Разделы презентаций


Символизм в литературе

Содержание

На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX – начала XX вв.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Символизм в литературе
«Серебряный век»
русской поэзии

Символизм в литературе«Серебряный век»русской поэзии

Слайд 2На рубеже ХIХ-ХХ вв.
русская поэзия, как и западная,
тоже

переживает бурное развитие.
В ней доминируют авангардистские
и модернистские тенденции.



Модернистский период развития русской поэзии конца XIX – начала XX вв. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские

Слайд 3Идейной основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли,

который происходит в России на рубеже XIX-ХХ вв. Новая философия

предстает как критическая реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии. 
Идейной основой развития новой русской поэзии  стал расцвет религиозно-философской мысли,  который происходит в России на

Слайд 4Русский символизм Понятие
Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью

искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Зародился в 60 –

70-е гг. XIX века во Франции

В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Русский символизм Понятие   Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через

Слайд 5Предпосылки
Философия Ницше, В.Соловьёва
Модернизм в европейском искусстве
Возрождение старых художественных систем (античность,

средневековье)

ПредпосылкиФилософия Ницше, В.СоловьёваМодернизм в европейском искусствеВозрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Слайд 6 Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий –

от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва
Платон
Ф. Ницше
В. Соловьёв

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до  Ф.

Слайд 7Истоки символизма
Многие художественные открытия и философские идеи символизма были

предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900).

Он верил в спасительную миссию Красоты;
посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство;
облик «всеединства» - мистический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

В. Соловьёв (1853 – 1900)

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым

Слайд 8Кризис веры в рациональное устройство мира.
Новая картина мира (опыты

по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) не вооружила,

а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего.
Привычные опыты «выстроенных рассказов» стали казаться верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы обнажать ее.
Точно прорисованные персонажи в традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность.
Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность. Художественная практика модернизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности».
Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни.
Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии.

Причины возникновения

Кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие

Слайд 9Теоретическое самоопределение
1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка

и новых течениях современной русской литературы»
1894 год – три сборника

«Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов.
Теоретическое самоопределение1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»1894 год

Слайд 10Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся;
склонность к сложному

формальному эксперименту;
внимание не столько к противоречивости общества, сколько отражению этих

противоречий в сознании человека;
представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства.

Основные черты

Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся;склонность к сложному формальному эксперименту;внимание не столько к противоречивости общества,

Слайд 11Жизнь
Смерть

Бог

Основные темы символистов

Жизнь       Смерть

Слайд 12Отображение жизни каждой души — полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких

чувств, мимолётных впечатлений.
Новаторство поэтического стиха, новые, яркие и выразительные

образы.
Попытки добиться оригинальной формы, уход в бессмысленной игру слов и звуков.
Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей.
Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом.
В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру.
Искусство — ключ к тайне.

Эстетика символизма

Отображение жизни каждой души — полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Новаторство поэтического стиха, новые,

Слайд 13Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности);
Противопоставление социального и индивидуального;
Утверждение

равнозначности реального и идеального;
Культ таинственного; представление о непознаваемости мира;
Утверждение интуитивности

постижения мира через мистические прозрения, откровения;
Поэтика условностей и иносказаний;
Выделение в слове иррационального6 звучание, ритм должны заменить значение.

Общие особенности

Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности);Противопоставление социального и индивидуального;Утверждение равнозначности реального и идеального;Культ таинственного; представление о

Слайд 14Основное свойство – освоение «вещей в себе» и идей, находящихся

за пределами чувственного восприятия.

В основе эстетики – символ
(он должен

заменить конкретный образ). Считалось, сто символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в художественном творчестве полагалось индивидуальное.

Символизм в России

Основное свойство – освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.В основе эстетики –

Слайд 15Повышенное внимание к проблеме личности и истории, к внутреннему миру

личности;
героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные

открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония);
идея самоценности искусства.

Особенности русского
символизма

Повышенное внимание к проблеме личности и истории, к внутреннему миру личности;героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа

Слайд 1780 - 90-е гг XIX века

80 - 90-е гг XIX века

Слайд 18Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу
Старшие символисты петербургского крыла

считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы

одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.

НАДПИСЬ НА КНИГЕ
Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов…
З.Гиппиус 1896

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла   считали важными религиозно-философские поиски.

Слайд 19Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков
В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский
«Апокалиптические» настроения парадоксально

сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной

мудрости
Младосимволисты 1900 гг. – рубеж вековВ.ИвановА. БелыйА. БлокИ. Анненский«Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства

Слайд 20Течение возникло в конце 1900-х гг.
Младосимволизм
А. Блок
Вяч. Иванов
Эллис

Течение возникло в конце 1900-х гг. МладосимволизмА. БлокВяч. ИвановЭллис

Слайд 21Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни
Значение имеет

лишь то, что находится по ту сторону жизни.

Реальный мир второстепенен,

но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.

Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.
Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизниЗначение имеет лишь то, что находится по ту

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика