Слайд 3СИМФОНИЯ № 40
Точное количество написанных Моцартом симфоний установить нельзя, многие
из них, написанные в юношеские годы, утеряны навсегда (приблизительное число
около 50). Но в миноре звучит только Сороковая.
Слайд 4
Отзовись!
Отзовись!
Отзовись же!
Я к Тебе свой полёт направляю.
Это жизнь.
Это жизнь!
Ближе. Ближе! Прорываюсь меж адом и раем.
Слайд 6 Симфония №40 была написана в числе трёх больших
симфоний летом 1788 года. В 1791, незадолго до своей смерти,
композитор создал её вторую редакцию. В симфонии 4 части.
1. Molto allegro
2. Andante
3. Menuetto — Trio
4. Allegro assai
Слайд 7
Первая и Четвертая части — арена
для борьбы души со злым роком, с царством мрака.
Вторая часть — мысленная дорога в царство прекрасного, разума и света.
Третья — парад тёмных сил и, по контрасту к нему — светлая пастораль, «деревенский оркестр».
Слайд 8 В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться
со слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже
где-то интимно исповедуется.
Слайд 9Симфония имеет традиционную для того времени 4-х частную форму, однако
у нее отсутствует вступление, 1 часть начинается сразу с главной
партии, что совершенно не характерно для канона того времени. Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода визитная карточка композитора.
Слайд 10 Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний,
симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит
отклик в душе каждого слушателя. При этом остается общий деликатный и галантный стиль, соответствующий тому веку.
Слайд 11Побочная партия, вопреки традициям, не выступает резким контрастом, но звучит
более томно, загадочно и светло (благодаря мажору). Общее звучание становится даже
мрачным, напоминания крушение надежд, несбыточность порывов, безутешность страданий.
Слайд 12Вторая часть, словно затишье после бури, исполняется в неторопливом темпе
(andante), спокойно-созерцательного характера. Наступает умиротворение, мелодия становится напевной, контрастов уже
нет. Звучание символизирует свет и разум.
Слайд 13Несмотря на название 3-й части – Menuetto («Менуэт»), это совсем
не танец. Трехдольный размер, скорее, подчеркивает маршевость и суровость звучания.
Жесткое настойчивое повторение ритмической фигуры внушает тревогу и страх. Словно непреодолимая сверхсила, холодная и бездушная, грозит карой.
Слайд 14Финальная 4-я часть («Allegro assai») написана в сонатной форме. Абсолютное
преобладание главной темы, исполняемой в быстром темпе, словно сметает на
своем пути возникающие тут и там мелодии и фразы связующей, побочной тем. Энергичный характер музыки стремится к драматической кульминации всего произведения.