Разделы презентаций


Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды

Содержание

Синтаксис (от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и их функции. Основные единицы синтаксиса: единицы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды грамматической связи

слов в словосочетании

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды грамматической связи слов в словосочетании ▪

Слайд 2Синтаксис
(от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел

науки о языке,
в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание,

предложение) и их функции.
Основные единицы синтаксиса: единицы неравнозначные
Словосочетание Предложение Текст
Синтаксис (от греч. syntaxis  – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются

Слайд 3Предложение –
синтаксическая единица, служащая средством общения,
единица коммуникативная.
Например:
Тяжелые тучи,

напитанные холодной влагой, висят над землей.
(К. Паустовский)
Синтаксис всегда изучается

вместе
с пунктуацией.


Главная единица синтаксиса

Предложение – синтаксическая единица, служащая средством общения, единица коммуникативная.Например:Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. 							(К.

Слайд 4Пунктуация
(от лат. punktum – точка) –
система правил постановки знаков

препинания (препинание – остановка, перерыв) – это знаки, которые ставятся

между словами и группами слов в письменной речи.
Пунктуация(от лат. punktum – точка) – система правил  постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв)

Слайд 5«Знаки препинания – ноты при чтении» А.П. Чехов
▪ Знаки препинания служат

важным средством оформления письменной речи,
так как при их помощи

происходит ее членение.
Текст
группа предложений,
определенным образом связанных,
тематически и логически объединенных.

«Знаки препинания –  		ноты при чтении» 					А.П. Чехов▪ Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи,

Слайд 6словосочетание:
весело смеяться Песчаный берег
наедине с другом
домик с палисадником

сказочно красивый
Синтаксическая

единица, рассматриваемая как один из компонентов предложения
словосочетание:весело смеяться	 Песчаный берегнаедине с другом	домик с палисадником

Слайд 7Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в

озеро.
Задание: УСТНО «разрубите» предложение на словосочетания.

Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро.   Задание: УСТНО «разрубите» предложение

Слайд 8сочетание двух и более слов,
связанных подчинительной связью и представляющих

собой смысловое единство.
▪ Признаки словосочетания:
☀ состав словосочетания –
два

(и более) самостоятельных слова;
☀ смысловое единство слов;
☀ подчинительная грамматическая связь
между компонентами словосочетания
▪ Структура словосочетания:

главное слово зависимое
горная река
главный компонент – река,
подчиненный – горная

Словосочетание:

сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью и представляющих собой смысловое единство.▪ Признаки словосочетания: ☀ состав

Слайд 9▪ сочетание подлежащего и сказуемого
☀светит солнце,
▪ сочетание однородных

членов
☀ цветы и травы,
▪ сочетание предлога и слова


☀у колодца
Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом»
для предложения.

Не является словосочетанием

▪ сочетание подлежащего и сказуемого ☀светит солнце, ▪ сочетание однородных членов ☀ цветы и травы, ▪ сочетание

Слайд 10▪ Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет

номинативную функцию, т.е. служит распространенным названием. Задание: устно определите, что

обозначают словосочетания.

Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой.

▪ Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет номинативную функцию, т.е. служит распространенным названием.

Слайд 11 Задание: Устно составьте словосочетания из данных слов:
1)

глубокий, озеро;
2) встать, стол;
3) мой, книга;
4) очень, веселый;
5) гулять, парк;
6)

встретиться, друзья;
7) смеяться, весело;
8) лепесток, роза;
9) всматриваться, пристально;
10) лежать, трава;
11) фонтан, брызги;
12) недалеко, поляна;
13) уставший, работа.
Задание:  Устно составьте словосочетания  из данных слов:1) глубокий, озеро;2) встать, стол;3) мой,

Слайд 12▪ От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только

тип словосочетания, но и вид грамматической связи и смысловые отношения,

которые устанавливаются между компонентами словосочетания.

Грамматическая система русского языка рассматривает три вида связи слов
в словосочетании


согласование управление примыкание

▪ От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только тип словосочетания, но и вид грамматической связи

Слайд 14Виды грамматической связи слов в словосочетании

Виды грамматической связи слов  в словосочетании

Слайд 16Виды грамматической связи слов в словосочетании

Виды грамматической связи слов  в словосочетании

Слайд 17Д/з: 1. Заполните таблицу.
Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена,

вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение

искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка.
Д/з: 1. Заполните таблицу.Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея,

Слайд 18Задание: запишите предложения, расставляя в них знаки препинания; выпишите словосочетания,

построенные по типу согласования, управления, примыкания.
1.Тяжелые тучи напитанные холодной влагой

висят над землей.
2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
3. В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешни.
4. Перед вами на берегу реки высится огромный холм весь покрытый лишь мхом и ольшаником.
5. Ветер бил с такой силой что накрепко припечатывал к щеке сорванный с дерева мокрый лист.

2. Выполните упражнение.

Задание: запишите предложения, расставляя в них знаки препинания; выпишите словосочетания, построенные по типу согласования, управления, примыкания.1.Тяжелые тучи

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика