к тому ты рождена!
Ты со вечера — крестьянка,
Завтра
— будешь госпожа.Авторство этой песни приписывается Прасковье Жемчуговой
*Краско, А.В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. — Москва, 2009. — С. 87.
Н. Аргунов. Портрет
П. И. Жемчуговой, 1802 г.
*Бессонов, П.А. Прасковья Ивановна графиня Шереметева. – Москва, 1872.
Прасковья Ивановна Ковалёва (Жемчугова) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. В семье Параша была старшей. Отец – крепостной кузнец Шереметьевых Иван Степанович Ковалёв – был известен на всю округу как замечательный мастер своего дела и как любитель принять стопку-другую, а потом покуролесить.
Елизарова, Н. Крепостная актриса
П. И. Ковалёва-Жемчугова. — М., 1952. – С. 28-30.
Прасковья Жемчугова
Когда же самому господину была нужна Параша, её вызывали в барские покои. Что это: тюрьма, закрытый пансион, гарем? Нет, это — русский крепостной театр».
Анисимов, Е. В. Пленницы судьбы. – СПб., 2007. – С. 221-222.
Усадьба Кусково
Елизарова, Н. А. Театры Шереметевых. – Москва, 1944. – С. 302.
роль — пастуха Альцведа. Тоненькая стройная фигура и голос позволяли ей играть роли юношей. Известно, что она играла пажа Блондина в опере «Инфанта Заморы»».
«Параша Ковалёва стала замечательной оперной актрисой П. И. Жемчуговой с богатым репертуаром. Известно её участие в главных ролях более 14 пьес, шедших в театре Шереметева в 80 – 90-х годах XVIII века. В опере «Колдун» она играла мужскую
Её артистическое жалованье в 1797 г. составляло 300 руб. в год, а в 1800 г. – уже 1 100 руб. и 80 руб. на платье, причём граф собственноручно исправил сумму жалованья на 1500 руб., что в десятки раз превышало оклад других солистов театра, не говоря уже о рядовых артистах.
Зрительный зал Останкинского театра
Описанный нами спектакль, прошедший с таким триумфом, был лебединою песнью артистки. Ещё молоденькой девочкой 15 лет она впервые с огромным успехом в 1783 году выступала в роли Элианы в Кускове, и этой же ролью закончилось в Останкине в 1797 году её славное артистическое поприще.
Тайный брак,
заключённый на небесах
Если бы ангел сошёл с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражён.
Из письма графа Н.П. Шереметева
19-летняя прима театра стала и фавориткой своего барина, Николая Шереметева. Ничего особенного, если бы не одно «но» — граф, кажется, влюбился в девушку по-настоящему. Прасковья давно уже не походила на крепостную — хрупкая и застенчивая красавица с большими и ясными глазами обладала утончёнными манерами, присущими благородному сословию, а не черни.
Рогов, А. П. Шереметев и Жемчугова. – Москва, 2007.
Книга – кладезь интересных исторических фактов. Можно много узнать о быте той эпохи, о том, каковы были театры и развлечения, и многое другое. Очень красивая и необычная история любви, рассказанная в форме художественного произведения.
Николай Шереметев был покорён теперь не только красотой и талантом, но и силой духа девушки. Он зажил с ней, как с женой, в отдельном доме, не обращая внимания на разницу в возрасте и пересуды окружающих.
*Граник, Г.Г. Драматурги, драматургия, театр. — Москва, 2001 — С. 34-35.
В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. Строился он графом ради своей возлюбленной, и там она сыграла свои последние в карьере спектакли. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила».
В их любовь не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. Прасковья часто плакала, а возлюбленный старался спрятать её от злых разговоров. От всех этих моральных страданий и переживаний у Прасковьи «проснулась» врождённая болезнь - туберкулёз. А так как супругам пришлось переехать в сырой климат Санкт-Петербурга, то болезнь перешла в открытую форму, начались горловые кровотечения. К тому же пропал её чарующий голос. Параша и все её родственники получили «вольную», однако жениться без позволения царя Шереметев по-прежнему не мог. На сцене она уже не выступала, её здоровье ухудшилось.
Но 6 ноября 1801 года состоялось тайное венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника.
Графиня П.И. Шереметева в гробу
гроб, обитый пунцовым бархатом и выстланный внутри белым атласом. На крышке гроба на посеребрённой доске был изображён фамильный герб Шереметевых и начиналась надпись: «Графиня Прасковья Ивановна Шереметева, рождённая Ковалевская, от древнего благородного происхождения польских шляхтичей... супруга действительного тайного советника, оберкамергера, кавалера российских орденов... её жития было 34 года 7 месяцев и два дни».
Император Александр I признал их брак за 3 дня до кончины графини П. И. Шереметевой. И её сын Дмитрий был признан законным наследником.
Среди фресок Троицкой церкви, выстроенной при больнице, есть изображение сонма небесных сил, и среди них — танцующий ангел с бубном. Предполагается, что автор росписей Доменико Скотти придал ему портретные черты Прасковьи Шереметевой.
Москва. Домовая церковь. Ангел с бубном на фреске домовой церкви
Граф Шереметев не хотел жить без Параши. Он перестал выезжать в свет, вёл замкнутую жизнь, предаваясь воспоминаниям, и через шесть лет умер. Театр закрыли ещё раньше: когда заболела Прасковья Ивановна. Вся труппа (180 человек) со страхом ждала решения своей участи. К счастью, их не распродали поодиночке. Указ графа был таков:
«Предписываю, выбрав из них годных, назначить на другие должности. Девушкам же, занимавшим до сего места актрис и танцовщиц, даю позволение приискивать себе женихов».
Приискал жениха для Тани Шлыковой и её отец, графский оружейник, но она выйти замуж наотрез отказалась. Хотя к тому времени она как подруга Параши получила вольную, Таня до
конца своих дней продолжала служить в графском доме. Прожила она долгую жизнь — 90 лет. Вырастила не только сына Параши, но и внука.
*Граник, Г.Г. Драматурги, драматургия, театр. — Москва, 2001 — С. 36.
Н. Аргунов. Портрет Шлыковой-Гранатовой
Шереметевы в судьбе России: воспоминания, дневники, письма / авт.-сост.: А. И. Алексеева, М.Д.Ковалёва . – М. : Звонница, 2001. – С. 143.
На сцене она провела половину своей жизни (выступая с 11-летнего возраста до 27 лет), будучи не только прекрасной певицей (лирическое сопрано), но и драматической актрисой, создавшей яркие трогательные образы Луизы, Белинды, Нины, Аннеты, Люсиль и др.
Образ Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой вошел в историю русского театра, как олицетворение народного таланта, загубленного условиями крепостничества.
Все книги со знаком *, представленные в материале, можно найти и прочитать в НЭБ (Национальной электронной библиотеке), доступ открыт в секторе экономической литературы Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть