Слайд 2 День святого Валентина, или День всех влюблённых —
праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру.
Предположительно назван по имени одного из двух раннехристианских мучеников с именем Валентин — Валентин Интерамнский и Валентин Римский.
Слайд 3 Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим
людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто
в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
Слайд 4История
История праздника дня святого Валентина, как было предположено в XVII
веке во Франции историком Тиллемоном, а позднее в XVIII веке
в Англии Батлером и Дусом, берёт своё начало с Луперкалий Древнего Рима. Луперкалии — праздник плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.
Слайд 5В древнем мире детская смертность была очень высока . В
276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате
«эпидемии» мертворожденных и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым. Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды.Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком.
Слайд 6Святой Валентин и история возникновения праздника
В 494 году Папа Геласий
I попытался запретить Луперкалии.
В Православной энциклопедии отмечается, что «более вероятным
представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля»
Слайд 7В то же время историки Уильям Френд и Джек Оруч
(что было опубликовано в 1967—1981 гг.) утверждают, что представление о том,
что произошла обыкновенная замена языческого культа христианским празднованием, как это было ранее с Рождеством является не более, чем догадкой, возникшей в XVIII веке у антикваров Албана Батлера, который занимался составлением т. н. «Батлерова жития святых»(англ. The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints), и Франциском Сальским на основании полного отсутствия достоверных данных о Валентине, поэтому была сделана попытка искусственно связать сочинения XIV века с событиями, происходившими в III веке Учёные Майкл Кэйлор и Генри Келли также считают, что нет доказательств указывающих на связь между современными романтическими повествованиями, и римским фестивалем.
Слайд 8Легенды о святом Валентине
В позднем средневековье во Франции и Англии
житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным
венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года.
Слайд 9Согласно другой легенде римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший
в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд
венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо принадлежавшее в высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде
красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти, Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.
Слайд 10Современное празднование
В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона» Валентинову дню было дано описание, согласно
которому 14 февраля являлось скорее не праздником, а днём проведения своеобразного ритуала, участники которого на протяжении всего года ощущали на себе его последствия.
В 1969 году празднование дня памяти св. Валентина, как общецерковного святого было прекращено, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом..
В настоящее время Римско-католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, а указанный праздник перешёл в разряд необязательных.
Слайд 11В православной церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого
обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля (старого
стиля — в старостильных церквах, нового стиля — в новостильных). Покровителями благополучия в супружеских отношениях на Руси считались Пётр и Феврония Муромские.
В 2008 Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля нового стиля, что соответствует 25 июня старого стиля) «Дня супружеской любви и семейного счастья».