Слайд 1Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Министерство образования науки РФ ФГБОУ ВПО
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
Выполнила студентка 1 курса
группы 1БСО-ЛГП
Потапова Анна Юрьевна
Мурманск
2014
год
Слайд 2Наша общая цель состоит в том, чтобы помочь детям с
СДВГ, большинство из которых умны, добры и талантливы, перейти из
категории потенциальных социальных неудачников и изгоев в круг полноценных членов общества.
Заваденко Николай Николаевич- доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии педиатрического факультета РГМУ
Слайд 3Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Историческая справка
Ученые
Механизм возникновения СДВГ
Причины СДВГ
Симптомы СДВГ
Классификации
СДВГ
Заболевания, сопутствующие СДВГ
Диагностика СДВГ
Лечение СДВГ
Обучение детей с СДВГ
Рекомендации родителям для
работы с детьми с СДВГ
Список литературы
Содержание
Слайд 4СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СДВГ)
неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском
возрасте
Слайд 5Историческая справка
В 1947 г. педиатры попытались дать чёткое
клиническое обоснование так
называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учёбой.
В
1966 г. S.D. Clements дал следующее определение этого заболевания у детей: «заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до
выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе»
Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.
После множества изменений в терминологии заболевания специалисты наконец остановились на названии более точно отражающем сущность: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)».
Слайд 6УЧЕНЫЕ
Франкфурт Генрих Хоффманн-Доннер
(1809 – 1894)
-немецкий врач, заведовал больницей для психических
больных во Франкфурте.
Достижения:
описал типичные признаки СДВГ
публикация детской книги под названием
«Struwwelpeter» (от немецкого Struwwel – растрепанный, взъерошенный)
Слайд 7Джордж Фредерик Стилл
(1868—1941)
английский педиатр, придворный врач британской королевской семьи.
Достижения:
публикация лекций
для Королевского Медицинского Колледжа в Англии, в которых описывались 40
детей со значительными поведенческими проблемами
в 1897 описал форму ревматоидного артрита у детей с симметрич. припуханием суставов, увеличением лимфоузлов и селезёнки
УЧЕНЫЕ
Слайд 8Юлия Фоминична Домбровская
( 1891 -1976)
-русский, советский педиатр, клиницист, педагог и пытливый исследователь
Достижения:
основные научные труды
посвящены изучению клиники и лечения инфекционно-аллергических заболеваний, острых пневмоний и функциональных расстройств
у ребёнка
стала основателем школы педиатров
УЧЕНЫЕ
Слайд 9Механизмы возникновения СДВГ
НОРМА
ОТКЛОНЕНИЕ
Слайд 10ПРИЧИНЫ СДВГ
Генетическая предрасположенность
Биологические:
родовые травмы
органические повреждения мозга малыша во время
беременности
Социально-психологические:
алкоголизм родителей
микроклимат в семье
условия проживания
неправильная линия воспитания
Слайд 11Симптомы СДВГ
Симптомы импульсивности
Симптомы невнимательности
Симптомы гиперактивности
Слайд 12Симптомы СДВГ
Невнимательность:
неспособен удерживать долго внимание на деталях, по небрежности и
легкомыслию допускает ошибки при выполнении заданий
с трудом сосредотачивается при
выполнении заданий, а также во время игр
вам кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
ребенок часто не в состоянии выполнить предлагаемые инструкции и справиться с уроками по школьной программе без внешних на то причин
самостоятельно ребенок не в состоянии выполнить задание или преступить к другим видам деятельности
Слайд 13Симптомы СДВГ
Гиперактивность:
у ребенка часто присутствуют беспокойные самопроизвольные движения в кистях,
а также стопах
сидя на стуле ребенок постоянно крутится, подвижен,
встает со своего места во время уроков, когда требуется сидеть
проявляет бесцельную активность в движениях: крутится, прыгает бегает, куда-то лезет
не может спокойно играть или тихо заниматься чем-то
чрезмерно болтлив
Слайд 14Симптомы СДВГ
Импульсивность:
ребенок отвечает не задумываясь и не выслушав до конца
нет
терпения дождаться чего-либо
мешает другим беседовать, перебивает разговор
Слайд 15Классификация СДВГ
По Р. А. Баркли
По Л. А. Ясюковой
По DSM-IV
(принятая в США многоосевая нозологическая система)
Слайд 17По Р. А. Баркли
Классификация СДВГ
(ADHD)
АDD - синдром дефицита внимания без
гиперактивности
DНD - синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Слайд 18По DSM-IV
Классификация СДВГ
(ADHD)
С преобладанием невнимательности
Смешанная форма
С преобладанием гиперактивности и
импульсивности
Слайд 19По Л. А. Ясюковой
Классификация СДВГ
(ADHD)
Близкий к норме - субнормальный
Тормозимые -
астеничный и ригидный
Возбудимые - реактивный и активный
Слайд 20Заболевания, сопутствующие СДВГ
Вызывающее оппозицию расстройство (Наиболее распространенным симптомом этого расстройства является
отрицательное, дерзкое и враждебное поведение по отношению к авторитетным людям,
которое длится более полугода)
Расстройство поведения( Оно включает в себя агрессию по отношению к людям и животным, уничтожение имущества, обольщение, обман, воровство и общее нарушение общественных правил)
Расстройство развития (Если ребенок, которому был поставлен диагноз СДВГ, не реагирует на лечение, родители могут в этом увидеть расстройство развития, которое часто отвечает на антидепрессанты)
Слуховые расстройства ( Дети с таким видом расстройства имеют нормальный слух, но что-то в их мозгу не позволяет им отфильтровывать фоновые шумы и делать различия между подобными звуками.)
Биполярное расстройство (Характеризуется эпизодами депрессии и мании с симптомами раздражительности, быстрой речи, отключения мыслей)
Тревожные расстройства (Маленькие дети, которые пережили травматическое могут обладать характеристиками СДВГ, в том числе импульсивностью, эмоциональными всплесками, оппозиционным поведением)
Нарушение сна
Слайд 21Диагностика СДВГ
Диагностика обычно включает в себя:
структурированное или полуструктурированное клиническое интервью
с родителями ребенка;
сбор детальной биографической информации о ребенке, подробное
изучение его состояния до обнаружения болезни и в настоящее время;
ознакомление и изучение медицинской карты и различных анкетных данных заполняемых учителями и родителями.
прямое наблюдение ребенка в его взаимодействии с окружающими.
серия тестов диагностируюших нейро-когнитивные функции мозга, которые помогают дополнить общую картину состояния ребенка.
Слайд 22Лечение СДВГ
Индивидуальная психотерапия для ребенка
Поведенческая психотерапия
Семейная консультация
Медикаментозная терапия
Слайд 25Обучение детей с СДВГ
Обязательными условиеми обучения детей с СДВГ в
коррекционных классах является:
создание благоприятных условий для развития: наполняемость не
более 10 человек в классе
обучение по специальным программам
наличие соответствующих учебников и развивающих материалов
индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами
Слайд 26Рекомендации родителям для работы с детьми с СДВГ
Избегайте состязаний и
каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку,
будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Слайд 27Список литературы:
Брязгунов, И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или
все о гиперактивных детях [Текст]/ Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной.-2-е изд.-М:
Институт психотерапии, 2001.-96с.
Мачинская Р. И. и др. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / Под ред. М.М. Безруких. – М.: НПО «МОДЭК», 2009. 248 с.
Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью [Текст] / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. 236 с.
Слайд 28Список литературы:
4.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция
и практические рекомендации родителям и педагогам. [Текст] / Под ред.
Ю.А. Клейберг -М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
5. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперак-
тивности у детей.[Текст] / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной - СПб.: Наука и Техника, 2010. — 384 с.