественные отношения бессмысленны и вредны. Все в мире развивается эволюционно. В политической жизни нужно исходить из этой закономерности.
Слайд 34Руководя обществом, необходимо следовать следующим положениям:
Общество социально неоднородно, а принцип
юридического равенства есть фикция.
Недопустимы покушения на частную собственность.
Семья
являет собой не только биологическую ячейку общества, но и его политическую основу. Семья формирует граждан.
Религия и церковь – необходимые основы государства.
Принцип разделения властей недостаточен в силу того, что центральная власть склонна к подавлению местных властей, что очень опасно.
Слайд 35Либеральное направление.
В. Гумбольт (1767-1835)
Б.Констан (1767-1830)
И.Бентам (1748-1832)
Дж.Локк (1632-1704)
Ш.Монтескье(1689-1775)
Слайд 36Как самостоятельное политическое течение
либерализм сложился в начале 19 века.
Главная идея
либералов – свобода личности, самоценность человека, которому подчинено все: от
государства до природы.
Политическая установка либералов была направлена против абсолютной власти государства.
Слайд 37Демократическое направление
Алексис де Токвиль (1805 – 1859) – крупный
теоретик либеральной демократии.
«О демократии в Америке», «Старый порядок и революция»
Слайд 38Анализирует механизм американской демократии.
Ее основные достоинства увидел в решении проблемы
равенства и свободы граждан. Особо подчеркивал значение сочетания политического и
правового равенства людей и их свобод, которые обеспечиваются законом и деятельностью государства
Слайд 39Выражает идею правового государства
(закон должен регулировать политические, экономические и другие
отношения между людьми).
Основная цель демократии – защита свободы и равенства
людей.
Особо выделял роль судебной власти. Считал, что демократию нельзя ввести декретом, необходим переходный период (конституционная монархия).
Слайд 40К середине 19 века в демократическом направлении
обозначились 2 ориентации
мыслителей : одна часть мыслителей стремилась наметить пути коренного преобразования,
избегая революционных методов, другая часть связывала коренные социальные изменения с осуществлением революционных преобразований, рассматривала возможность применения насилия.
Слайд 41Фердинанд Лассаль (1825 – 1864)
- представитель первого направления.
Вождь социал-демократической
партии. Сотрудничал с К. Марксом, но разошелся во взглядах на
будущее развитие общества и государства.
Карл Маркс (1818 – 1883)
Фридрих Энгельс (1820 – 1895)
Слайд 42Психологическое направление политической мысли.
Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»
(1885).
Все люди делятся на 2 группы: первая часть (меньшая) –
те, кто стремится к власти, кто способен властвовать и готов нести ответственность за свои действия (духовные аристократы). Вторая (большая) часть людей – не испытывает стремления к власти.
Слайд 43Лучшая форма власти – аристократическая республика
Вторая часть его концепции –
учение о сверхчеловеке. В определенные исторические периоды, эпохи нация из
числа наилучших представителей выделяет сверхчеловека. Сверхчеловек – это харизматическая личность, это человек, способный стать вождем, организовать нацию, принять на себя ответственность
Слайд 44Одна из дискутируемых проблем 20 века
проблема господства и подчинения. В
западной политологии сложилась традиция элитарных подходов (теория элит).
Вильфредо Парето (1848
– 1923)
«Трактат об общей социологии»
Гаэтано Моска (1858 – 1941)
«Основы политической науки»
Слайд 45Теория олигархизации (бюрократизации) политических партий.
Моисей Острогорский (1854 – 1919)
«Демократия и
организация политических партий»
Роберт Михельс (1876 – 1936)
«Социология политических партий»
Слайд 464. Особенности становления и развития политических идей в России.
Как самостоятельная
область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов
на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России. Первоначально развивалась в религиозной форме (11 – 13 вв). С 17 века преобладают светская и просветительская тенденции.
Слайд 47Основные этапы развития политической мысли в России:
Политические взгляды Древней Руси
(9 -14 вв.) Митрополит Иларион, Нестор, В. Мономах.
Период образования
Русского централизованного государства (14-16 вв.). Монах Филофей, И.С. Пересветов.
Период абсолютизма (17 – нач. 18 вв). Ф. Прокопович, В.Н.Татищев, И.Т.Посошков.
Период разложения феодализма (вторая половина 18 в). М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий, Д.Н.Фонвизин, А.Н.Радищев.
Политические учения 19 – 20 вв. М.Сперанский, Н.Карамзин, П.Пестель, Н.Муравьев, Б.Чичерин, А.Герцен, В.Белинский, Н. Чернышевский, М.Бакунин
Слайд 48Характерные черты:
Преобладание крайностей радикализма и консерватизма.
Своеобразие набора и
содержания поставленных и решаемых вопросов;
Односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма.
Чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого – консерватормаи, будущего – радикалами);
Недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их реализации;
Связь политико-философских и религиозно-нравственных идей.
Слайд 49Либерализм (западничество)
М.М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, Н.А.Станкевич, А.В.Анненков.
Классический – Б.Н. Чичерин
Специализированный – П.И.
Новгородцев
Слайд 50Консерватизм (славянофильство)
Реакционное направление – С. Уваров,
К.П. Победоносцев.
Реформаторское направление –
А.С.Хомяков, Н.Я.Данилевский.
Социал-реформизм – Ю.О. Мартов, Г.В.Плеханов.
Радикализм – А.Н.Радищев, П.И.Пестель, А.И.
Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский.
Слайд 51Разновидности радикализма:
Большевизм – В.И.Ленин, И.В.Сталин.
Анархизм – М.А. Бакунин,
П.А. Кропоткин,
П.Л. Лавров
Слайд 52Религиозно-нравственная традиция:
В.С.Соловьев (1853 – 1900)
Н.А.Бердяев (1874 – 1948)
Большой вклад в
развитие политологии внес И.А.Ильин (1882 -1954)