Слайд 1Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале
«2» -
0 – 13; «3» - 14 – 22; «4» - 23 – 29, «5» -30 – 35
Слайд 2Изменена структура экзаменационной работы: снято разделение заданий по частям на
основе формы записи ответа. Задания в работе выстраиваются, исходя из
проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24, максимальный первичный балл уменьшен с 39 до 35.
Добавлены задания с кратким ответом двух типов: задание на выбор и
запись нескольких ответов и задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы. Задание на различение фактов и мнений в социальной информации в том виде, как оно существовало в КИМ предыдущих лет, исключено из работы.
Добавлены 3 задания с развёрнутым ответом: задание, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий, задание-задача с контекстом финансовой грамотности и задание на анализ статистической информации (преобразовано из существовавшего в КИМ прошлых лет блока из 2заданий с кратким ответом).
Сокращено с 6 до 4 задание мини-теста по тексту.
В результате усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство
заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.
Слайд 31.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
Слайд 23На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как
их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с
помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако полной зависимости человека от природы уже не было.
Совершенствование орудий труда → общество стало оказывать усиливающееся воздействие на природу, где-то улучшая её, а где-то и ухудшая. Человек не мог обойтись без природы ещё и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для его функционирования и развития.
Слайд 24Благоприятные природные условия:
давали толчок к бурному развитию той или иной
цивилизации → великие цивилизации древности возникли в устье плодородных рек
или в плодоносных долинах;
способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.
Слайд 25Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг
на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические
особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2) формирование кастовой системы в Древней Индии
3) издание Иваном IV Грозным нового Судебника
4) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
Слайд 27Основные отличия человека от животного
Слайд 28Основные признаки, характеризующие человека
Слайд 29Что свойственно и человеку, и животному?
1) преобразование мира
2) накопление знаний
3)
необходимость в отдыхе
4) стремление к прекрасному
Слайд 30Слово «личность» (persona) первоначально означало маску (личину), в которой выступал
актёр в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актёра
и его роль. У римлян слово «персона» употреблялось с указанием на определённые социальные роли, функции
(личность отца, личность судьи и т. д.). Позднее слово «личность» стало противопоставляться тому, что подразумевали под ним в Античности: личность — это человек, который играет определённую роль всерьёз, а не в качестве актёра.
Слайд 31Факторы (от лат. factor — делающий, производящий), способствующие развитию личности
Слайд 32 Социальная среда — окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также
совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Формирование личности не определяется лишь
биологическими факторами, социальной средой, воспитанием и обучением, оно требует собственной активной практической деятельности человека.
Слайд 36Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой
целенаправленную деятельность.
Слайд 371 Иерархия (от гр. hierarchia) — «служебная лестница», ряд должностей,
званий и т.д. в порядке подчинения и перехода от низшего
к высшему.
Слайд 38Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от
животных, становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над
духовными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе
Отличия деятельности человека от активности животного
Слайд 41Условием успешного выполнения человеком определённой деятельности выступают его способности.
Слайд 43Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей
и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя
и обогащая друг друга.
Содержание различных уровней способностей человека
Слайд 44(П) Павел учится во втором классе общеобразовательной школы. В свободное
время он любит играть в настольные игры. Сравните две формы
деятельности, упомянутые в условии задания, — учение и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) способствует развитию личности
2) имитирует реальные действия
3) вооружает системными знаниями и умениями
4) помогает познанию окружающего мира
Слайд 45Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Ближайшее
социальное окружение человека характеризуют малая группа и межличностные отношения.
Слайд 46Классификации малых групп
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и
явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы:
образование, функционирование, развитие, стагнация ((от лат. stagnum — стоячая
вода) — застой, неподвижность), регресс1, распад.
Слайд 471 Регресс (от лат. regressus — движение назад) — тип
развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы
деградации, понижение уровня организации.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.
В группе человек всегда играет какую-либо роль.
Роль — это способ поведения, определяемый статусом человека.
Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника и т. д. В группе же человек играет различные роли, которые определяются характером деятельности группы. Наиболее важной является роль лидера.
Лидер (от лат. leader — ведущий) в группе — член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной
деятельности и регулировании в группе.
В каждой группе складываются определённые правила — групповые нормы
Слайд 48Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально
функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной
группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.
Положение человека в малой группе зависит от многих условий.
Слайд 49Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через
отношение его с остальными участниками группы.
Слайд 51Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с
другим человеком, группой (большой или малой)
Слайд 52При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они
возникают и складываются на основе определённых чувств — эмоциональных переживаний.
Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей; чувства, разъединяющие людей.
Слайд 57Функция (от лат. functio — деятельность) — служебная роль (назначение)
какого-либо элемента социальной системы.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное
значение имеет культура общения.
Слайд 58(Б) Установите соответствие между примерами межличностных отношений и их видами:
к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из
второго столбца.
Слайд 59Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта.
В случае, если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются,
конфликт не происходит. Или наоборот, если имеется общность интересов, но участники
испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Тема 1.8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Слайд 601 Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение между противоположными сторонами,
достигнутое путём взаимных уступок.
Слайд 62) Верны ли следующие суждения о способах преодоления межличностного конфликта?
А.
К способам преодоления межличностного конфликта относится необходимость уделять больше внимания
обсуждению совпадающих позиций.
Б. К способам преодоления межличностного конфликта относится необходимость уделять больше внимания разногласиям в подходах и установках.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны