Слайд 2Оглавление
Шаманизм как религиозное явление
Обретение шаманских способностей
Духи-помощники и духи-покровители
Символика шаманских атрибутов
что такое Камлание(понятие и разъяснение)
6. Информация используемая при
презентации.
Слайд 3Шаманизм как религиозное явление
Шаманизм представляет собой очень интересное явление. Это
одна из самых ранних форм религии. Возник шаманизм на заре
человеческой истории, по всей вероятности еще в каменном веке, и сохранился у многих народов мира до наших дней. Приверженцы шаманизма верят, что мир населен множеством добрых и злых духов и жизнь человека зависит от них. Посредником между ними и людьми является шаман, который общается с духами в состоянии экстаза во время шаманского сеанса — камлания.
Слайд 4Мифы о первом шамане и падении современного шаманизма
В каждой шаманской
традиции существуют свои мифы о происхождении Первого шамана, но тем
не менее при исследовании обнаруживаются сходные элементы и мотивы, встречающиеся практически во всех культурах, и в первую очередь такими общими символами являются Мировое Древо и Птица. Многие мифы, говоря о появлении Первого шамана, также объясняют или по крайней мере указывают на различие между «белыми» и «черными» шаманами, а также между сильными, средними и слабыми. Мы встречаем это у якутов, считающих, что шаманы рождаются далеко на севере, где растет гигантская ель. На ее ветках находятся огромные гнезда, предназначенные для шаманов, причем на самых высоких ветвях родятся великие шаманы, на средних — средние, а на тех, что внизу, — слабые.
Слайд 5Обретение шаманских способностей
Выбор будущего шамана
О каком бы шаманизме ни шла речь
— о сибирском или австралийском, североамериканском или африканском, везде карьера шамана
начинается с выбора, и неважно, требование ли это духа-покровителя или личное желание человека, в любом случае этот момент становится отправной точкой всей его дальнейшей судьбы. В шаманизме, в отличие от других мистических систем, важную роль играет избранничество. В большинстве случаев, чтобы стать шаманом, человек должен быть избран, каким-либо способом отмечен сверхъестественными силами, даже в случае передачи шаманских способностей по наследству.
Слайд 6Шаманское посвящение
Посвящение — важная церемония во всех мистических учениях, и шаманские
инициации не исключение. Таинство инициации шаг за шагом приоткрывает перед
неофитом внутреннюю сторону бытия, его сокровенную суть, выводя на новый уровень сознания и восприятия, погружая его в мир священного, из которого он возвращается обновленным и измененным, даже если на первый взгляд эти изменения не вредны. Необходимо понимать, что в данном случае речь в первую очередь идет о внутренней трансформации и лишь потом о внешней, которая может либо наблюдаться, либо отсутствовать.
Как и в других мистических традициях, в шаманизме посвящение состоит из трех частей —- страдание, смерть и воскрешение, повторяющие акт космогонии. По мнению Мирчи Элладе, это «три момента одного таинства, и все духовные усилия древнего человека были направлены на то, чтобы показать, что между этими моментами не должно быть разрыва. Нельзя остановиться в одном из этих трех моментов. Движение, воспроизведение продолжаются бесконечно».
Слайд 7Духи-помощники и духи-покровители
Общие сведенья
У каждого шамана есть духи-помощники и. духи-покровители,
с которыми он общается во время камлания. Именно от их
количества зависит могущество шамана. Эти духи отличаются друг от друга, и от каждого он получает особые знания и возможности. Духи- помощники чаще всего имеют облик диких зверей, птиц, рыб. Духами-покровителями обычно являются духи умерших предков шамана. Взаимоотношения между шаманом и его духами чрезвычайно разнообразные и глубоко личные.
Слайд 8Легенда про злых духов
Прыщавый черт. Шаманская маска
Слайд 9Символика шаманских атрибутов
Шаманский наряд
У каждого шамана, как правило, есть специальный комплект / ритуальной
одежды (шаманский костюм, в который входят рубаха, маска, пояс, головной
убор, халат, металлические диски, подвешивающиеся на грудь, спину или к поясу, и так далее) и шаманское снаряжение, то есть бубен с колотушкой, посох, фигурки духов (вместилища) и прочие элементы, применяемые во время камлания. Сюда же стоит отнести и воображаемое снаряжение, имеющееся у некоторых шаманов (нанайцев, ульчей): особой формы нарта, ездовые животные-духи и тому подобное.
Слайд 10Шаманский бубен
Без преувеличения можно сказать, что бубен является одним из
самых важных и наиболее распространенных шаманских атрибутов. Его символика сложна,
а выполняемые магические функции разнообразны. Отметим, что шаманский бубен является не только, и даже не столько инструментом изгнания зловредных духов, как это закрепилось за ударными инструментами в некоторых культурах, сколько средством, позволяющим
шаману войти в транс. То есть в данном случае востребована не способность бубна создавать «магический шум», устрашающе воздействующий на злых духов, а его музыкальная характеристика, дающая шаману возможность при помощи ритма войти в состояние измененного сознания, без которого невозможен экстатический транс.
Необходимо отметить, что использование бубнов и других магических музыкальных инструментов не ограничивается исключительно сеансами камлания. Многие шаманы бьют в бубен и поют также просто для собственного удовольствия, но смысл этих действий остается тем же: восхождение на небо или нисхождение в ад, с целью проведать умерших. Мирча Элиаде писал: «Эта "автономия", в конечном итоге взявшая верх над инструментами магико-религиозной музыки, привела к рождению музыки. /.../ То же явление наблюдается и по отношению к шаманским песням, рассказывающим о путешествиях на небеса и опасных нисхождениях в преисподнюю».
Слайд 11Прочие шаманские атрибуты
Шаманская маска играет в некоторых традициях не менее
важную роль, чем собственно наряд, особенно если учесть, что шаманский
костюм в каком-то смысле уже сам по себе является маской.
Использование шаманами масок широко распространено, хотя и не везде. Редкие случаи применения маски во время шаманских сеансов зафиксированы в Северной Азии, за исключением южных племен. Впрочем, даже там, где собственно маски нет, ее роль берут на себя другие предметы: меха, платочки и прочее. Платочки используют шаманы у нанайцев и тувинцев. Они почти полностью закрывают ими голову во время шаманских сеансов.
Слайд 12Камлание
Особенности шаманских сеансов
Шаман, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд
общения с духами — камлание. Чаще всего камлают с целью
вылечить больного, поскольку считается, что болезнь связана с вредительством злых духов, или же чтобы проводить душу умершего в загробное царство. При этом шаман рассказывает присутствующим о перипетиях своего путешествия в иной мир, о помощи своих духов, произносит нараспев заклинания, изображает борьбу со злыми духами, что превращает обряд в яркое театрализованное зрелище.
Слайд 13Целительные сеансы
Во всех культурах в обязанности шаманов входит магическое целительство,
поскольку распространенной причиной считалось похищение злыми духами( отметим, что в
некоторых районах Азии причиной болезни может быть и попадание какого-либо магического предмета в тело больного или одержимость злыми духами), и поэтому лечение сводится к тому, чтобы её найти и заставить возвратиться в тело больного. Естественно,только шаман, в отличии от знахаря, в чьи обязанности также входит целительство, способен её поймать и невредимой доставить назад в силу того, что только он видит духов и знает, как их изгнать, лишь он может разпознать бегство души.
Слайд 14Ссылки на используемую информацию
http://referad.ru/korneev-a-v--religii-mira-shamanizm/index.html#pages - Корнеев А.В|Религии Мира| Шаманизм