Слайд 1СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Выполнила: гр. ЭМ-442906, Крыжняя
Анастасия
Слайд 2Для ускорения внешнеторгового оборота и создания условий, благоприятствующих законной торговле,
таможенные органы уменьшают уровень проведения таможенного контроля товаров и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную границу.
При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу не декларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.
Поэтому используется политика Системы управления рисками (СУР), которая обеспечивает соблюдение интересов государства и участников ВЭД.
Слайд 3Система управления рисками (СУР) – это комплекс мер, направленный на
упрощение процедуры таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров,
транспортных средств, документов и сведений посредством разработки способов для определения потенциальных рисков, предотвращения наступления рисковых событий и их негативных последствий.
Ст. 162 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» закрепляет, что система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.
Слайд 4Цели и принципы
Цели
обеспечение эффективности таможенного контроля;
сосредоточение внимания на областях риска
с высоким уровнем;
создание условий для ускорения и упрощения перемещения через
таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.
Принципы
целевой направленности;
целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы РФ;
информационного единства на всех уровнях таможенного администрирования;
законности, соответствие принимаемых мер по минимизации рисков законодательству РФ;
единства, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений при использовании СУР.
Слайд 5Определения
«Анализ риска" - использование имеющейся у таможенных органов информации
для определения области и индикаторов риска;
«Область
риска" - описание риска и условий, при которых он возникает;
«Индикатор риска" - признак, позволяющих выбрать объект таможенного контроля;
«Идентификация риска" - действия, направленные на обнаружение и описание риска;
«Меры по минимизации рисков" - меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяемые на основании оценки рисков;
«Профиль риска» – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков;
«Оценка риска" - действия по определению уровня риска;
«Таможенный риск" - вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования;
Слайд 6Объекты СУР
Объектами СУР являются:
товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные
под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
транспортные средства международной перевозки;
сведения,
содержащиеся во внешнеэкономических договорах либо иных документах на право владения, пользования и распоряжения товарами;
сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.
Слайд 8Нормативно – правовая база
ТК ЕАЭС,
ФЗ № 311 «О таможенном
регулировании в Российской Федерации»,
Генеральное приложение к Международной конвенции об
упрощении и гармонизации таможенных процедур 1999 г. (глава 6. Таможенный контроль);
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (2012 г.);
Соглашение Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (2013 г.);
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
Для целей анализа и идентификации рисков используются информационные ресурсы - Единая база выявленных рисков, базы данных рисковых поставок
Слайд 9Информационное обеспечение
Информационная система управления рисками (ИСУР) - метод по улучшению
таможенного контроля.
Его цель заключается в том, чтобы в интересах
более высокой эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех случаях, когда угроза возникновения нарушений или контрабанды является выше среднего.
АИСТ-РТ21 - комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает все этапы таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ.
Она содержит нормативно- справочную информацию, обеспечивает обработку данных, обеспечивает поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо), доступ к базам данных всех таможенных подразделений.
Слайд 10Классификация рисков по способам выявления
Слайд 12Отраслевое категорирование
Подразумевается заявительный характер, т. е. есть подробная информация об
участнике и есть критерии, которым он должен соответствовать, чтобы его
отнесли к низкому уровню риска.
Анализ соблюдения установленных критериев осуществляется на основании представленных участником ВЭД документов и сведений по инициативе самого участника ВЭД.
Для каждого отраслевого приказа (по отнесению к определенному риску) количество критериев различно, некоторые из них индивидуальны для каждой из отраслей, но при этом существенная часть критериев является общей.
Слайд 15Автоматизированное категорирование
Автоматизированное категорирование осуществляется в автоматическом режиме штатным программным средством
(без вмешательства должностного лица) на основе математической модели оценки критериев.
3 уровня деления по категориям риска - низкий, средний и высокий.
Предусмотрены 35 критериев, характеризующих участника ВЭД на основе различных аспектов его деятельности: динамика основных показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, уровень соблюдения валютного законодательства.
Осуществляется ежеквартально штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных ЕАИС таможенных органов, ФНС и ЦБ РФ.
В ходе проведения риск-категорирования производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка, которая определяет категорию уровня риска – низкий, средний или высокий.
Слайд 21Процесс СУР
Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:
сбор и
обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях;
оценку
риска;
описание индикатора риска;
определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
разработку и утверждение профилей рисков;
выбор объектов таможенного контроля;
применение мер по минимизации рисков;
анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.
Система управления рисками позволяет таможенным органам определить необходимую форму таможенного контроля и степень его проведения в отношении товаров, транспортных средств международной перевозки или документов.
Слайд 23Первый этап использования СУР
Общие задачи.
Сбор и обработка информации о результатах
предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и
участников ВЭД,
описание риска;
определение мер по минимизации рисков и порядка их применения.
Слайд 27Сведения для анализа
Анализ и выявление рисков основывается на информации:
Оперативные
сведения - информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без
ее дополнительных проверок и расследования;
Тактические сведения - проанализированная информация для обеспечения мер по контролю и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товарам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам СВХ, организациям);
Стратегические сведения - информация, размещенная в специальных базах данных.
Слайд 28Управление рисками
Виды управления рисками:
Стратегическое управление - определение областей риска с
наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной
ущерба в случае возникновения рисков, разработка мер по их предотвращению или минимизации;
Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.
Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.
Слайд 29Методы управления рисками
Существуют четыре основных метода управления риском:
упразднение;
предотвращение и контролирование;
страхование;
поглощение.
Слайд 30Упразднение риска подразумевает запрет на данный вид деятельности (товар) или
такую существенную трансформацию деятельности, после которой данный риск устраняется.
Предотвращение и
контролирование риска - организация деятельности таким образом, чтобы участники ВЭД могли снижать вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.
Слайд 31Страхование риска - метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе
деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.
Поглощение риска -
способ ведения деятельности, при котором ущерб в случае возникновения риска ложится полностью на участника ВЭД. Данный метод обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника деятельности.
Слайд 35Статистика
2015
Утверждено 35140 профилей рисков.
Дополнительно начисленные таможенные платежи
- 19,0 млрд. руб.
Возбуждено 934 уголовных дела и 32
231 административное дело.
2016
Дополнительно довзыскано более 22 млрд. рублей.
Возбуждено 30 761 дело об административных правонарушениях и 504 уголовных дела.