Разделы презентаций


СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД

Содержание

СЕМИНАР 5 по возрастной психологии Задача: дать характеристику периодам развития , выделенным в периодизации Д.Б.ЭльконинаТема : Психическое развитие в младенческом возрасте Изучаем психическое развитие ребенка с т.зр. отечественной теории

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД
1 раз в

2 недели – 7/8 встреч

1. 19/02/2020 – Предмет; Задачи
2. 4/03/2020

-- методы возр пс
3. 18.03.20 – пропал: переход на ОНЛАЙН-обучение
4. 1/04/2020 -- КАНИКУЛЫ РФ -- теории
5. 15/04/2020 – ПК 2 + Млад В+ РАНН
6. 29/04/2020 – дошк В + Мл шк В
7. 13/05/2020 – подр В
8. 27/05/2020 -- Юнош В + взрослость

Преп. – канд.пс.н.,Садовникова Татьяна Юрьевна
тел. +7 905 780 91 21; E-mail: tatsadov@yandex.ru


СЕМИНАРЫ по возрастной психологии 2 курс ПСД 1 раз в 2 недели – 7/8 встреч1. 19/02/2020 –

Слайд 2СЕМИНАР 5 по возрастной психологии
Задача: дать характеристику периодам развития

, выделенным в периодизации Д.Б.Эльконина

Тема : Психическое развитие в младенческом

возрасте




Изучаем психическое развитие ребенка с т.зр. отечественной теории

СЕМИНАР 5 по возрастной психологии Задача: дать характеристику периодам развития , выделенным в периодизации Д.Б.ЭльконинаТема : Психическое

Слайд 3 Периодизация психического развития (Л.С.Выготский)

Периодизация психического развития (Л.С.Выготский)

Слайд 4 Периодизация психического развития (Д.Б.Эльконин)
Пренатальный этап в отечественной психологии

не включается в периодизации
Аргумент в пользу невключения – изменение типа жизни и типа развития, поэтому должны быть иные принципы периодизации
Периодизация психического развития (Д.Б.Эльконин)Пренатальный этап в отечественной психологии

Слайд 5Психическое развитие в младенческом возрасте
Период новорожденности: кризис смены типа жизни,

типа развития
Вопрос: меняется ли уровень отражения?

Психическое развитие в младенческом возрастеПериод новорожденности: кризис смены типа жизни, типа развитияВопрос: меняется ли уровень отражения?

Слайд 6Психическое развитие в младенческом возрасте
Вопрос: меняется ли уровень отражения?
Выделим, что

меняется – после рождения:
Изменяется среда
Органы чувств начинают работать иначе

Кризис

новорожденности связан с

Новым образом жизни
Новым уровнем психического отражения

Принципиальное положение КИП:
Психика формируется прижизненно
Психическое развитие в младенческом возрастеВопрос: меняется ли уровень отражения?Выделим, что меняется – после рождения:Изменяется среда Органы чувств

Слайд 7Критерий возникновения психики
? Что является критерием психической жизни?
А.Н. Леонтьев:

раздражимостью
граница между
чувствительностью

В качестве объективного критерия возникновения

психики А. Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия.
Эта способность, которая была названа чувствительностью, открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые позволяют реагировать на изменения внешней среды, учитывать в своем поведении ее новые свойства.

По А.Н.Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так как он способен реагировать исключительно на уже действующий биотический раздражитель (в данном случае свет) и не может научиться реагировать на другой класс раздражителей

Критерий возникновения психики? Что является критерием психической жизни?А.Н. Леонтьев:	   раздражимостью граница между			  чувствительностью					В качестве

Слайд 8Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность
для успешного протекания

процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако, по Леонтьеву, подсолнух

не обладает психикой, так как он способен реагировать исключительно на уже действующий биотический раздражитель (в данном случае свет) и не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребности, а только сигнализируют о наступлении биологически значимых событий. Даже если вы тысячи раз будете сочетать освещение растения с определенным звуком, вам не удастся "научить" его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение.

По А. Н. Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма на изменения окружающего мира: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (биотические раздражители). Она представляет собой фундаментальное свойство живой материи, так как "вписывает" живые существа в контекст необходимых для их выживания обменных процессов со средой. Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая таким образом максимальное количество солнечной энергии, необходимой

Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительностьдля успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако,

Слайд 9Психическое развитие в младенческом возрасте
Абиотический сигнал информирует животного о существовании

биотического раздражителя 
возникает поведение
? Есть ли такая функция для

плода?

Гипотеза А. Н. Леонтьева о чувствительности как объективном критерии наличия психики позволяет решить методологическую проблему локализации момента появления психики на линии эволюции.

Психическое развитие в младенческом возрастеАбиотический сигнал информирует животного о существовании биотического раздражителя  возникает поведение? Есть ли

Слайд 10Психическое развитие в младенческом возрасте
Абиотический сигнал информирует животного о существовании

биотического раздражителя 
возникает поведение
? Есть ли такая функция для

плода?
Ответ: НЕТ

Психика даже в своих самых ранних формах должна
характеризоваться объективно
иметь субъективную представленность.

По А. Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение

Психическое развитие в младенческом возрастеАбиотический сигнал информирует животного о существовании биотического раздражителя  возникает поведение? Есть ли

Слайд 11Возникновение Психики (А.Н. Леонтьев)
Психика возникает там, где есть явление Sb

– Ob, на основе деятельности (Д), которая имеет структуру:
(А.Н. Леонтьев)
Ориентир.ч. Испол.ч.
?

Зачем нужен период новорожденности? Кризисный период! -- плач -- потеря веса и т.д.
На что работают все реакции?

Критерии окончания кризиса: (?)

Период новорожденности

Возникновение Психики (А.Н. Леонтьев)Психика возникает там, где есть явление Sb – Ob, на основе деятельности (Д), которая

Слайд 12Кризис новорожденности
Граница : Комплекс оживления (КО) — это особая эмоционально-двигательная реакция

ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20-е годы

XX в. Н.М.Щеловановым.

КО: 4 компонента
Зрит. и слух. сосредоточение на Взр
Улыбка – далее, смех
Голосовые реакции в форме гуления, гуканья
Двигат. Компонент – протягивание ручек и ножек к Взр

Кризис новорожденностиГраница :	Комплекс оживления (КО) — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён

Слайд 14Период новорожденности – физическое развитие
(медицинский критерий)

Период новорожденности – физическое развитие(медицинский критерий)

Слайд 15Психическое развитие в младенческом возрасте
Динамика развития КО (комплекс оживления)
Сначала не

дифференц-т своих/ чужих /*различение формируется примерно в 5 мес.*/
Инициатива все

больше переходит к Реб: Реб начинает призывать Взр
К 6 мес. КО изживает себя и заменяется сит-дел формой ОБЩ (по М.И.Лисиной)

Критерии окончания кризиса новорожденности:
Психологический -- КО
Физиологический – появление Зрит. И слух. Сосредоточения ( + возможные УслРефл на раздражители)
Медицинский – восстановление младенцем первоначального веса

Психическое развитие в младенческом возрастеДинамика развития КО (комплекс оживления)Сначала не дифференц-т своих/ чужих /*различение формируется примерно в

Слайд 16ССР – полная зависимость Реб от ВЗР
ССР – Л.С.Выготский (1934),

Л.И.Божович (1968), О.А.Карабанова(2002)
ПРА_МЫ (Л.С.Выготский)
в теории объектных отношений: диада: Реб

+ Мать )
Противоречие ССР в млад В: Реб макс нуждается во Взр, но не имеет специфических средств влияния на Взр
Разрешение этого противоречия связано с решением задачи развития этого возрастного периода – задачей установления первых социальных контактов – с близким взрослым

Психическое развитие в младенческом возрасте

ССР – полная зависимость Реб от ВЗРССР – Л.С.Выготский (1934), Л.И.Божович (1968), О.А.Карабанова(2002)ПРА_МЫ (Л.С.Выготский) в теории объектных

Слайд 17ВД – непосредственное эмоциональное ОБЩЕНИЕ (М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин)
Психическое развитие в

младенческом возрасте
ВД – ?
Пиаже: ориентировка в окружающем

мире (Восприятие, Адаптация);
сенсо-моторное Развитие
Вед Д – потребность в ощущениях

ВД – сенсорные Де младенца (Л.А.Венгер, А.М.Фонарев)

ВД – непосредственное эмоциональное ОБЩЕНИЕ (М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин)Психическое развитие в младенческом возрастеВД – ?Пиаже: ориентировка в окружающем

Слайд 18Основные психич Н/О – 2-я существенная характеристика возрастного этапа (Л.С.Выготский)
Н/О

складываются как продукт ВД, определяющий уровень личностного развития Реб в

данный период и задающий перспективу развития на следующих возрастных этапах

Психическое развитие в младенческом возрасте

Основные психич Н/О – 2-я существенная характеристика возрастного этапа (Л.С.Выготский)Н/О складываются как продукт ВД, определяющий уровень личностного

Слайд 19Психическое развитие в младенческом возрасте
1-я ПОТР – кот. Формируется у

Реб. – это потребность в ОБЩ (для этого – необходима

«упреждающая инициатива Взр» -- М.И.Лисина)

Признаки общения (М.И.Лисина):
Внимание, интерес к Др. чел-ку (Реб смотрит, прислушивается)
Эмоц. Отклик на другого чел-ка

Попытка привлечь к себе внимание
Стремление добиться от Взр поощрения

Психическое развитие в младенческом возрасте1-я ПОТР – кот. Формируется у Реб. – это потребность в ОБЩ (для

Слайд 20Раннее младенчество – Позднее младенчество
Чем отличаются 2 периода младенчества?
По форме

Общения
По соотношению в развитии сенсорных и моторных процессов
I – (примерно)

от 2х до 6 мес
II – (примерно) от 6 мес – 12 мес

0 ~ 2 мес ~ 6 ме ~ 12 мес

сит-личн сит.-дел.

Главная тема, проблема младенчества – проблема развития общения (Карабанова О.А., 2005)

Раннее младенчество – Позднее младенчествоЧем отличаются 2 периода младенчества?По форме ОбщенияПо соотношению в развитии сенсорных и моторных

Слайд 21Раннее младенчество – Позднее младенчество
Главная тема, проблема младенчества – проблема

развития общения (Карабанова, 2005)
1. Генезис потребности в общении у ребенка

(? Врождена / не врождена?) , но.. …феномен госпитализма

Признаки сформированности общения (М.И.Лисина):
Внимание, интерес к Др. чел-ку
(Реб смотрит, прислушивается)
Эмоц. Отклик на другого чел-ка
Попытка привлечь к себе внимание
Стремление добиться от Взр поощрения

Раннее младенчество – Позднее младенчествоГлавная тема, проблема младенчества – проблема развития общения (Карабанова, 2005)1. Генезис потребности в

Слайд 22Раннее младенчество – Позднее младенчество
2. Влияние дефицита общения на развитие

ребенка
Доказано: депривация общения приводит к глубокой задержке развития ребенка
3. Основные

стадии развития форм общения
Раннее младенчество – Позднее младенчество2. Влияние дефицита общения на развитие ребенкаДоказано: депривация общения приводит к глубокой задержке

Слайд 24Два подпериода младенчества (Критерий?)
Ситуативно-личностное Общ
Интенсивно развиваются сенсорные процессы при практически

отсутствии развития моторики: моторика развивается очень медленно, отставая от сенсорики
Ситуативно-деловое

Общ
Ускоренное развитие моторных процессов и перестройка на основе моторных процессов сенсорики

Раннее младенчество

Позднее младенчество

Два подпериода младенчества (Критерий?)Ситуативно-личностное ОбщИнтенсивно развиваются сенсорные процессы при практически отсутствии развития моторики: моторика развивается очень медленно,

Слайд 25Кризис 1-го года жизни
Выг связывает с появл Авт речи
У Реб

появл «гипобулические реакции»
? Как связаны аффективные реакции и Развитие?
Выг: «..

Ходьба для исследования окружающего пространства – то же самое, что речь – для исследования социального пространства…»
Взр приписывает речи Реб
какие-то смыслы
У Реб меняется
отношения с соц средой
До кризиса 1 г.ж. – пространство контролировал Взр
Реб начал ходить  пространство разделяется:
То, что можно обследовать
То, что нельзя обследовать………ЗАПРЕТЫ

Кризис 1-го года жизниВыг связывает с появл Авт речиУ Реб появл «гипобулические реакции»? Как связаны аффективные реакции

Слайд 26Кризис 1-го года жизни
Выг объяснял (гипотеза) существование аффективных вспышек –

непониманием (псевдослова)
Необх: изучать не только симптом, но – ситуацию в

целом

Современные данные:
Запреты
Желания Реб становятся
долгосрочными
Вопрос: за счет чего?
За счет развития памяти / образ
Расширяется возможность озвучивать желание == возможность продлевать существование образа /*т.е. образ не только во внутреннем плане */
Доречевое обозначение помогает сосредоточиться

Кризис 1-го года жизниВыг объяснял (гипотеза) существование аффективных вспышек – непониманием (псевдослова)Необх: изучать не только симптом, но

Слайд 27Кризис 1-го года жизни

Кризис 1-го года жизни

Слайд 28Кризис 1-го года жизни
Реб осознает желание, когда Взр запрещает
Т.е. >>

запретов, тем > желаний
Признаки кризиса 1 г. жизни:
1.У Реб появляются

привлекательные предметы (и Sit)
2.Для Реб важен способ достижения желания (самостоятельность)
3. Все желания сопровождаются «речью» (на том уровне, на котором она есть)
4.Слово означивает удерживаемый аффект
В результате: Реб обнаруживает, что есть желания, отличные от желаний Взр (запреты /конфликтность)
Т.Е. изменяется ССР
Задача кризиса: расширить пространство, где нет запретов – обогатить его предметами

Кризис 1-го года жизниРеб осознает желание, когда Взр запрещаетТ.е. >> запретов, тем > желанийПризнаки кризиса 1 г.

Слайд 29СПАСИБО!

СПАСИБО!

Слайд 30Литература

НАПИСАТЬ -- Методич разработка по ВП

ЛитератураНАПИСАТЬ -- Методич разработка по ВП

Слайд 31Дополнительная литература
НАПИСАТЬ – Методич разработка по ВП


Дополнительная литератураНАПИСАТЬ – Методич разработка по ВП

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика