Слайд 1семинар
«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»
Краснослабодцев Александр Леонидович,
Директор КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор»
Слайд 2
1. Заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам
2. Поставить задачу написать бизнес-план
перед персоналом собственного предприятия
3. Написать бизнес-план самостоятельно
3 ВАРИАНТА НАПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Слайд 3 ЕСЛИ БИЗНЕС-ПЛАН ПИШУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
ЕСЛИ БИЗНЕС-ПЛАН ПИШУТ СОТРУДНИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Недостатки:
Преимущества:
ЕСЛИ БИЗНЕС-ПЛАН ПИШЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Слайд 4Консультанты знают, как написать бизнес-план
Персонал заказчика меньше отвлекается от выполнения
своих задач
Возможность посмотреть на проект чужими глазами
Получается относительно дороже
Консультанты
не владеют спецификой
Проблема доверия заказчика консультанту
ЕСЛИ БИЗНЕС-ПЛАН ПИШУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
ЕСЛИ БИЗНЕС-ПЛАН ПИШУТ СОТРУДНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Недостатки:
Преимущества:
Недостаточно подготовлены
Сотрудники завалены текучкой
Субъективность оценок и выводов
Получается относительно дешевле
Консультанты не владеют спецификой
ЕСЛИ БИЗНЕС-ПЛАН ПИШЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Значительные затраты времени и сил на обучение
Срочность невозможна
Есть сомнения в том, что Вы все сделаете правильно
Самый дешевый вариант
Возможность очень хорошо разобраться в механизме функционирования предприятия
Вы будете знать, как написать бизнес-план, когда задумаете следующий проект.
Слайд 5
Этап 1. Обозначьте свои цели
Этап 2. Набросайте схему вашего
бизнес-плана
Этап 3. Проверьте вашу схему
Этап 4. Напишите бизнес-план
-
Соберите информацию
- Подготовьте черновик
- Напишите сводный раздел (Резюме)
Этап 5. Передайте ваш план проверяющему
ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ
БИЗНЕС-ПЛАНА
Слайд 6Титульный лист бизнес-плана проекта
1. Краткий обзор (резюме) проекта
2. Инициатор проекта
2.1. Общие данные
2.2. Учредители (акционеры)
2.3.
Виды и объемы деятельности
2.4. Финансовое состояние
2.5. Информация о руководителях
3. Существо предлагаемого проекта
3.1. Местонахождение объекта
3.2. Описание продукта (услуги)
3.3. Технология производства продукта (оказания услуги)
3.4. Характеристики закупаемого оборудования (техники)
3.5. Экологические вопросы производства
4. Анализ положения дел в отрасли
5. Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья
5.1. Рынок сырья, материалов и комплектующих
5.2. Конкуренция на рынке сбыта
5.3. Потенциальная емкость рынка сбыта
5.4. Маркетинговая стратегия проекта
6. Организационный план
6.1. Организационно-правовая форма реализации проекта
6.2. Основные партнеры
6.3. График реализации проекта
6.4. Правовые вопросы осуществления проекта
7. Финансовый план
7.1. Условия и допущения, принятые для расчета
7.2. Исходные данные
7.2.1. Налоговое окружение
7.2.2. Номенклатура и цены продукции (услуг)
7.2.3. План производства
7.2.4. Номенклатура и цены сырья, материалов и пр.
7.2.5. Калькуляция прямых материальных затрат
7.2.6. Численность персонала и заработная плата
7.2.7. Накладные расходы
7.2.8. Капитальные затраты и амортизация
7.2.9. Нормы оборота текущих активов и пассивов
7.3. Калькуляция себестоимости продукции (услуг)
7.4. Расчет выручки
7.5. Потребность в первоначальных оборотных средствах
7.6. Инвестиционные издержки
7.7. Расчет прибылей, убытков и денежных потоков
7.8. Источники, формы и условия финансирования
7.9. Оценка экономической эффективности проекта
8. Оценка рисков
8.1. Анализ чувствительности
8.2. Уровень безубыточности
8.3. Варианты проекта
8.4. Оценка проектных рисков
9. Обеспечение
Приложение. Таблицы, графики, варианты расчетов, документы
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
НАЗНАЧЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
для использования внутри компании
организатор бизнеса имеет средства для начала своей деятельности и составляет БП для того, чтобы четко представлять себе пути реализации идеи
для внешнего использования
(банками, кредитными организациями
или частными инвесторами)
учредитель вынужден привлекать заемные средства и его задача – показать привлекательность проекта для кредиторов
СБОР ВНУТРЕННИХ ДАННЫХ
Сбор данных начинается с анализа внутреннего состояния предприятия.
В частности - с анализа состояния производственных мощностей, степени износа оборудования и его производительности, наличия региональных складов, состояния используемых каналов распределения, соотношения оборотных и необоротных активов и т. п.
Наличие прибыли,
Необходимые обороты,
Залоги, залогодатели
Поручители, отсутствие нежелательных поручителей,
Аффилированность, связанная группа юридических и физических лиц
Слайд 9
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
1. общее положение дел в соответствующей отрасли:
тенденции и перспективы развития отрасли, основные факторы, влияющие на ее
состояние;
2. технологии, применяемые для организации данного вида производства, поиск наиболее производительных, энергоёмких и экологически чистых технических решений;
3. законодательное окружение проекта: наличие специальных законодательных норм, регулирующих деятельность компаний выбранной отрасли, необходимость получения лицензий и иных разрешительных документов;
4. расположение производства, наличие производственных площадей, необходимость подвода коммуникаций, наличие вблизи планируемого производства транспортно сообщения, необходимость расширения или аренды складских помещений;
5. информация о поставщиках сырья и оборудования, ценовом диапазоне, способах доставки, наличии сервисного и гарантийного обслуживания;
Слайд 10
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
6. наличие в регионе необходимых трудовых ресурсов,
сложившийся уровень оплаты труда нужных для внедрения проекта специалистов, имеющаяся
в распоряжении проекта команда специалистов и менеджеров;
7. состояние рынка продукции проекта, перспективы развития этого рынка, емкость, сегментация, каналы распределения продукции;
8. информация для оценки времени, необходимого для создания и запуска проекта: сроки выполнения работ по установке и наладке оборудования, запуску производства опытной партии, обучения персонала;
9. информация для оценки конкурентной среды и конкурентоспособности продукции проекта: свойства, преимущества и недостатки товаров компании и товаров конкурентов, доли рынка, занимаемые конкурентами;
10. информация для прогноза спроса на продукцию проекта: емкость целевых сегментов, наличие рыночных окон, которые компания может превратить в свои рыночные ниши;
11. информация о возможных источниках финансирования, процентных ставках по кредитам и займам, условиях их предоставления, действующих в данном регионе ставках налогов и сборов, сроках и порядке их уплаты.
Слайд 11
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Информация по указанным направлениям может быть получена
из различных источников. Большую часть информации можно получить при помощи
кабинетных исследований. Например, информация о текущем состоянии предприятия извлекается из таких внутренних источников, как финансовая и бухгалтерская отчетность, отчетность подразделений, беседы со специалистами и т. п.
Но сбор некоторых маркетинговых данных требует проведения полевых исследований. Очень важным обстоятельством в сборе внешней информации выступает способ её получения, и этому вопросу стоит уделить особое внимание. Источников может быть превеликое множество – от экспертных заключений до промышленного шпионажа – всё зависит от целей и выделенных средств. Для примера, опишем некоторые способы получения информации.
Слайд 12
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Наиболее популярным методом анализа среды, в которой
функционирует предприятие, является
SWOT-анализ (Аббревиатура состоит из первых букв английских слов
Strenghts – cильные стороны, Weaknesses – cлaбocти, Oportunities – вoзмoжнocти, Threats – yгpoзы).
Образно, анализ разделяется на две части: первая содержит контролируемые предприятием параметры, которые описывают их слабые и сильные стороны. Вторая часть включает тe xapaктepиcтики, кoтopыe нaxoдятcя внe кoнтpoля пpeдпpинимaтeля и мoгyт пoвлиять нa peзyльтaт в бyдyщeм.
Более обширным в плане анализа макросреды компании, является PEST-анализ, представляющий собой инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.
Это полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса, его удобно применять при разработке плана маркетинга в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов. Проще говоря - это инструмент изучения среды, окружающей Ваш целевой рынок.
Слайд 14
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Существует множество открытых ресурсов, публикующих исследования о
состоянии рынка тех или иных видов продукции. Однако предоставляемые ими
данные отстают от текущего момента на несколько месяцев. Тем не менее, информацию можно привести к текущему моменту посредством экстраполяции или при помощи сопоставления с другими доступными источниками. Таким образом получают приемлемо точную оценку текущего состояния спроса и предложения на целевом рынке.
Источниками информации могут быть результаты как кабинетных, так и полевых маркетинговых исследований. Например данные о состоянии рынка продукции проекта, его емкости, сегментах, рыночных нишах, существующих на рынке каналах распределения.
Позиционирование.
Слайд 15
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Рассмотрим некоторые методы:
Бенчмаркинг - это целая группа
методов, позволяющие выявить и проанализировать лучшие бизнес-процессы конкурирующих компаний, что
позволяет выработать стратегии совершенствования и оптимизации собственных процессов. Это альтернативный метод стратегического планирования не от достигнутого, а по показателям конкурентов, который включает в себя 3 стадии:
- анализ отрасли;
- анализ конкурентов;
- выработка стратегии.
Наблюдение - представляет собой количественный метод получения знания об изучаемом объекте. Его целью является наблюдения за выбранными группами людей, их действиями в конкретной ситуации. На основании полученных данных строятся гипотезы динамики спроса, проверяются другие данные, полученные другими способами, а так извлекаются дополнительные данные об изучаемом объекте.
Price&Distribution – разновидность методов изучения розничной торговли. Это количественное исследование позволяет получить данные об ассортименте, ценах, представленности марок, входящих в исследуемую категорию продуктов.
Слайд 16
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
В случае создания дополнительного производства, как правило,
закупается оборудование, прокладываются дополнительные коммуникации, осуществляются другие хозяйственные операции, такие
как организация рабочих мест и налаживание нормального функционирования производства (строительство и ремонт помещений, найм рабочих и их обучение, поставка и монтаж оборудования). Всё это непосредственно влияет на размер инвестиционных затрат и сроки реализации проекта, поэтому для подготовки бизнес-плана такая информация необходима. Ее источниками могут быть рекламные материалы, прайс-листы компаний-поставщиков, каталоги, специализированные издания.
Попутно нужно решить вопрос о выборе поставщика необходимого в производстве сырья, так как это непосредственно влияет на текущую деятельность предприятия. Информация для выбора постоянных поставщиков и партнеров должна быть подобрана очень тщательно, поскольку условия работы с ними сильно влияют на себестоимость продукции, товаров и услуг компании и, соответственно, на все финансовые показатели инвестиционного проекта.
Слайд 17
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Информация о трудовых ресурсах необходима для определения
штатного расписания и фонда оплаты труда. Если у проекта уже
есть команда специалистов и менеджеров, готовая взяться за его реализацию, поиск информации необходимо проводить по должностям, являющимся вакантными в штатном расписании. Кроме того, необходимо собрать информацию о сложившемся уровне оплаты труда для всех специалистов и менеджеров проекта. Информацию о наличии трудовых ресурсов и уровне оплаты труда можно получить на биржах труда, в рекрутинговых агентствах, в специализированных изданиях и на сайтах, посвященных поиску работы и рекрутингу.
Информация для оценки конкурентной среды и конкурентоспособности продукции может быть получена посредством изучения деятельности конкурирующих компаний, их цен и товаров. Для получения более детальной информации представитель компании может сам выступить в роли покупателя и в процессе обслуживания оценить уровень сервиса конкурентов, качество их товаров, скорость выполнения производственного заказа, такой метод чаще всего называют «Интервью под легендой».
Слайд 18
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Круг основных конкурентов и примерная оценка доли
рынка каждого из них могут быть определены при помощи каталогов.
Более точную информацию можно получить с помощью полевых исследований, в частности, опросов потребителей.
Оценка времени, необходимого для создания и запуска производства (закупка и установка оборудования, ремонт и строительство производственных площадей и т.д.), может быть получена от непосредственных исполнителей работ и поставщиков оборудования. Если эти процессы проходят на тендерной основе, необходимо чётко скоординировать время подготовки технического задания и сроки работы тендерной комиссии по закупке.
Информация о возможных источниках финансирования, о процентных ставках по кредитам и займам, об условиях их предоставления может быть получена из специализированных изданий, рекламных материалов банков и финансовых компаний, из личных переговоров с потенциальными инвесторами.
Сведения о действующих в данном регионе ставках налогов и сборов можно получить из специальной литературы, периодических изданий, правовых баз данных, непосредственно в налоговых органах и муниципальных учреждениях, у профессиональных юристов и аудиторов.
Слайд 19
СБОР ВНЕШНИХ ДАННЫХ
Информацию о законодательном окружении проекта, предусматривающюю получение
компанией лицензий и иных разрешительных документов, можно получить из специальной
литературы, правовых баз данных, непосредственно из соответствующих нормативных документов. Наилучшим вариантом является сочетание самостоятельного изучения законодательства с получением консультаций у профессиональных юристов и аудиторов.
Различная информация, собираемая для бизнес-планирования, имеет разную степень важности. Наиболее тщательно необходимо подходить к сбору информации о рынке, конкуренции, поставщиках товаров и услуг (потенциальных постоянных партнерах), каналах распределения, правовом окружении. Если какой-либо информации недостаточно или достоверность ее вызывает сомнения, не стоит закрывать информационную брешь исключительно экспертными заключениями и оценками. Лучше потратить некоторые средства на собственные исследования и уточнение информации, что позволит в будущем избежать убытков, несравнимых с этими затратами.
Слайд 20Переоценка возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, чересчур оптимистичные прогнозы
продаж вызывают вопросы у кредитного эксперта.
Завышение конечной цены реализации
товара, что приводит формально хорошим финансово-экономическим показателям кредитного проекта. При этом возможны два варианта объяснения причины такого завышения. С одной стороны, возможно, что это результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо использует в качестве ориентира цену разовой партии товара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает ценовые параметры, в надежде во что бы то ни стало получить кредит, рассчитывая на нецелевое использование кредита.
Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до затрат на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие "эксклюзивных" отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат кредитный эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т.д. К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек, относится налогообложение.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 21На процесс реализацию проекта могут оказать влияние даже НЕ УЧТЕННЫЕ
особенности налогового календаря, действующего для данного вида бизнеса. Так, например,
только за счет непродуманного указания даты реализации товара предприниматель может оказаться перед необходимостью уплаты НДС в полном объеме в отчетном месяце, тогда как зачет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям произойдет только в следующем. Естественно, это приведет к срыву графика погашения кредита, применению штрафных санкций и в результате к появлению проблемного кредита.
Соотнесение сроков кредита со скоростью оборота товарных операций. Обычно сроки кредитования по товарным операциям составляют 3 -4 месяца, а источником возврата суммы основного долга выступает выручка от реализации товара. После успешного завершения первого кредитного проекта клиент уже зарабатывает положительную кредитную историю, поэтому второй кредит ему получить гораздо легче. Получив новый кредит, предприниматель делает новый оборот и т.д., пока не наступает закономерный дефолт. Дело в том, что реальный период кредитования торговой операции значительно превосходит длительность одного оборота, в действительности возврат кредита возможен только при накоплении за счет операции чистой прибыли, равной по величине сумме основного долга. Следовательно, бизнес-план по такому проекту должно иметь значительно более дальний горизонт, поэтому и рискованность данного проекта автоматически возрастает.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 22В число составляющих инвестиционного климата входит и бизнес-планирование, причем, в
отличие от более глобальных проблем (общая экономическая ситуация, правовое пространство),
этот вопрос вполне умещается в компетенцию руководства каждой отдельной компании. Тут-то и выступает на первый план свойство бизнес-плана, о котором обычно говорят гораздо меньше: это важнейший инструмент внутрифирменного управления. Между внешней и внутренней функциями бизнес-плана существует тесная связь. Например, опыт показывает, что если начинать не с первой, а со второй, то инвесторы потом приходят сами. Существует прямая связь между бухгалтерией и бизнес-планом, поэтому отгораживаться от нормальных стандартов ведения бизнеса занятие бесперспективное не только в стратегическом, но и в тактическом плане. Нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой реактивной системы менеджмента во всяком случае, наиболее эффективных его элементов, а к ним, в первую, очередь относятся системы, связанные со счетом денег: учет, управление финансами, планирование. И безуспешность попыток руководителей применить двойной стандарт в отношении бизнес-плана яркое тому подтверждение.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 23Возможности в привлечении инвестиций под бизнес-план ограничены из-за неготовности руководителей
квалифицированно управлять реализацией проекта т.к. часто деньги дают под квалифицированную
команду.
Недостаточное внимание к вопросам собственности (прежде всего, интеллектуальной, земельной).
Отсутствие проработанных альтернативных вариантов путей продвижения проекта
Запрос суммы, не соразмерной с проектом.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 24 www.bishelp.ru
сайт содержит общую информацию о составлении БП, а также
предлагает ссылки на примеры готовых разработок, на требования Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства к БП
www.businessproekt.ru
интерактивный портал поддержки бизнес-планирования для малых предприятий
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Слайд 25
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
www.altaicpp.ru
www.altfond.ru
www.altsmb.ru
КОНТАКТЫ:
(8 3852) 36-46-13
portal_club@mail.ru
Краснослабодцев Александр Леонидович,
Директор КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор»
СПАСИБА ЗА ВНИМАНИЕ!!!
КОНТАКТЫ:
(8 3852) 36-46-13
portal_club@mail.ru
Бизнес – предложение
Краткое, но очень четкое описание идеи и небольшое пояснение ее коммерческой привлекательности
Отразить цель проекта
Объем для реализации проекта требуемых средств (краткий перечень статей расходов) из них объем привлекаемых ресурсов
Сведения о команде (штат)
Сведения о рынке и конкурентах (описать конкурентные преимущества проекта)
Количественные показатели экономики проекта (3 года)
Доклад должен занимать 3-5 минут!