Слайд 1Семинар 1. Введение в науку «История». История первобытности: социально-экономические процессы
1.
Введение в науку «История»
2. Характерные черты первобытности как исторической эпохи
3.
История первобытности: социально-экономические процессы
Слайд 21. Введение в науку «История»
1.1. Сущность истории как науки
1.2. Предмет,
объект и функции истории как науки
1.3. Методы исторического исследования
1.4. Формационный
подход к изучению истории
1.5. Цивилизационный подход к изучению истории
Слайд 31.1. Сущность истории как науки. История – гуманитарная наука, занимающаяся
изучением жизни и деятельности людей и их обществ в прошлом.
История как наука имеет множество направлений – общие (всемирная история, история наций, государств, народов, регионов и т.п.), отраслевые (исторические биография, история международных отношений, политических институтов, культуры, науки, техники, повседневности, экономики и т.п.), вспомогательные (источниковедение, историография, археология, историческая география и т.п.).
Слайд 41.2. Предмет, объект и функции истории как науки
Слово «история» переводится
с древнегреческого языка как «исследование».
Предмет истории как науки – особенности
сфер бытия человечества в их развитии.
Объект истории как науки – отражение в фактах прошлого человечества.
Функции истории как науки:
1) мировоззренческая,
2) социальной памяти,
3) воспитательная,
4) прогностическая,
5) методологическая,
6) познавательная.
Слайд 51.3. Методы исторического исследования. Историческое исследование предполагает использование трех групп
методов. 1 группа – это общенаучные методы (абстрагирование, анализ, синтез,
моделирование). 2 группа – это общие исторические методы (историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический). 3 группа – это методы вспомогательных исторических дисциплин (археологии, палеографии, источниковедения и т.д.).
Слайд 61.5. Формационный подход к изучению истории
Формационный подход к изучению истории
(его авторы – К. Маркс и Ф. Энгельс) видит всемирную
историю линейным процессом, подчиненным общим закономерностям. Он проходит через 5 стадий (общественно-экономических формаций (ОЭФ)): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и, в итоге, коммунистическую. По этому подходу, в ОЭФ специфика социально-экономических отношений (базиса) определяют суть культуры (надстройки).
Слайд 71.5. Цивилизационный подход к изучению истории
Цивилизационный подход к изучению истории
исходит из того, что нет всемирной истории, а есть совокупность
историй отдельных цивилизаций. Авторы этого подхода считают, что отдельные культуры и общества уникальны, но их в их историях есть единые закономерности. Эти авторы – О. Шпенглер (у общества есть характер и стадии жизни), А. Тойнби (вызов и ответ – основное содержание истории), К. Ясперс (осевое время – главная эпоха истории), Н.Я. Данилевский (есть 4 вектора развития обществ, но не всё общества развиваются).
Слайд 82. Характерные черты первобытности как исторической эпохи
2.1. Характеристика первобытности как
исторической эпохи
2.2. Первобытность: формирование человеческого общества
2.3. Первобытность: переход от присваивающей
экономики к производящей экономике
2.4. Первобытность: отсутствие социального неравенства
2.5. Первобытность: генезис государственности
Слайд 92.1. Характеристика первобытности как исторической эпохи. Первобытность – это первая
историческая эпоха, на протяжении которой шли взаимосвязанные процессы антропогенеза (формования
человека), социогенеза (возникновения общества) и культурогенеза (складывания культуры). Начало первобытности – около 2.6 млн. лет до н.э., её завершение у наиболее развитых обществ произошло в 4 тыс. до н.э. и проявилось в появлении государственности и письменности.
Слайд 102.2. Первобытность: формирование человеческого общества
Первая характерная черта первобытности – длительный
процесс трансформации первобытного стада пралюдей в человеческое общество. Этот процесс
проходил в 3 этапа. 1-й этап: на основе первобытного стада возникла родовая община. 2-й этап: из ряда родовых общин сложились соседские общины. 3-й этап: группа соседских общин превратилась в племя – в самую раннюю форму человеческого общества.
Слайд 112.3. Первобытность: переход от присваивающей экономики к производящей экономике
Вторая характерная
черта первобытности – переход от присваивающей экономики к производящей экономике.
На протяжении большей части первобытности люди только забирали у природы то, что она им давала путем собирательства, охоты, рыбной ловли. К концу первобытности всё большая часть людей уже умела производить: выращивать растения и животных (земледелие и скотоводство), изготовлять орудия труда и предметы быта (ремесло).
Слайд 122.4. Первобытность: отсутствие социального неравенства
Третья характерная черта первобытности – отсутствие
социального неравенства, в отличие от всех последующих исторических эпох. Все
люди в эпоху первобытности имели разные социальные статусы и роли, определяющиеся их полом, возрастом, авторитетом, достижениями и навыками. Но они как члены одной общности (рода, общины или племени) считались друг другу равными в качественном отношении и не угнетали друг друга.
Слайд 132.5. Первобытность: генезис государственности
Четвёртая характерная черта первобытности – генезис государственности.
У его было 4 этапа. 1-й этап: возникновение у общества
своих языка и экономики. 2-й этап: появление социальных институтов и сфер культуры. 3-й этап: генезис собственности и социальное расслоение. 4-й этап: появление правящего меньшинства (вождь и его дружина), власть которого ограничивало народное собрание. Так к концу первобытности сложилась исторически первая форма государственности – военная демократия.
Слайд 143. История первобытности: социально-экономические процессы
3.1. Палеолит как период первобытности: социально-экономические
процессы
3.2. Мезолит как период первобытности: социально-экономические процессы
3.3. Неолит как период
первобытности: социально-экономические процессы
3.4. Энеолит как период первобытности: социально-экономические процессы
3.5. Завершение первобытности
Слайд 153.1. Палеолит как период первобытности: социально-экономические процессы
Палеолит – это первый
период каменного века, т.е. социально-экономической истории первобытности. Он длился до
12-10 тыс. до н.э. Во время палеолита в первобытном стаде возникла родовая община на основе матриархата, люди были равны, хотя выбирались вождь и совет старейшин. Люди в эпоху палеолита стали делать орудия труда из камня, кости, дерева, начали поддерживать огонь, строить коллективные жилища. Эти люди жили охотой и собирательством.
Слайд 163.2. Мезолит как период первобытности: социально-экономические процессы
Мезолит – это
второй период каменного века. Он длился с 12-10 тыс. до
н.э. до 8 тыс. до н.э. При мезолите сохранилась родовая община на основе матриархата, люди оставались равными с друг другу, продолжались выборы вождя и совета старейшин. Люди мезолита стали разводить огонь, делать лодки для ловли рыбы, вести охоту с луком и стрелами. Они изобрели новые виды орудий труда и начали приручить волков.
Слайд 173.3. Неолит как период первобытности: социально-экономические процессы
Неолит – это
третий период каменного века. Он длился с 7 тыс. до
н.э. до 5 тыс. до н.э. При неолите родовая община стала разлагаться, матриархат – сменился патриархатом, тогда же в общине начался процесс имущественного расслоения, что влияло на выборы вождя и совета старейшин. Т.н. неолитическая революция – это открытие земледелия и скотоводства (люди тогда приручили лошадей и овец) в неолите, изобрели первые ремесла (гончарное дело и ткачество). В эпоху неолита каменные орудия труда стали небольшими и разнообразными.
Слайд 183.4. Энеолит как период первобытности: социально-экономические процессы
Энеолит – это
четвертый и последний период каменного века. Он длился с 5
тыс. до н.э. до 4 тыс. до н.э. При энеолите возникла соседская община с патриархатом. Дома строились на небольшие семьи. В общине имущественное расслоение росло, власть вождя стала наследственной, тогда возникло и народное собрание. В период энеолита люди начали делать орудия труда из первого металла – меди, а каменные и костные орудия труда ими всё реже использовались.
Слайд 193.5. Завершение первобытности
В 4 тыс. до н.э. только самые
развитые общества вышли из первобытности, так как они находились в
наиболее благоприятных природных условиях. Под их влиянием в 3 тыс. до н.э. – 2 тыс. н.э. всё больше обществ или полностью выходили из первобытности или во многом менялись, храня верность лишь самым важным составляющим первобытного образа жизни. Но и сейчас есть отдельные первобытные общества, выбравшие самоизоляцию.