Слайд 1Сборник
артикуляционных упражнений.
Слайд 2Введение
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как
все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Слайд 3Упражнения для речевого дыхания
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос
плечи
не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить,
за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Слайд 4Упражнения для речевого дыхания
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика
в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его
в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Слайд 5
«Весёлое лесное путешествие»
Упражнения
для верхних
дыхательных путей
Слайд 6Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Там полным-полно чудес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с
согнутыми в локтях руками
удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами
по крыльям носа)
Слайд 7Вот идет задорный еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р!
Ф-ф-р! Ф-ф-р!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок
ежик)
Слайд 8Вот веселая пчела
детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з!
З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Слайд 9Пчёлку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а!
Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Слайд 10Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-а-а! Г-а-а!
Г-а-а! Г-а-а!
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на
вдохе, опускать со звуком,
Садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат
и деятельность головного мозга)
Слайд 12
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
«Блинчик»
Слайд 13«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки"
(приподнять кончик языка)
Слайд 14«Грибочек»
улыбнуться
присосать широкий язык к нёбу
Слайд 15«Кошка»
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние
зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Слайд 16«Маляр»
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить
(«покрасить») нёбо
Слайд 17«Качели»
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка
за нижние зубы
Слайд 18«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Слайд 19«Чистим зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней
стороны «почистить» поочередно нижние
и верхние зубы
Слайд 21«Заборчик»
улыбнуться, с напряжением
обнажив сомкнутые зубы
Слайд 22«Поймаем мышку»
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик
языка (поймали мышку за хвостик)
Слайд 23«Окошко»
широко открыть рот – «жарко»
закрыть рот — «холодно»
Слайд 24«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы
зубы сомкнуты
Слайд 25Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков
ш, ж,
ч, щ.
Слайд 26«Месим тесто»
улыбнуться
пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя... »
покусать кончик языка
зубками (чередовать эти два движения)
Слайд 27«Кошка»
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние
зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Слайд 28«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку)
переводить из одного уголка
рта в другой
Слайд 30«Чистим зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней
стороны «почистить» поочередно нижние
и верхние зубы
Слайд 31
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
«Блинчик»
Слайд 32«Вкусное варенье»
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме «чашечки»
облизать верхнюю губу
Слайд 33«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки"
(приподнять кончик языка)
Слайд 34«Качели»
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка
за нижние зубы
Слайд 35«Маляр»
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить
(«покрасить») нёбо
Слайд 36«Грибочек»
улыбнуться
присосать широкий язык к нёбу
Слайд 37«Гармошка»
улыбнуться
сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу, не
отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Слайд 38«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)