Слайд 1Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Лекция по дисциплине «Психология» на
тему:
«ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ»
Подготовил: Дмитриева Светлана Юрьевна
Слайд 2Содержание курса:
История возникновения и развития психологии;
Понятие о психике. Сознание как
высшая ступень развития психики.
Психология деятельности и познавательных процессов.
Общее и индивидуальное
в психике человека. Психология личности.
Индивидуально-типологические особенности личности.
Общение как деятельность. Психология общения.
Психология взаимодействия. Межличностные отношения.
Слайд 3Психология как наука
Психология (греч. «псюхэ» - душа + «логос» –учение)
– наука о душе.
Аристотель «О душе» – первый трактат по
психологии (в рамках философии).
18 в. – впервые появился термин в научном обиходе.
Слайд 4 1879 (Ляйпциг) – В. Вундт открыл первую в мире психологическую
лабораторию, которая впоследствии переросла в Институт эксперементальной психологии (введение метода
ИНТРОСПЕКЦИЯ).
Возникла новая наука – «Психология».
Слайд 5Объект психологии – психика;
Предмет психологии – психические процессы, свойства и
состояния.
Психология - это наука, изучающая психические явления.
Слайд 7Методы психологии
Методы научных исследований - это приемы и средства получения
учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий
и разработки рекомендаций для практической деятельности.
Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.
Валидность - это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.
Надежность - свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.
Слайд 8Методы психологии:
Эксперимент;
Наблюдение;
Интервью;
Метод беседы;
Метод экспертных оценок;
Психодиагностический метод;
Интроспекция;
Методы статистической обработки данных.
Слайд 9 Эксперимент - метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная
ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.
Слайд 10Виды эксперимента:
1. Лабораторный - проводится в специально оборудованных помещениях, часто с
использованием специальной техники.
Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет
получать интересный научный материал.
Трудности лабораторного эксперимента:
1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;
2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;
3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.
Слайд 112. Естественный эксперимент - искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые
был предложен А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти
дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит "сделать покупки" и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.
Слайд 12Основные задачи психологии:
Изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития
психических явлений;
Изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на
разных этапах ее развития и в различных условиях;
Использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Слайд 13Отрасли психологии
Современная психология - это достаточно разветвленный комплекс наук, который
продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4-5 лет возникает новое
направление)
Можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Слайд 14 Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии
и поведения всех людей.
Такая универсальность позволяет их иногда объединять под
названием "общая психология".
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.
Слайд 15Классификация
Р. С. Немова (1995).
Общая психология:
1. Психология познавательных процессов и состояний.
2. Психология личности.
3. Психология
индивидуальных различий.
4. Возрастная психология.
5. Социальная психология.
6. Зоопсихология.
7. Психофизиология.
Слайд 16Некоторые специальные отрасли психологических исследований:
1. Педагогическая психология.
2. Медицинская психология.
3. Военная психология.
4. Юридическая психология.
5. Космическая психология.
6. Инженерная
психология.
7. Экономическая психология.
8. Психология управления.
Слайд 17Место психологии в системе наук
Психология =
естественно-научная+гуманитарная дисциплина
(две разные традиции)
Слайд 18Дискуссия по-поводу научного статуса психологии
Социологическое исследование американского исследователя Б.Г. Хегенхана
(2009), ответ на вопрос, «насколько научна современная психология?»
«Точки зрения»:
-
Нет, она представляет собой допарадигмальную дисциплину;
Нет, ее предмет слишком субъективен, чтобы поддаваться научному исследованию;
Нет, но она может и должна стать наукой;
И да, и нет: она частично является наукой, а частично нет;
Да, психология является научной дисциплиной, использующей научную методологию.
Слайд 19Этапы развития психологии:
I этап — психология как наука о душе. Такое определение
психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души
пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.
Слайд 20III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце
XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски —
“поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.