Слайд 1Школьники и Интернет
Анна Владимировна Толоконникова,
кандидат филологических наук,
доцент факультета журналистики МГУ.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ УГРОЗЫ
Слайд 2 Новый ФГОС
С 2011-2012 учебного года все 1 классы России
начали учиться по новому образовательному стандарту.
Задачи:
«ориентировка младших школьников в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять»
Слайд 4Подростки 12 -17 лет:
92% пользуются Интернетом (7,4 млн чел).
91% -
пользуются мобильным Интернетом.
2 часа 29 мин – проводят в сети
ежедневно.
TNS WEB Index, 2017 г.
Статистика
Слайд 5Интернет – во многом регулируемая среда
Слайд 6Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Опасное для
жизни и здоровья поведение детей – призывы к самоубийствам, беспорядкам,
экстремизму, участию в массовых мероприятиях.
Детская порнография
Информация о производстве и распространении наркотиков.
Азартные игры в сети.
Слайд 9Европейская стратегия экономического развития «Europe 2020» (7 инициатив)
Цифровая Повестка дня
для Европы
(Digital Agenda for Europe).
модернизация законов в условиях
цифровой среды (особенно основ авторского права);
поддержку инновационных технологических решений для бизнеса и государства;
доработка стратегии кибербезопасности.
Май 2012 г. - представлена Европейская стратегии по формированию лучшего Интернет-пространства для детей
(European Strategy for a Better Internet for Children).
Слайд 10European Strategy for a Better Internet for Children
Создавать позитивный
контент.
Повышать интернет-грамотность.
Внедрять маркировку контента, возрастные настройки, родительский
контроль.
Бороться с детской порнографией.
Слайд 11Декабрь 2011 - 31 компания
CEO Coalition to make a
Better Internet for Kids
Слайд 12ТОП-5 сайтов России
Vk.com
Google.ru
Youtube.com
Yandex.ru
Mail.ru
Источник: Alexa.com
Слайд 13YouTube
Каждую минуту на YouTube загружается 72 часа видеоконтента
За 1 месяц
— больше, чем было создано за 60 лет тремя крупнейшими
телевизионными сетями США.
Слайд 16YouTube блокирует
порнографию и сцены сексуального характера;
сцены приема наркотиков
и изготовления бомб;
сцены беспричинного насилия (в том числе его провоцирующее),
причинения боли, нападений, оскорблений, в том числе грубого обращения с животными;
жестокие видео несчастных случаев, трупы и т. д.;
материалы, нарушающее авторские права;
материалы, разжигающие нетерпимость;
нападки, угрозы, оскорбления в сети, нарушение конфиденциальности или раскрытие личной информации.
Слайд 17Возрастная маркировка YouTube контролирует наличие:
вульгарных выражений (бранных слов и других
слов, которые «нельзя употреблять при общении с детьми»).
сцен жестокости и
пугающих образов;
обнаженной натуры и сцен сексуального характера (видеоролики, носящие явно провокационный сексуальный характер к публикации вообще не допускаются);
демонстрации опасных или незаконных действий.
Слайд 21Центр безопасности Google
Фильтрация приложений по возрасту.
Фильтр неприемлемого контента.
Контроль контента доступного
детям.
Ограничение доступа к приложениям и играм.
Доступ к опубликованной информации.
Управление комментариям.
Google
+ YouTube + Picasa + Blogger
Слайд 22Родительский контроль в операционных системах
Слайд 23Родительский контроль в устройствах
Слайд 25Возможность установки фильтров
Яндекс – да
Mail.ru – нет
Рамблер - да
Вконтакте –
фильтр видео
Одноклассники - нет
Слайд 26Сделать Интернет безопасным для детей – задача взрослых
Слайд 27Домен. ДЕТИ
Проект Фонда «Разумный Интернет», учрежденный в 2012 г. центром,
который управляет национальными доменами .ru/.рф,
Все сайты только о детях и
для детей
1400 сайтов на конец 2016 г.
Германия – домен.kinder
Великобритания - домен.kids
Слайд 28Конкурс сайтов
«Позитивный контент»
В конкурсе могут участвовать российские интернет-ресурсы,
стремящиеся вовлечь
детскую и молодежную аудиторию Рунета
в активную жизнь как в Сети,
так и за ее пределами.
Проводится 8-й год подряд
Слайд 29Позитивный медиаконтент
Образовательные ресурсы школьников
Анна Толоконникова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры теории
и экономики СМИ
Слайд 30Три возрастные группы
Начальная школа (1-4 класс, 7-11 лет).
Средняя школа (5-9
классы, 11-15 лет).
Выпускные классы (10-11 классы, 15-17 лет).
Слайд 32Правило: «3-6-9-12»
До 3 лет без ТВ и компьютера
До 6 лет
без приставок
До 9 лет без Интернета
До 12 лет Интернет со
взрослыми
Слайд 50Начальная школа
Интернет – помощник родителю в «учебе»
Родитель дает ребенку посмотреть
то, что нашел сам
Родитель показывает ресурс по ссылке, данной учителем
Ребенок
учится делать элементарные запросы
(двигаясь от видео и фото к текстам)
Слайд 52В каком возрасте начали пользоваться Интернетом?
1 курс:
9-10 лет – 13
%
11-12 лет - 53 %
14 лет - 20 %
4 курс:
10-11
лет – 10 %
12-13 лет – 50 %
15-16 лет – 30 %
Слайд 53Статистика
9 млн – аудитория интернета младше 14 лет.
(исследование Ru-метрика).
2
часа 15 мин. ежедневно тратят на просмотр телепрограмм дети 4-14
лет.
(данные TNS 2015 г.)
Слайд 5413 лет – приблизительный возраст, до которого необходимо участие взрослого
в подготовке домашнего задания (психологи).
7 % - детей 14 лет
пользуются Интернетом с родителями.
Слайд 59Способ сократить нагрузку
Решение задач по алгебре/ геометрии (ответы @mail.ru;
решебники)
Тематические форумы, где помогают с решением.
Словарь рифм.
Базы рефератов и сочинений
по лит-ре.
Краткое изложение произведений.
Слайд 62Наиболее популярные сайты:
Образовательный ресурс школы
Различные познавательные сайты по запросам
(в
рамках заданной темы)
Википедия
Грамота.ру, Энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.
Переводчик Google
(как словарь)
Флибуста, А4 формат, др. источники текстов по лит-ре
(особенно поэзии; критики; редкие тексты).
Слайд 64Интернет – это…
Источник информации для докладов.
Источник фото и информации для
презентаций.
Помощник в случае с трудными заданиями, решебник.
Ресурс для саморазвития.
Основной ресурс
для подготовки к ГИА -
(Государственная итоговая аттестация после 9 кл.)
Слайд 65Средняя школа
Ребенок учится:
Самостоятельно работать с информацией.
Пользоваться Интернетом
правильно формировать
запрос,
фильтровать информацию,
отбирать необходимые факты.
Формировать список полезных
сайтов.
Слайд 67Подростки в Интернете
12–17 лет - 89 % подростков ежедневно пользуются
Интернетом (и девочки, и мальчики).
17 лет - 96 % (у
мальчиков более высокий показатель).
2013 г. исследования Фонда Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.
Слайд 69Новые тренды:
Интернет – основной ресурс для подготовки к ЕГЭ.
Учителя и
ученики становятся партнерами в этом вопросе.
Большая личная ответственность ученика при
подготовке к экзаменам.
Нехватка времени.
Слайд 72За небольшую плату можно отправить на проверку письменную часть гуманитарных
предметов
Слайд 73Федеральный институт педагогических измерений
Слайд 75Интернет – это…
Возможность самому подготовиться к ЕГЭ (тесты, контрольные, разбор
вариантов.
Интересные лекции и видеоматериалы.
Дополнительная информация по интересующим темам.
Изучение иностранных языков
(фильмы, книги, тексты на языке носителя).
Слайд 77Возможность поступить в вуз на льготных условиях
Слайд 81 «…жизнь становится такой непростой, теряется ощущение стабильности. И люди начинают
тяготеть к чему-то, что помогает им психологически выдержать все те
вызовы, которые жизнь им бросает», -
Зельфира Трегулова,
директор Третьяковской
галереи.
Слайд 82Перспективы развития
Обучать учеников начальной и средней школы пользоваться Интернетом.
Обучать учителей
использовать материалы Интернета в учебном процессе
возможно, создавать для них
специальные
ресурсы/контент
Развивать электронные библиотеки, давая доступ к текстам
Поддерживать сайты с онлайн-курсами и др. ресурсами для саморазвития
Рекомендовать наиболее авторитетные ресурсы для подготовки к ЕГЭ
Слайд 84a.tolokonnikova@mail.ru
Анна Владимировна Толоконникова,
доцент факультета журналистики