Разделы презентаций


СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Содержание

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Учебник для студентов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКАСЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Слайд 2Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.

сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 1999. - 232 с.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Учебник для студентов. – С-П.: Издательский дом «Питер», 2001. - 204 с.
Зверева О.Д. , Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 204 с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -

Слайд 3
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
ИСТОЧНИКИ

СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Слайд 4Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста,

дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей

является семейная педагогика.
Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой.
Они изучают сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования.
Но каждая из отраслей педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от этого различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса.
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной

Слайд 5Две ветви воспитания - в семье и в общественных учреждениях

- сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю

человечества на заре его существования.
Им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй.

Две ветви воспитания - в семье и в общественных учреждениях - сложились в глубокой древности, уходят своими

Слайд 6Задания
Составьте схему общих и различных признаков общественного и семейного воспитания
Подберите

пословицы о семье, домашнем воспитании, определите, какие из них доступны

пониманию старших дошкольников.
Продумайте педагогическую ситуацию (беседа с детьми, игры на бытовую тематику, показ инсценировки, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественного произведения и т.д.), в которой целесообразно использовать соответствующую пословицу.
ЗаданияСоставьте схему общих и различных признаков общественного и семейного воспитанияПодберите пословицы о семье, домашнем воспитании, определите, какие

Слайд 7Различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания.


В дошкольном учреждении цель носит объективный характер

(«заказ» общества на воспитание)
В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.
Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу.
В дошкольном учреждении цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, обозначены в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят имплицитный (несформулированный) характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; сплоченности семейного коллектива и т.д.).

Различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении цель носит объективный характер

Слайд 8Методы воспитания, которые используются в детском саду и семье, отличаются

и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию,

а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка.
В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы.
Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Методы воспитания, которые используются в детском саду и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно

Слайд 9Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный

психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной

части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.
Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и пер­спективы его развития.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система.

Слайд 10Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не

утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий

для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы - это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка,

Слайд 11Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание,

по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью.


Однако это не обеспечивает приоритет общественного вос­питания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни.
Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной

Слайд 12В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек,

братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контак­тах

«лицом к лицу».
В семье, как правило, нет жестко заданной сис­темы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером,

Слайд 13Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой

цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.).
Поэтому взаимосвязь

субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств.
Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги, администрация» более фиксированны, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и

Слайд 14Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных

отличий, которые необходимо учиты­вать для того, чтобы обеспечить их целесообразное

взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием.
Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учиты­вать для того, чтобы

Слайд 15Это объясняется рядом причин:
Долгие годы в нашей стране осуществлялась

государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль

семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.
Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.
Семейная жизнь и домашнее воспитание - сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

Это объясняется рядом причин: Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание,

Слайд 16В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические

основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли

научного знания началось сравнительно недавно.
В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.
Предмет изучения - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики

Слайд 17СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Семья является сложнейшей подсистемой общества

и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования

многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования.
Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.
СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ  С ДРУГИМИ НАУКАМИСемья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому

Слайд 18Философия
разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной

педагогике она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных

трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций.
Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряже­ны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др.

Философияразрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теоретической основой осмысления опыта

Слайд 19Демография и социология
изучают состояние и тенденции разви­тия современной семьи.

Данные этих наук используются для опре­деления государственной семейной политики. В

поле зрения демо­графии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, нацио­нальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельно­стью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рас­сматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функ­ции семьи, организация и этапы семейной жизни.
Экономика
изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.
Демография и социология изучают состояние и тенденции разви­тия современной семьи. Данные этих наук используются для опре­деления государственной

Слайд 20Юриспруденция
определяет правовые основы семьи, брака, домаш­него воспитания. Правовые нормы регламентируют

статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной

жизни, домашнего воспитания.
Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции.
История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиции, уходящих корнями в далекое прошлое
Юриспруденцияопределяет правовые основы семьи, брака, домаш­него воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей

Слайд 21В связи с этим очень важны исследования этнографов, кото­рые помогают

сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего

воспитания.
Объектом изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.
Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия.
В связи с этим очень важны исследования этнографов, кото­рые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции,

Слайд 22В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со

средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине международной проблемой стали физические

и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.
В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине международной

Слайд 23Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка,

она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи

с другими социальными институтами.
Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики.
Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ совре­менной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная.
Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. (Название предложено видными отечественными философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским в 1978 г.)

Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей,

Слайд 24Домашнее задание
Подберите пословицы о семье, домашнем воспитании, определите, какие из

них доступны пониманию старших дошкольников.
Продумайте педагогическую ситуацию (беседа с

детьми, игры на бытовую тематику, показ инсценировки, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественного произведения и т.д.), в которой целесообразно использовать соответствующую пословицу, проведите работу и проанализируйте ее. Спланируйте последующую работу, которая будет служить дальнейшему осознанию детьми иносказательного смысла пословиц.

Домашнее заданиеПодберите пословицы о семье, домашнем воспитании, определите, какие из них доступны пониманию старших дошкольников. Продумайте педагогическую

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика