Слайд 1 Образовательная
программа
«Начальная школа
XXI века»
Слайд 2Проект
«Начальная школа XXI ВЕКА»
разработан коллективом
авторов Центра начальной
школы ИСМО РАО под
руководством доктора
педагогических наук,
профессора,
члена- корреспондента РАО
Натальи Федоровны Виноградовой
Слайд 3Системно-деятельностный подход
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества;
достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся на основе
усвоения универсальных учебных действий;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Слайд 4Приоритетные цели
«Начальной школы XXI века»
Целостное гармоничное развитие личности школьника;
Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями
и особенностями каждого ребенка.
Слайд 5 Цель обучения - формирование ведущей для этого возраста
деятельности.
Цель педагогов начальной
школы -
научить ученика
учить самого себя, т.е.
учебной деятельности.
Цель ученика –
овладет умениями
учиться.
Слайд 6Изучаемые предметы по учебному плану:
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Технология
Музыка
Изобразительное искусство
Иностранный язык
Физическая
культура
Слайд 7Учебные предметы решают следующие дидактические задачи:
расширение круга представлений, общего кругозора
и эрудиции ученика;
расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных
операций и последовательности;
развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, качества и корректировка учебного процесса.
Слайд 8Принцип природосообразности:
приоритетное использование наглядно-образного мышления как типичного для детей
этого возраста;
целесообразное включение игровых методов обучения;
организация учебного процесса, обеспечивающая ситуацию
успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Слайд 9Учебная деятельность: позиции учителя и ученика
Слайд 10Особенности организации учебного процесса:
педагогическая диагностика;
интегрированный подход;
приоритет учебной
задачи
перед практической;
дифференцированный
подход.
Слайд 11Педагогическая диагностика
позволяет учителю:
выяснить, как у учеников класса идет формирование
учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в
том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
выявить способы работы, которыми
овладели ученики;
пронаблюдать за результатами
выполнения специальных заданий,
выясняющих уровень самостоятельности
учащихся.
Слайд 12Дифференциация обучения -
ключ к сохранению индивидуальности ребенка
Обучение в
гетерогенных
классах
Выделение заданий разных
уровней сложности
Наличие коррекционно
–
развивающих тетрадей
Слайд 13Технология обучения построена на целенаправленном использовании:
Моделирующей деятельности
Поисковой деятельности
Темпа
обучения
деятельность
Ребёнок учится не глазами и ушами, а руками. Это
главная закономерность технологии УМК.
Уход от репродуктивного обучения (сначала правило, а потом натаскивание на применение этого правила). Ребёнок все возможные действия осуществляет путём моделирования. На этом построены все предметы – и математика, и русский язык, и окружающий мир.
Слайд 15Поисковая деятельность
В программах резко снижено значение готового образца, определяющего всю
деятельность школьника. Так как необходимо учитывать, что ребёнок – это
личность, и навязывать ему ничего нельзя. Он должен всё принять. А принять он может только в поисковой деятельности.
Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. Это формирует способ действия, понимание учебных операций, учебных действий, а это даёт возможность расширить содержание образования.
Слайд 16Темп обучения
Методики обучения по УМК состоят в том, что дети
младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости.
Важно уйти от традиционного понимания дифференцированного обучения, где сильному ребёнку дают больше (не другое, а больше), а слабому ребёнку дают меньше (а для того, чтобы он выполнял, начинают его натаскивать, но дают однотипные задания).
Слайд 17Обучение на высоком информационном и интеллектуальном фоне, развитие общей культуры
и эрудиции школьника
Введение рубрик : «Давай подумаем!», «Трудное задание», «Прояви
смекалку».
Введение тем, ранее не изучавшихся в начальной школе.
Включение сведений из истории русского языка и литературы.
Расширение содержания ряда курсов.
Слайд 18Ведущие характеристики
выпускника начальной
школы:
способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос;
умение строить высказывания,
выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения;
наличие представлений о собственном знании
и незнании.