Слайд 2Караваев Николай Александрович
Работает в нашей школе с 1984 года. Стать
учителем предложил директор одной из Ильинских школ.
Считает наиболее способными
и трудолюбивыми выпускников 2005 и 2006 годов.
Слайд 3 Летом любит заниматься строительством на даче, а в учебном году
делает из учеников настоящих станочников.
.
Слайд 4Художественная обработка
древесины
Слайд 5Декоративная обработка древесины-
одно из древнейших ремесел, освоенных человеком.
Развиваясь на протяжении многих веков, передаваясь от поколения к поколению,
искусство декоративных работ по дереву обогащалось опытом и национальными традициями.
Слайд 6Токарный станок -
был первой машиной для механической обработки
древесины. Он вошел в обиход на 500 лет раньше двуручной
пилы и на 1000 лет раньше рубанка.
На протяжении почти трех тысячелетий токарный станок был единственным устройством, обеспечивающим полную обработку древесины – от грубо обрубленной заготовки до готового изделия или его детали.
Слайд 7Материалы для изготовления режущего инструмента
В связи с большими скоростями, при
которых ведется обработка древесины, к качеству материалов для режущего инструмента
предъявляются высокие требования. Токарные резцы, фрезы, пилы изготавливаются из специальных сортов стали: инструментальной углеродистой У9А, У10А,У12А.
Хороши в работе инструменты из быстрорежущей стали марок Р9, Р18.
Машинное ножовочное полотно, дисковые фрезы, полуобоймы шарикоподшипников, рессоры, клапана и т.д.
Слайд 8Закалка инструмента и заточка
Инструменты из углеродистой инструментальной стали легко закалить
в учебных мастерских.
Закалка включает две операции:
Первая – инструменты нагревают до
вишнево-красного свечения. Нагретый инструмент быстро опускают в воду и резко перемещают его, чтобы избавиться от паровой оболочки, мешающей контакту металла с водой.
Вторая – отпуск.
Легированные стали закаливают в масле или подогретой воде 70 градусов. Следует учесть, что при высоком и длительном нагревании происходит выгорание углерода.
Слайд 9Затачивание инструмента
Состоит из двух операций:
Первая операция – добиться ровной плоскости
стачивания (она называется фаской) без заоваливания ее на самой кромке
и без пережога стали. Другая задача первой операции – поставить фаски под определенным углом ко второй плоскости. Этот угол, называемый углом заточки, бывает различным: 7-8 градусов у ножа, 15-25 градусов у стамесок, 37-42 градуса у рубанков.
Слайд 10Затачивание инструмента
Вторая операция – правка.
Не испортить угол заточки и добиться
острого жала лезвия, снятием мелких зазубрин, заусенцев, с полировкой до
блеска. Для того чтобы довести до конца заточку инструмента брусок следует закрепить на верстаке, брусок предварительно, а затем периодически надо промывать водой с мылом с помощью щетки, так как он засаливается и забивается металлическими опилками и образивной пылью.
Затем на оселке или заправочной доске, обтянутой кожей, с применением специальных паст.
Слайд 11Устройство резца и построение основных его углов
Слайд 12Геометрия режущего инструмента
На рис. 3.1 изображены грани режущего клина и
обозначены кромки, образованные пересечением граней. Режущими кромками могут быть: передняя
АБ, боковые АГ и БВ.
Режущий клин имеет определенный угол, и под определенным углом он входит в древесину. Положение режущих плоскостей резца образует три угла.
Оптимальные величины таковы:
Угол заострения
Задний угол
Угол резания
Слайд 13Электроточила и абразивный инструмент для формирования и заточки резцов
Слайд 14Шлифовальный инструмент, изготовленный с применением абразивных шкурок
Слайд 15Измерительный инструмент и способы его применения
Слайд 16Основные разрезы ствола древесины
Слайд 17Знание строения и свойств древесины помогает мастеру в поисках и
точном подборе пород, правильном применении технологии изготовления декоративных изделий.
Наглядное представление
о строении древесины дает трехплоскостной разрез ствола. Все три среза – радиальный, тангенциальный и поперечный – имеют разную текстуру, обусловленную слоисто-волокнистым строением древесины, разную плотность и твердость.
Слайд 18Как видно из рисунка, центр ствола несколько темнее периферических годичных
колец. Это типичная картина разреза ядровых пород(дуба, сосны, лиственницы). Существуют
также безъядровые (липа, ель) и заболонные (клен, береза) породы древесины, у которых поперечный срез по всей поверхности имеет одинаковый цвет.
Заболонь от ядра отличается не только цветом, но и меньшей твердостью и большей влажностью.
Иногда в безьядровых и заболонных породах образуется ложное ядро, а в ядровых- внутренняя заболонь.
Слайд 19Самые хорошие результаты дает токарная обработка безъядровых и заболонных пород
имеющих однородную плотность и твердость по всему поперечному разрезу.
Влажность –
физическое свойство древесины. Способность древесины поглощать или отдавать влагу называется гигроскопичностью.
Вследствие слоистого строения древесины ее усушка и разбухание приводят к неравномерным изменениям размеров в разных направлениях: в радиальном до 3-5%, в тангенциальном до 6-10%, вдоль волокон 0,1-0,3%.
Слайд 20Способы закрепления деревянных заготовок
Слайд 21Чистовое закрепление деталей на оправах
Слайд 22Чистовое закрепление деталей на зажимных приспособлениях
Слайд 23Инструмент для обработки цилиндрических и конических поверхностей
Слайд 24Приемы обработки цилиндрических и конических поверхностей резцами
Слайд 25Основные приемы работы ручным режущим инструментом
Слайд 26Фасонные стамески и приспособления для стабилизации стамесок
Слайд 27Формирование фасонных поверхностей резцами и стамесками
Слайд 28Точение колец. Построение профиля кольца одним и двумя резцами
Слайд 30Техника исполнения рельефной резьбы
Чаще всего резьбу подразделяют на шесть видов:
плосковыемчатая
плоскорельефная
рельефная
прорезная
скульптурная
комбинированная
Слайд 31Плосковыемчатая резьба
Основной ее признак- контуры в виде выемок, которыми обрисовываются
фигуры изображения или иные, четко ограниченные выемки на поверхности. Эта
резьба подразделяется на два подвида –геометрическую и контурную.
Слайд 32Плоскорельефная резьба
Название получила от того, что фигуры изображения, оставаясь
в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но
и обработаны по краям что создает иллюзию рельефа. (а)
Слайд 33Резьба с заоваленными контурами.
Со стороны орнамента
контурная линия(канавка) закругляется более круто,
а со стороны фона – более полого.
(б)
Слайд 34Заоваленная резьба с подушечным фоном
Это то же самое, но
фон её нигде не остается плоским (в)
Слайд 35Заоваленная резьба с подобранным фоном
Имеет заоваленные контуры, а фон
выбранный (углубленный) до плоскости так, что орнамент кажется наложенным на
плоскость. Иногда фон для контраста чеканят. (г)
Слайд 36Рельефно-заоваленная резьба
имеет заоваленный фон, а орнамент не плоский.
(д)
Слайд 37Рельефная резьба
Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по
отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины
фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону, рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.
Слайд 38Барельеф
Это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает
над поверхностью фона не более чем на половину своего объема.
Слайд 39Горельеф
Это высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает
над поверхностью фона более чем на половину своего объема
Слайд 40Прорезная резьба
Это резьба на деревянном слое любой формы,
где элементы изображения связаны и вместо фона окружены прорезами. В
зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоско-рельефную или рельефную, в которой удален фон.
Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно сделана, как кружево.
Слайд 41Накладная резьба
Если прорезная резьба наклеена или смонтирована каким-либо другим
способом на поверхности основы (изделия), она называется накладной или наклейкой.