Слайд 1Система исполнительной власти субъектов РФ
Помазуев А.Е.
Слайд 2Нормативная основа регулирования системы ИВ в субъектах РФ
п. «н» ст.72
КРФ в совместном ведении находится установление общих принципов организации системы
органов государственной власти и местного самоуправления;
ч. 1 ст.77 КРФ Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Практика толкования КС 184-ФЗ
Слайд 3Типовые нормативные акты, регулирующие систему ИВ в субъекте РФ
Конституция или
Устав субъекта РФ
Закон о системе исполнительных органов
Закон о статусе Высшего
должностного лица
Закон о статусе высшего исполнительного органа
Указы ВДЛ и постановления ВИО, которыми утверждается структура ОИВ субъекта
Положения об отдельных ОИВ (Указы ВДЛ и постановления ВИО)
-------------------------
Понятия «системы» и «структуры» ОИВ субъекта, аналогичны понятиям «системы» и «структуры», используемым в отношении ФОИВ
Слайд 4Высшее должностное лицо субъекта РФ
Является органом исполнительной власти, состоящим из
1 лица и не обладает статусом юридического лица
Создание данного органа
НЕ является обязательным. При его отсутствии его статусом наделяется руководитель ВИО
Наименование может быть различным: Глава Администрации, Губернатор, Глава Администрации - Губернатор
Обладает 2 уровнями компетенции:
Как высшее должностное лицо субъекта (представительские функции, участие в отношениях с законодательной и судебной властью)
Как один из 2 высших органов ИВ
Целесообразно принятие отдельного закона о статусе ВДЛ, который должен:
Детализировать процедуры вступления в должность, прекращения исполнения полномочий, временного исполнения обязанностей и т.д.
Определить компетенцию ВДЛ в т.ч. во взаимосвязи с компетенцией ВИО
Установит правила публично-служебной деятельности ВДЛ
Установить правовое положение, структуру, функциональные задачи и полномочия аппарата (администрации) ВДЛ
Слайд 5Исполнение обязанностей ВДЛ
Ограничения полномочий лица, исполняющего обязанности ВДЛ:
Роспуск представительного органа
государственной власти
Внесение законопроектов о поправках в конституцию или устав
Выступление с
инициативой проведения референдума
Внесение изменений в состав ВИО
Подписание законов субъекта
Слайд 6Схемы взаимодействия ВДЛ и ВИО
На практике в соответствии 184-ФЗ выработаны
4 типовые схемы:
Учреждена должность ВДЛ, который на основе единоначалия руководит
ВИО
ВДЛ возглавляет коллегиальный ВИО, но предусмотрена отдельная должность руководителя ВИО
ВДЛ возглавляет и руководит коллегиальным ВИО, являясь по должности его председателем
Отсутствует ВДЛ, а его полномочия осуществляет руководитель ВИО
Слайд 71. Учреждена должность ВДЛ, который на основе единоначалия руководит ВИО
ВДЛ
– «Губернатор» или «Глава Администрации»
ВИО – «Администрация» края или области,
состоящая из заместителей и аппарата администрации.
Иногда структурными подразделениями являются центральные органы специальной компетенции, но их руководители образуют только совещательный орган при ВДЛ.
Для такой схемы характерно:
Широкие кадровые полномочия ВДЛ по назначению:
Заместителей ВДЛ
Руководителей структурных подразделений аппарата Администрации
Руководителей центральных исполнительных органов
Широкий набор единолично осуществляемых полномочий ВДЛ:
Распределяет обязанности между своими заместителями и иными должностными лицами
Осуществляет контроль за деятельностью назначаемых им должностных лиц
Формирование исполнительных органов и структурных подразделений Администрации, утверждение положений.
Реализация нормотворческих полномочий ВДЛ посредством актов ВИО
Значительное ограничение правосубъектности ВИО
Слайд 82. ВДЛ возглавляет коллегиальный ВИО, но предусмотрена отдельная должность руководителя
ВИО
Сформировалась первой и копирует федеральную модель
Используется в большинстве республик,
где ВДЛ (Президент) назначает руководителя ВИО (Правительства)
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2001 N 45-Г01-14
Дуалистическая модель, предполагающая разграничение полномочий между ВДЛ и руководителем ВИО:
ВДЛ – возглавляет ВИО
Председатель Правительства – организует работу ВИО, несет ответственность перед ВДЛ за его деятельность
Для такой схемы характерно:
ВДЛ разгружается от текущей управленческой деятельности руководителя ВИО, получая более конституционно-правовой статус как главы субъекта
Конструкция требует нормативного закрепления механизмов взаимодействия ВДЛ и руководителя ВИО
Слайд 9Позиции свердловского областного суда и верховного суда РФ
Свердловский областной суд
«…
Губернатор, являясь высшим должностным лицом, возглавляет высший исполнительный орган государственной
власти СО – правительство Свердловской области. Председатель правительства СО, будучи назначенным Губернатором СО с согласия Областной думы, осуществляет только полномочия руководителя правительства СО, т.е. фактически является его заместителем…»
Верховный суд
«Статьи 17 и 18 184-ФЗ, допуская установление должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и предусматривая, что высшее должностное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не исключают предусмотренное пунктом 3 статьи 20 этого же Федерального закона право субъекта Российской Федерации самостоятельно определить в своем уставе наименование высшего исполнительного органа государственной власти, его структуру, порядок его формирования, в том числе предусмотреть должность председателя, его полномочия, порядок назначения и освобождения от должности, его ответственность перед высшим должностным лицом.»
Слайд 103. ВДЛ возглавляет и руководит коллегиальным ВИО, являясь по должности
его председателем
ВДЛ занимает роль руководителя ВИО, входя в его состав
т.е. совмещая должности ВДЛ и председателя коллегиального ВИ
Значительные по объему полномочия по руководству ОИВ он реализует не единолично, а от имени ВИО
Статус ВДЛ расширяется за счет полномочий по руководству ВИО:
Определяет основные направления деятельности ВИО
Готовит и проводит заседания
Координирует и контролирует работу аппарата ВИО
Координирует и контролирует работу аппарата Правительства
Для такой схемы характерно:
Деконцентрация полномочий и ограничение компетенции ВДЛ формированием ВИО
Слайд 114. Отсутствует ВДЛ, а его полномочия осуществляет руководитель ВИО
В конституции
или Уставе нет должности ВДЛ, его полномочия исполняет руководитель ВИО
Слайд 12Высший исполнительный орган субъекта РФ
Обязательный элемент системы ИВ
Возглавляет систему ОИВ
субъекта
Постоянно действующий орган
Орган общей компетенции
Обладает правами юридического лица
Может быть:
Коллегиальным
(Правительство)
Единоначальным (Администрация)
Конституция или устав + законы субъекта устанавливают:
Наименование ВИО
Состав ВИО – совокупность государственных должностей, являющихся по статусу членами Правительства
Структура – набор должностей в соответствии с установленной ВДЛ структурой органов ИВ субъекта
Порядок формирования
Слайд 13Коллегиальность ВИО:
Члены ВИО замещают государственные должности субъекта (не являются государственными
служащими).
Председатель Правительства организует работу ВИО:
Планирование деятельности
Распределение обязанностей между членами ВИО
Ведение
заседаний
Формирование аппарата ВИО
Представляет Правительство в отношениях с другими государственными органами
Участвует вместе с ВДЛ в формировании, назначении руководителей и руководстве деятельностью подчиненных ОИВ
Замещает ВДЛ в период его отсутствия (во 2 модели)
Слайд 14Участие представительного органа при формировании ВИО
ПКС по Алтайскому делу от
07.06.2000 г.:
Участие допустимо
Законодательный орган вправе участвовать в согласовании назначения на
должность только ограниченного числа членов ВИО
Законодательный орган не вправе участвовать в процедуре освобождения от должности членов ВИО
Выражение недоверия законодательным органом отдельному члену ВИО не может влечь за собой его обязательную отставку
Слайд 15Полномочия ВИО:
Максимальный набор полномочий ВИО:
Устанавливает порядок и принимает решения о
создании, реорганизации и ликвидации ИОВ специальной компетенции и их территориальных
органов
Назначать и освобождать от должности руководителей и заместителей руководителей центральных органов, а также руководителей территориальных органов
Утверждает положения о центральных и территориальных органах ИВ
Отменяет и приостанавливает действие актов центральных ОИВ
Заслушивает отчеты руководителей, дает обязательные для исполнения указания
Применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности
Разрешает разногласия между ОИВ
Часть полномочий может реализовываться ВДЛ
Слайд 16Центральные органы ИВ специальной компетенции
Наиболее многочисленный вид ОИВ
При установлении их
перечня и структуры субъект в наибольшей степени самочтоятелен.
Их перечень (структура
ОИВ субъекта) устанавливается ВДЛ в соответствии с Законом субъекта о системе исполнительных органов:
Органы, образуемые в соответствии с требованиями федерального законодательства
Органы, образуемые субъектом по своему усмотрению
Перечень частично предопределен федеральным регулированием:
Путем закрепления функций, которые субъекты обязаны осуществлять по предметам совместного ведения (полномочия субъекта или федеральные полномочия, переданные для исполнения субъекту РФ)
Путем закрепления конкретного наименования органа
Субъект самостоятельно определяет организационно-правовые формы в законе о системе