Разделы презентаций


Основы теории литературы

Содержание

Контрольные вопросы к теме «Литературоведение как наука» Что является предметом исследования литературоведения как науки? Какова структура литературоведения (основные и вспомогательные дисциплины науки о литературе)? Что изучает теория литературы? Что исследует

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы теории литературы
Практические работы по основам теории литературы.
ЗАНЯТИЕ 1.

Основы теории литературыПрактические работы по основам теории литературы. ЗАНЯТИЕ 1.

Слайд 2Контрольные вопросы к теме «Литературоведение как наука»
Что является предметом исследования

литературоведения как науки?
Какова структура литературоведения (основные и вспомогательные дисциплины науки

о литературе)?
Что изучает теория литературы?
Что исследует история литературы?
Каковы функции литературной критики?
Что является предметом изучения вспомогательных дисциплин литературоведения?
Взаимосвязь всех основных и вспомогательных разделов науки о литературе.
Контрольные вопросы к теме «Литературоведение как наука» Что является предметом исследования литературоведения как науки? Какова структура литературоведения

Слайд 3Контрольные вопросы по теме «содержание и форма литературного произведения»:
Назвать категории

содержания.
Дать определение понятию идея.
Что такое тема (тематика) художественного произведения?


Что такое проблема (проблематика)?
Назвать категории формы литературного произведения.
В чем различие между понятиями сюжет и фабула?
Назвать элементы композиции литературного произведения.
Какова роль конфликтов в художественном произведении. Типы конфликтов.
Назвать внесюжетные элементы.
Какова роль художественной детали в литературном произведении.
Что такое пейзаж? Роль пейзажа в литературно-художественном произведении.
В чем заключается целостность художественного произведения?
Контрольные вопросы по теме «содержание и форма литературного произведения»: Назвать категории содержания. Дать определение понятию идея.

Слайд 4Контрольные вопросы по теме «Язык художественной литературы»:
В чем заключается основное

отличие поэтического языка от других форм речевой деятельности?
Отличие языка художественной

литературы (поэтического языка) от нормативного литературного. языка.
Дать определение тропа и перечислить его виды.
Дать определение поэтическим фигурам и назвать важнейшие из них.
Назвать основные фигуры поэтической стилистики.
Какие слова составляют стилистическое и лексическое своеобразие художественной речи?
Что такое поэтическая фонетика и каковы ее виды?
Контрольные вопросы по теме «Язык художественной литературы»: В чем заключается основное отличие поэтического языка от других форм

Слайд 5Контрольные вопросы к теме «Специфика художественной литературы»:
Искусство – вид духовного

освоения действительности.
Художественная условность как принцип художественной изобразительности.
Что такое

художественный образ?
Художественная литература как вид искусства. Место ее в ряду других видов искусства.
Специфика словесного образа по отношению к образам других искусств.
Чем отличается литературный образ от музыкального, живописного, скульптурного?
Каковы отличительные особенности литературы как произведения искусства?
Каковы предмет, цели и функции художественной литературы?
Литература и наука.
Контрольные вопросы к теме «Специфика художественной литературы»: Искусство – вид духовного освоения действительности.  Художественная условность как

Слайд 6Анализ сочинения Аристотеля «Поэтика»
1. Цель «Поэтики» и ее задачи.
2.Различие

видов поэзии в зависимости от подражания.
3. Возникновение трагедии.
4. Определение комедии

и ее развитие.
5. Трагическое очищение.
6. Задача поэта.
7.Действие простое и запутанное.
8. Характеры героев трагедии.
9. Правила диалектического развития мысли.
10. Сходство между эпосом и трагедией.
11.Критика поэзии.
12. Сравнении трагедии и эпоса.
Анализ сочинения Аристотеля «Поэтика» 1. Цель «Поэтики» и ее задачи. 2.Различие видов поэзии в зависимости от подражания.3.

Слайд 7Семинар №1
Тема 1. Образ-предмет и его эстетико-психологическая функция в тексте.


Вопросы и задания
1. Основные аспекты изучения образа-предмета (труды В. Вейдле, Л. Гинзбург,

В. Топорова)
2. Особенности изображения предметного мира в русской классике.
3. «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя: мир души и мир вещей:
а) космос повести: дом, сад, лес, их соотношение между собой;
б) дом и его обитатели;
в) эмоционально-эстетический смысл изображения пищи;
г) как проявляется образ автора в тексте? Авторские ремарки в тексте.
д) история серенькой кошечки в свете размышлений автора о романтизме.
е) отзывы современников и потомков, интерпретация образов главных героев (Н. Станкевич, А. Фет, М. Пришвин)
Литература
Вейдле В. Умирание искусства / Самосознание европейской культуры. – М., 1991.
Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Любое издание.
Гоголь Н.В. «Старосветские помещики». Любое издание.
Топоров В. Вещь в антропоцентрической картине мира / Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1996.
Фет А.А. «Вне моды» Любое издание .
Семинар №1Тема 1. Образ-предмет и его эстетико-психологическая функция в тексте. Вопросы и задания1. Основные аспекты изучения образа-предмета

Слайд 8Семинар №2
Тема 2. Конфликт литературного произведения.
Вопросы и задания
1. Понятие о

художественном конфликте.
2. Типы конфликтов.
3. Своеобразие конфликта в эпосе,

лирике, драме.
4. История создания драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» как романтической драмы. Смысл названия драмы в контексте творчества Лермонтова.
5. Арбенин и его окружение:
а) карточная игра как модель мира. Тема судьбы и случая;
б) «зеркальность» системы образов и место в ней Арбенина;
в) как меняются отношения Арбенина с обществом на протяжении драмы?
г) Арбенин как культурно-психологический тип. Его место в ряду аналогичных героев;
д) Нина. Проверка героя любовью. Кульминация конфликта драмы;
е) трагическая развязка конфликта.
Литература
Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе. – М., 1996.
Краткая литературная энциклопедия, учебники, словари.
Лермонтов М.Ю. Сочинения. Любое издание.
Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт – композиция – сценическая жизнь. – Л., 1969.
Семинар №2Тема 2. Конфликт литературного произведения.Вопросы и задания1. Понятие о художественном конфликте. 2. Типы конфликтов. 3. Своеобразие

Слайд 9Практика №2
Контрольные вопросы по теме «Литературный субъект»:
Из чего складывается образ

литературного персонажа?
Чем отличаются понятия характер и тип?
Типизация как

художественное обобщение.
Что такое персонаж литературного произведения?
Определить место героя в системе персонажей.
Что такое прототип литературного героя или персонажа?
Что такое портрет? Виды портрета.
Практика №2Контрольные вопросы по теме «Литературный субъект»: Из чего складывается образ литературного персонажа?  Чем отличаются понятия

Слайд 10Контрольные вопросы к теме «Автор. Лирический герой»:
Можно ли отождествлять образ

автора с личностью автора?
Что такое лирическое «Я» в ролевой лирике?


Контрольные вопросы к теме «Художественное пространство и художественное время»:
В чем заключается условность, относительность и конкретность категорий времени и пространства?
Чем отличается структура времени и пространства в лирических, эпических и драматических произведениях?
Чем отличается время повествовательное от времени событийного?
В чем отличие между абстрактным и конкретным пространством?
Каковы способы смещения пространственно-временных пластов в литературном произведении?
Как пространственно-временные отношения влияют на динамику сюжета?
Контрольные вопросы к теме «Автор. Лирический герой»: Можно ли отождествлять образ автора с личностью автора? Что такое

Слайд 11Контрольные вопросы к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»:
Какие знаете роды

художественной литературы?
Чем характеризуется эпос как литературный род?
В чем специфика лирики

как литературного рода?
В чем состоят характерные особенности драмы как литературного рода?
Что такое лиро-эпическое произведение?
Контрольные вопросы к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»: Какие знаете роды художественной литературы? Чем характеризуется эпос как

Слайд 12Контрольные вопросы и задания к теме «Стиховедение»:
Что такое ритм в

стихотворении?
Назовите основные системы стихосложения? Чем характеризуется силлáбо-тоническая система стихосложения?
Чем

вызваны в тексте стихотворения отступления от заданной схемы стихотворного размера? Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?
Основные двухсложные и трехсложные поэтические размеры силлáбо-тонической системы стихосложения.
Способы определения размера стиха.
Что такое рифма? Виды рифм.
Что такое строфа? Какие виды строф характерны для русской и европейской поэзии? Что представляет собой «онегинская строфа» А.С.Пушкина.
Контрольные вопросы и задания к теме «Стиховедение»: Что такое ритм в стихотворении? Назовите основные системы стихосложения? Чем

Слайд 13Семинар №3
Тема 3. Жанр литературного портрета.
Вопросы и задания
Значение понятия «литературный

портрет».
Роль костюма в художественном тексте.
Жанр литературного портрета в творчестве

Б. Зайцева. Основные приемы изображение человека в рассказах Б. Зайцева: смена планов, костюм, роль детали, речь, языковые средства (рассказы «Аграфена» и «Сергий Радонежский»). Пути передачи авторского отношения к изображаемому.
Литература
Андроникова М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. – М., 1974.
Барахов В.С. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр). – Л., 1985.
Проблемы портрета. Материалы научной конференции. – М., 1973.
Зайцев Б. Аграфена. Сергий Радонежский. Любое издание.
Краткая литературная энциклопедия, учебники, словари.
Юркина Л.Ю. Портрет // Русская словесность. – № 5, 1995.
Семинар №3Тема 3. Жанр литературного портрета.Вопросы и заданияЗначение понятия «литературный портрет». Роль костюма в художественном тексте.Жанр литературного

Слайд 14Семинар № 4
Тема 4. Сюжет художественного произведения.
Вопросы и задания
1. Понятие

сюжета. Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. Типы сюжетов. Внесюжетные

элементы.
2. Элементы сюжета в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Сюжет как форма раскрытия характеров и взаимоотношений героев. Как раскрывается образ Обломова в системе других образов романа?
4. Роль внесюжетных элементов в тексте.
Семинар № 4Тема 4. Сюжет художественного произведения.	Вопросы и задания1. Понятие сюжета. Сюжет и мотив. Сюжет и фабула.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика