Слайд 1Шедевры мирового искусства
Картины разных времен, заслуженно оставшиеся в памяти поколений
МБУДО
ЦДО «Реальная школа»
Педагог Линник А.Н.
Слайд 2Искусство почти столь же старо, как и само человечество, и
за все века нашего существования было создано бесчисленное множество уникальных
произведений.
Наверное, было бы слишком смело составить список самых выдающихся шедевров, ведь критерии оценки творчества слишком субъективны.
Именно поэтому в данной презентации собраны картины, которые уж точно самые узнаваемые в мире, что совсем не значит, что они чем-то лучше других гениальных работ.
Слайд 3Наскальные рисунки пещеры Шове
Рисунки, обнаруженные на юге Франции в пещере
Шове (Chauvet), - одни из самых известных и лучше всех
сохранившихся доисторических шедевров мирового искусства. Возраст этих произведений – примерно 30 000 - 33 000 лет. На стенах пещеры мастерски изображены сотни доисторических животных, включая медведей, мамонтов, пещерных львов, пантер и гиен.
Слайд 4Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434)
Это одна из самых
загадочных картин в мировой живописи. Полагают, что на картине изображен
итальянский торговец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга в их доме в Брюгге.
А вот дальше начинаются загадки. Почему супруги разуты (их снятая обувь присутствует на полотне)? Почему над мужчиной горит свеча в люстре, а над женщиной — нет?
Слайд 5Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434)
И обратите внимание на
зеркало. Там видим не только отражение супругов. Что за фигуры?
Свидетели? «Похоже, один из них — сам живописец, судя по изящной надписью между зеркалом и люстрой: «Johannes van eyck fuit hic» или «Ян ван Эйк был здесь». И это еще не все тайны культового полотна — искусствоведы вряд ли в ближайшее время придут к единому мнению по поводу этой работы.
Слайд 6Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1486)
Рожденная из морской пены античная богиня
любви — Венера — прибывает на остров Крит. Боттичелли написал
картину на основе мифа, а со временем и его работа обросла мифами.
Так, в некоторых исторических документах значится, как монах Савонарола сподвиг христиан разжечь огромный костер, чтобы уничтожить неугодные «безделушки». И Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии и лично бросил в огонь несколько своих полотен. Но пламя костра пощадило «Рождение Венеры».
Слайд 7Леонардо Да Винчи, «Тайная вечеря» (1495-1498)
Художнику заказали создать фреску в
соборе, но обожающий эксперименты Да Винчи предпочел пойти иным путем.
Он не стал писать по мокрой штукатурке, как того требовала техника создания фресок, а изобрел свой метод, покрыв каменную стену слоем из смолы, гипса и мастики. Увы, эксперимент оказался неудачным.
В результате религиозный сюжет — общение Христа с учениками накануне распятия — со временем стал настоящим бичом для реставраторов. На сегодня работа Леонардо да Винчи содержит примерно 20 процентов от оригинала.
Слайд 8Леонардо Да Винчи, «Монализа» (1503-1506)
Возможно, некоторые работы из этого списка
вам были неизвестны, но уж «Мона Лизу» Леонардо да Винчи
знают точно все. Это самая известная, самая обсуждаемая, самая воспеваемая и самая посещаемая картина в мире.
Позировала для холста Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо (Lisa Gherardini, Francesco del Giocondo). Знаменитая своим загадочным выражением лица Мона Лиза – гордость Лувра, старейшего и богатейшего музея Франции и мира.
Слайд 9Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама» (1511-1512)
Действие на фреске замерло за секунду
до начала библейской истории — сотворения Всевышним человека. В Библии
сказано, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело, как утверждают исследователи, было собственное видение: на его фреске мы видим сотворение не просто человека, а homo sapiens («человека разумного»). «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога».
Слайд 10Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы
Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал
художнику римский папа Юлий II. Рафаэль был гностиком: стронники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
Слайд 11Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы
Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал
художнику римский папа Юлий II. Рафаэль был гностиком: сторонники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
Слайд 12Питер Брейгель-старший, «Охотники на снегу» (1565)
С этой, безусловно, великолепной картиной
связана еще и финансовая история. Тогдашний бизнесмен, почитавший искусство Брейгеля,
заказал художнику цикл из шести картин, изображавших времена года («Охотники на снегу» — одна из них). Брейгель еще не завершил работу, а у заказчика начались финансовые трудности. Чтобы занять деньги из городской казны, предприниматель заложил еще ненаписанные картины мастера. В результате сразу после написания работы Брейгеля попали в хранилище казначейства. Сам художник больше их не увидел.
Слайд 13Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор» (1642)
«Ночной дозор, или Выступление
стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван
Рёйтенбюрга» — таково полное название картины. И она — одна из самых многострадальных в истории искусств. Во-первых, слой сажи изменил изначальный колорит «Ночного дозора»: сцена происходит белым днем, так что свое «темное» название работа получила по недоразумению. Во-вторых, полотно было урезано по горизонтали и вертикали. В-третьих, страдало от неумелых реставраций, а в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой.
Слайд 14Диего Веласкес, «Менины» (1656)
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса.
На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги
отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на «Менинах».
Слайд 15Диего Веласкес, «Менины» (1656)
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса.
На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги
отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на «Менинах».
Слайд 16Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)
Голландский живописец Ян Вермеер
не давал названий своим полотнам. «Девушкой с жемчужной сережкой» картину
нарекли значительно позднее, и тут же начались споры, можно ли украшение считать жемчужиной? Большинство исследователей склоняются к тому, что в ухе натурщицы сережка из венецианского стекла, а сам портрет в большей мере плод воображения живописца.
Слайд 17Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Брюллов написал «Последний день Помпеи»
всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы,
наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
Слайд 18Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Брюллов написал «Последний день Помпеи»
всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы,
наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
Слайд 19Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Брюллов написал «Последний день Помпеи»
всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы,
наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
Слайд 20Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» (1832)
Гравюра на дереве японского
художника Кацусики Хокусая является первым произведением из серии «Тридцать шесть
видов Фудзи». Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Работа выполнена в стилистике укиё-э и считается самым знаменитым и популярным произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии.
Слайд 21Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника»
(1871)
Один из самых известных и цитируемых портретов в мире. А
между тем критики в Британии, куда из родного Массачусетса перебрался американец Уистлер, поначалу холодно приняли новую работу художника. Зато позднее во Франции ее встречали овациями. А в США в 1938 году установили бронзовую статую высотой 2,5 метра в честь Анны Уистлер — матери художника, изображенной на портрете.
Слайд 22Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Составитель списка картин Клода Моне
пожаловался, что художник дает своим работам слишком однообразные названия. Моне
призадумался и эту картину назвал «l'impression» («Впечатление» — в переводе с французского). Позже эта картина дала имя целому явлению в мировой живописи — импрессионизму. Правда, поначалу слово «импрессионист» имело своей целью оскорбить живописцев, желая подчеркнуть, что рисовать они не умеют.
Слайд 23Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов» (1881)
Ресторанчик «Мезон Фурнез», чью террасу
запечатлел Ренуар, был излюбленным местом встреч молодых художников и писателей
того времени. В «Завтраке гребцов» живописец изобразил своих друзей и знакомых.
Сегодня ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».
Слайд 24Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889)
Одна из самых популярных картин
в мире. Полотно написано в характерной для Ван Гога манере:
густые длинные мазки аккуратно наложены рядом. Сочные синие и желтые цвета делают полотно особенно приятным для восприятия.
Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».
Слайд 25Эдвард Мунк, «Крик» (1893)
Вариантов этой картины несколько: Эдвард Мунк повторял
сюжет «Крика» минимум четыре раза. Поэтому знаменитый «Крик» теперь экспонируется
не только в двух музеях Осло, но и достался частному коллекционеру. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов счастливым обладателем пастельной авторской копии «Крика» стал американский бизнесмен Леон Дэвид.
Слайд 26Густав Климт, «Поцелуй» (1907-1908)
Некоторые искусствоведы настаивают, что на полотне австрийский
художник изобразил себя и свою любимую — Эмилию Флёге. Но
есть и другие мнения, другие истории.
По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо.
Слайд 27Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)
Одна из самых скандальных работ в
истории изобразительного искусства. Некоторые вообще полагают, что с написанием «Черного
квадрата» история искусств — изящных искусств в традиционном понимании, — закончилась.
По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках».
Слайд 28Сальвадор Дали, «Постоянство памяти» (1931)
Сальвадор Дали рассказывал историю возникновения картины:
«Циферблаты я написал за два часа. Гала ушла в кино
с друзьями. Находясь в одиночестве, я рассматривал комнату. И мое внимание привлек сыр камамбер. Сыр медленно таял на солнце».
Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.
Слайд 29Пабло Пикассо, «Герника» (1937)
Эта картина об ужасах войны. Всегда заявлявший
о своей аполитичности Пабло Пикассо не мог не откликнуться на
бомбежки города Герника в 1937 году. Двухчасовая атака, предпринятая нацистами, унесла сотни жизней. В основном погибли женщины и дети. Несмотря на ужас, который вселяет картина своей серо-коричневой гаммой, остается надежда. Ее олицетворяет зажженная лампа под абажуром. Пикассо однажды сказал, что «свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо».
Слайд 30Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл» 1962
Банка супа «Кэмпбелл» -
произведение, которое круто изменило жизнь Энди Уорхола.
История
началась с отпуска. Художник решил сделать паузу, чтобы отдалиться от работы и придумать что-нибудь совершенно новое. Какие только эксперименты не проводил мастер – рисовал мультяшных персонажей, смешивал краски, оставлял на асфальте белые листы, чтобы прохожие оставляли на них отпечатки своих ботинок. Нужная идея пришла неожиданно – кто-то подсказал Уорхолу: нужно рисовать то, что любишь.
Слайд 31Разумеется, все достойные шедевры в двадцатку никак не втиснуть. Знаете
ли вы картины, которые можно смело включить в список всемирно
известных шедевров?
Отправляйте свои варианты в комментарии