Слайд 1Синтаксис как раздел науки о языке
Подготовил: Дагбаев Дандар
Группа: 16453
Слайд 2Понятие синтаксиса
Синтаксис – это раздел лингвистики , изучающий строение словосочетаний
и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.
Является составной частью грамматики
Слайд 3Основные единицы ситаксиса
Основными единицами синтаксиса считаются:
1)Словосочетание
2)Предложение
3)Текст- это высказывание, состоящее
из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности
и объединённых в целое единством темы и основной мысли.
Слайд 4Словосочетание – одна из основный единиц синтаксиса
Словосочетание - это соединение
двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически
и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетаниями не является:
¾ грамматическая основа;
¾ однородные члены предложения;
¾ служебная часть речи + существительное;
¾ фразеологизм.
Слайд 5Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе,
вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка,
тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.
Слайд 6Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
1. Простые словосочетания, как правило,
состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми
волосами (= седоволосый человек).
2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
Слайд 7синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое
синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры:
три сестры, анютины глазки.
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
Слайд 8Предложение – одна из основных единиц синтаксиса
Другой основной синтаксической единицей
является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая
собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Слайд 9 Члены предложения
Члены предложения — грамматически значимые части, на которые
делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из
отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.
Слайд 10Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос,
побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:
Повествовательное (декларативное)
предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?
Слайд 11Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных
предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в
самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.
Слайд 12Текст- одна из основный единиц синтаксиса
В языкознании текст – это несколько предложений,
расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по
смыслу и с помощью разных языковых средств.
Текст имеет или может иметь заглавие. А поскольку текст является законченным высказыванием, сообщает о чем-то, то в нем всегда есть тема.
Существовать текст может в двух речевых формах – диалога или монолога. Вспомним, чтодиалог – это одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы. Монолог – такая форма речи, в которой развернутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных по смыслу и грамматически; обращен он к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Если единичное предложение позволяет выразить мысль, то текст может развить ее за счет того, что каждое последующее предложение в нем поясняет и дополняет предыдущее, сообщает что-то новое.
Слайд 13Количество предложений в тексте обычно не ограничивается, но может определяться,
например, задачами конкретного сообщения и достаточностью информации. Объем текста устанавливает
пишущий, говорящий. Если предложение выражает законченное и связное целое, в котором высказана мысль, то текст может состоять и из одного предложения, например, пословицы, поговорки, афоризмы.
Текст оформляется в соответствии с одним из стилей речи: разговорным, официально-деловым, публицистическим, научным или художественным. В некоторых случаях допускается смешение стилей (например, как мы знаем, разговорный используется писателями в художественных произведениях для дополнения образа персонажа), но те не менее, стилевое единство – важнейший признак текста.
В зависимости от того, что является объектом нашего высказывания (какое-то понятие, явление окружающей природы; жизненная ситуация), текст может принадлежать к одному из типов речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кратко вспомним их признаки. Итак, описание – тип текста, описывающий признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть создан в любом стиле и либо начинается с общего признака, либо заканчивается им. В рассуждении утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Текст-рассуждение должен соответствовать четкому плану и содержать тезис, аргументы, доказывающие его и вывод. Текст-рассуждение, как правило, относится к научному стилю. И последний тип речи – это повествование, в котором передается определенная последовательность событий. Повествовательный текст чаще всего встречается в художественных произведениях и разговорной речи. Обычно в художественном тексте-повествовании присутствуют такие основные композиционные элементы как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Слайд 14Категория модальности
Модальность — семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его
высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность
является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Модальность включает в себя разнородные модальные характеристики, которые проявляются в разных аспектах структуры предложения, зачастую наслаиваясь одна на другую. Они очень разнородны: утверждение – вопрос – побуждение, реальность – достоверность – вероятность – нереальность, утверждение – отрицание, необходимость – возможность – намерение и т.д. Трудность изучения модальности заключается в том, что в живом языке модальные оттенки перекликаются с экспрессивными и даже эмоциональными.
Слайд 151.Модальную характеристику предикативной оси предложения определяют отношения первого типа. Модальность предложения –
это субъективно-объективное отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения
его реальности, соответствия или несоответствия действительности. Соответственно, различается модальность реальная (прямая) и нереальная (ирреальная, косвенная, гипотетическая). Грамматически основная (предикативная) модальность выражается категорией наклонения: изъявительного, условно-желательного, побудительного. Способ выражения основной модальности при помощи категории наклонения является морфолого-синтаксическим.
Выражать модальность может и интонация. Например, по отношению к инфинитивным предложениям можно говорить об интонационно-синтаксическом способе выражения модальности
Слайд 16Из тех типов предложений (повестоват., побудит., вопросит.,) только побудительные отличаются
единством модального значения, они представляют одну из основных разновидностей ирреальной
модальности. Повествовательные предложения распадаются на два типа: с реальной модальностью и с нереальной. Весна идет, Он бы сам к вам явился, да побоялся. Что касается вопрос. предложений, то, так как познавательная установка не является разновидностью модального значения, вопрос. не является средством выражения высказывания к действительности. В отношении к категории модальности вопрос. предл. делятся на несколько типов: а) вопрос. только по форме, но не по существу (к примеру, риторический вопрос), в модальном плане как повествовательные; 2) предл., чья вопрос. форма является экспрессивным средством побуждения к действию; как побудительные; 3) в основе собственно вопрос. предл. лежит представление о реальности или нереальности искомого, может быть использована форма как условного, так и изъяв. наклонения.
Противопоставление предложений по утвердительности – отрицательности отвечает первому условию инвариантности (реальность/ирреальность), однако само это противопоставление – собственно смысловое, накладывается на выраженное в предложении модальное значение
Слайд 172.Отношение говорящего к содержанию высказывания. Основным средством выражения субъективной модальности
служат вводные (модальные) слова. Вводных слова, определяющие отношение говорящего к
содержанию высказывания (эмоц. реакция, стремление к логическому упорядочению речи и т.д.): 1) слова (сочетания слов), вносящие в высказывание значение уверенности, убежденности говорящего: разумеется, несомненно, безусловно, действительно; 2) предположительность, неуверенность: вероятно, должно быть, возможно.
В отличие от основном (объективной) модальности, модальность субъективная – признак необязательный. Различается общая субъективная модальность (если относится к предикату) и частная (если относится к одному из остальных компонентов предложения). Объективная и субъективная модальности взаимодействуют, но не перекрещиваются. Также со вводными модальными словами соотносятся и наряду с ними являются выражением субъектив. модальности многие модальные частицы, связанные со значением достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, небось)
Слайд 183. Отношение между действием (предикативным признаком) и его субъектом. Чаще всего
выражается посредством модальных слов, включаемых в состав предиката: мочь, хотеть, желать, можно,
возможно, желательно, нужно, должен, намерен + некоторые модальные сущ. Эти модальные отношения можно назвать внутрисинтаксическими, в отличие от внешнесинтаксических (1, 2). Внутрисинтаксическая модальность выражается в основном лексическими средствами (модальное значение, заключенное в словах определенных разрядов). Если основная модальность предложения лишь выявляет одно из модальных значений, совокупность которых заложена в инвариантной модели предложения, в структуре его предикативной оси, толексическая модальность прибавляет к это оси семантический компонент, равный лексическому значению модального слова. Грамматическая модификация предложения обязательна, а семантическая лишь возможна. Общее условие лексической модальности – наличие в предложении синтаксических значений субъекта и действия (процесс. признака)
Слайд 19Актуальное членение предложения
Актуа́льное члене́ние предложе́ния — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:
исходную, изначально данную
составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято),
называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».
Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы.
Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.
Слайд 20Список литературы
1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т.
2, ч. 1 и 2.
2. Современный русский язык в трех
частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.
3. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.
5. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.
6.Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973