Разделы презентаций


САВИЦКИЙ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ

Родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области БССР. Юность Савицкого совпала с годами и Великой Отечественной войны. В возрасте двадцати лет он участвовал в боях за

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 САВИЦКИЙ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
Советский и белорусский художник.

Народный художник СССР (1978) и БССР (1972), действительный член Российской

Академии художеств и Национальной Академии наук Беларуси, лауреат Государственной премии СССР (1973), первый, кто был награждён орденом Франциска Скорины. Указом Президента Республики Беларусь № 135 от 1 марта 2006 года Михаилу Савицкому было присвоено звание «Герой Беларуси».
САВИЦКИЙ МИХАИЛ   АНДРЕЕВИЧСоветский и белорусский художник. Народный художник СССР (1978) и

Слайд 2Родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района

Витебской области БССР. Юность Савицкого совпала с годами и Великой

Отечественной войны. В возрасте двадцати лет он участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны Савицкий оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау, где активно боролся в рядах Сопротивления. Савицкий избежал смерти в лагерях — освобождение его лагеря союзниками произошло в то время, когда он, после семнадцатидневного пребывания под арестом за организацию побега, находился в тифозном бараке.

После войны учился в Минском художественном училище, затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, который он окончил в 1957 году.

Жил и работал в Минске. Был руководителем государственного учреждения культуры «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры».

В последнее время тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года[1] Похоронен на Восточном кладбище г. Минска.

Биография

Родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области БССР. Юность Савицкого совпала с

Слайд 3Для Михаила Андреевича было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических

и современных тем («Песня», 1957; циклы «Героическая Белоруссия», 1967, «Цифры

на сердце» (в основу которого положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях), 1976; картины «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.). Все эти полотна посвящены памяти погибших во времена великой отечественной войны. Также они воспевают патриотизм советских людей.

Картина «Летний театр» вызвала скандал в СМИ. По словам самого автора. Среди 13 работ, которые я представил на выставке во Дворце искусств в Минске в 1980 году, была одна, названная „Летний театр“. Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв. … На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал. По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключенного. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным.

Творчество

Для Михаила Андреевича было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем («Песня», 1957; циклы «Героическая

Слайд 5Михаил Савицкий прославился своими работами на военную тематику в области

станковой и монументальной живописи. Обращение Савицкого к монументальному искусству было

обусловлено самой природой его художественного мышления. Для художника характерно публицистическое, эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем. Творчество Савицкого выделяется глубоким проникновением в сущность явлений, их философским осмыслением. В основе произведений военной тематики - личные впечатления о поступках фашистов.


Созданной в 1963 году картиной "Партизаны" художник сразу заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Картина оказалась на гребне тех поисков, которые наметились в белорусском искусстве в начале 1960-х годов. Работа Савицкого воплотила стилистические черты, характерные для всей советской живописи этого периода. В "Партизанах" сконцентрировался весь жизненный и профессиональный опыт сорокалетнего мастера. Произведение захватывает своим внутренним напряжением, заложенным и в драматургии, и в пластическом решении полотна.


Картина "Партизанская мадонна" (1967) наиболее полно воплотила философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода. Вскоре после создания полотно было куплено Государственной Третьяковской галереей. "Партизанская мадонна" экспонировалась на многих международных выставках - в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии, Монголии. В 1978 году Савицкий написал "Партизанскую мадонну (Минскую)".


В 1972 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске. В сложной композиции произведения экспрессия красного, черного и охры несет идейно-символическую нагрузку.


Жуткую правду о прошлом во имя будущего несут 16 полотен Михаила Савицкого под названием "Цифры на сердце" (1974-1980), посвященные ужасам концлагерей. Серия картин "Цифры на сердце" - явление, которое не имеет аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения художественных задач.


Широко известны живописные произведения: "Витебские ворота" (1967), "Поле" (1974), "Плач по погибшим героям" (1974), а также триптих "Агрессия" (1984), проникнутые антифашистским пафосом и публицистичностью.
Михаил Савицкий прославился своими работами на военную тематику в области станковой и монументальной живописи. Обращение Савицкого к

Слайд 7Военная тема - ведущая, но не единственная в живописи Савицкого.

Золотой медалью Академии художеств БССР отмечена серия Михаила Савицкого "Черная

быль" (1987-1992). По словам автора, серия была создана "с единственной целью - снять завесу секретности над последствиями Чернобыля и привлечь к этой трагедии внимание людей. Потому что одно дело говорить об этом, даже принимать программу ликвидации последствий, другое - воспринять все, что произошло, сердцем". К 20-летию катастрофы на ЧАЭС выставка живописи "Черная быль" экспонировалась в Национальном художественном музее. В картинах "Эвакуация", "Зрячий", "Крест надежды", "Покинутые", "Доля" художник отразил события постчернобыльской жизни людей; тяжелый путь преодоления катастрофы запечатлен в работах "Реквием", "Чернобыльская мадонна", "Аллегория Чернобыля" и др.


Много картин художник посвятил теме истории становления белорусской национальной культуры: "Сейбиты" (1972), цикл полотен для Музея Я.Купалы в Минске и др.


Тема крестьянского труда также присутствует в творчестве мастера. В "мирных" полотнах отношение человека к земле, зерну, хлебу исполнено особого благоговения. Бережно пересыпают зерно с ладони на ладонь трое немолодых крестьян в картине "Урожай" (1966-1967). У каждого своя собственная дума о хлебе, но в различных состояниях героев - тревоге, озабоченности, мудром спокойствии - проявляется одинаково взыскательная оценка плодов своего труда. Картина "В поле (Пора сева озимых)" (1971) - о людях, напряженно думающих о будущем урожае. Единое, лишенное суетности, сосредоточенное состояние имеет у персонажей индивидуальный оттенок, раскрывающий сильный, самобытный характер.


Михаил Савицкий известен и благодаря портретам. Среди портретных работ: "Женский портрет" (1966), "Янка Купала" (1979), "Пушкин и Гончарова" (1986). "Достоевский" (1988) и др. В 2000-2002 гг. художником создана серия портретов президентов Национальной академии наук Беларуси.


Произведения Михаила Савицкого находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении "Центральный Дом художника", Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Военная тема - ведущая, но не единственная в живописи Савицкого. Золотой медалью Академии художеств БССР отмечена серия

Слайд 9Выставка произведений Михаила Савицкого "Художник. Гражданин. Герой" торжественно открылась 8

мая 2010 года в "Музее истории города Минска". Экспозиция располагалась

в 6 залах и знакомила ценителей искусства с полотнами, написанными в начале творческой деятельности: дипломная работа "Песня" (1957), "У переезда"(1958), "Разговоры" (1958), "Соцобязательство" (1960), "Хлеб" (1962), "Льноводы" (1962), а также произведениями 1970-1980-х годов: "Куст роз" (1974), "Визит" (1986), "Поздние груши" (1983) и др. Демонстрировались работы циклов "Цифры на сердце" и "Черная быль".


О Михаиле Савицком создан документальный фильм по сценарию Геннадия Буравкина “Опаленная память”.


В последнее время Михаил Андреевич тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года.


Михаил Андреевич Савицкий навсегда вошел в историю Беларуси как величайший мастер искусства современности, замечательный педагог и общественный деятель, чье творчество составляет одну из самых ярких страниц национальной культуры.
Выставка произведений Михаила Савицкого

Слайд 10"Чернобыльская мадонна"
Картины М.Савицкого


Слайд 11"Плач о земле"


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика