Слайд 1Семинарские занятия
Выполнила студентка
Группы 46/1
Люст Екатерина
Слайд 2 Семинар
Семинар — это
форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию
руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения
Слайд 3дидактические цели:
Оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью
студентов, их теоретическую подготовку с практической;
Развивать умения, навыки умственной работы,
творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;
Формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе
Обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;
Осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы
Слайд 4 Функции семинаров
Познавательная (обучающую): в процессе семинара закрепляются знания, полученные на
лекциях и в ходе самостоятельной работы, расширяются представления о содержании
темы, углубляется содержание образования;
Воспитательная: развивается критическое отношение к полученной информации и навыки самокритики, знания превращаются в убеждения.
Слайд 5Структура семинарского занятия
Вступительное слово преподавателя;
Последовательное заслушивание студентов, выступающих с докладами,
сообщениями по заранее обозначенным вопросам;
Обсуждение выступлений, дополнения слушателей;
Определение ценности прослушанной
информации для практического использования, выявление положительных и отрицательных моментов, разрешение проблем;
Подведение итогов и заключительное слово преподавателя.
Слайд 6Формы семинаров
- диспут,
- дискуссия,
- «круглый стол»,
- ролевая
игра,
- «пресс-конференции» и т.п.
Каждая из этих форм своеобразна,
имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.
Загвязинский В.И
Слайд 7Развернутая беседа по плану
Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар
в виде развернутой беседы по плану, заранее им известному, а также
небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. В качестве тем для сообщений и докладов можно взять отдельные вопросы плана семинара или рекомендовать проблематику, углубляющую и конкретизирующую семинарскую тему.
Слайд 8Обсуждение докладов
Распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладов студентов. Подготовка доклада включает
несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и
помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат. На втором этапе - планирования -разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы. На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. Успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.
Слайд 9Дискуссия
Активной формой семинара является дискуссия. Дискуссия - это публичное обсуждение какого-либо проблемного
вопроса, проблемы. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если
обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по ходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы. Дискуссия может быть намечена и спровоцирована преподавателем, но может возникнуть спонтанно.
Слайд 10 Семинар-диспут
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем
-диспут- это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную
или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинара-диспута является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы
Слайд 11Учебно-ролевые и деловые игры
Ролевые и деловые игры имитируют тот или
иной аспект будущей профессиональной деятельности студента. В ходе игры её
участники получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в процессе игре. Игровые действия регламентируются жесткой системой правил, максимально приближенной к профессиональным условиям. При этом ролевая игра характеризуется ключевой функцией того или иного персонажа, деловая – концентрируется прежде всего вокруг той или иной профессиональной ситуации.
Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с настоящей практикой (при условии, что обучающая игра построена корректно). К работе по организации и проведению игры привлекаются сами студенты, а учащийся, проведший успешную игру, приобретает много полезных навыков.
Слайд 12Формы семинаров
Семинар – мастер-класс.
В данном случае подразумеваются мастер-классы, которые проводятся
самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения
образовательного и профессионального уровня. Это могут быть мастер-классы, проводимые старшекурсниками для младшекурсников или преуспевшими в овладении какими-то навыками студентами для других студентов той же группы.
Семинар – ситуационный анализ.
Данный тип семинара направлен на разбор конкретной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью студента. Задача преподавателя – максимально полно смоделировать определённую профессиональную ситуацию. Студенты должны оценить причины возникновения данной ситуации или её последствия для участников, найти способы выхода / выведения из неё, выявить меры по предотвращению ситуации в действительности и т.д. Основная цель ситуационного анализа – научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения.
Слайд 13Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия
• Определить цель
занятия и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели;
•
Тщательно изучить содержательную часть семинара;
• подобрать литературу, с указаниям страниц, на которых студент найдет нужную информацию;
• Правильно сформулировать вопросы;
• За 10-14 дней до проведения семинара ознакомить студентов с вопросами и литературой;
• Сориентировать студентов не только на подготовку к устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО;
• На занятие создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;
• Учить студентов делать собственные обобщения и выводы, выражать свое мнение по каждому вопросу;
• Заранее распределить время на обсуждение каждого вопроса и сообщить об этом студентам;
• В конце занятия систематизировать материал, провести его анализ;
• Оценить работу участников семинара;
• После проведения занятия сделать его самоанализ, отметить положительные и отрицательные черты.
Слайд 14Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем
•
Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;
• Подобрать
по теме литературу;
• Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;
• По необходимости проконсультироваться у преподавателя;
• Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;
• По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.
• Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;
• Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;
• Продумать своё мнение по каждому вопросу;
• Не читать, а говорить.
• Соблюдать средней темп речи;
• Не говорить громко, либо слишком тихо.
Слайд 15Литература
В.М.Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия»,
2001.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр.
Туркот Т. И. Педагогика высшей школы. К.: Знание, 2013. 230 с.