Слайд 1Система В.А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы
Презентацию
подготовил студент группы ПО-201
Пучин Алексей
Слайд 2
Владимир Абрамович
Карако́вский
(14 фев. 1932 — 3 марта
2015)
— советский
и
российский педагог.
Народный учитель
СССР
Слайд 3Воспитательная система В. А. Караковского
В.А.Караковский стал применять методику коллективного творческого
воспитания (коммунарскую методику). Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями
педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых
Слайд 4Воспитательная система В. А. Караковского
Ведущей идеей является
ориентация на личность
школьника, его интересы
и способности.
Определяющую роль в
комплексе идей
играет
педагогическая концепция
коллектива
Слайд 5Этапы становления системы
1.(1977—1981) — была проведена диагностика педагогического и ученического
коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
2.(1981—1986) — происходит стабилизация
системы, чётко оформляются её структурные компоненты, были созданы органы самоуправления.
3.(1986—1988) — развитие воспитательной системы. Решения противоречий между учебной и внеучебной деятельностью посредством изменения ведущих видов деятельности.
4.(с 1991 года) — отработка дальнейших перспективных направлений развития воспитательной системы
Слайд 6Воспитательная система В. А. Караковского
Школьный коллектив
Самоуправление в школьном коллективе
Взаимоотношения
Функция
воспитательной системы
Санкции и стимулы
Слайд 7Школьный коллектив
Характерно отчетливое чувство "мы"
Стиль отношений взрослых и детей
строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности
Непременные черты каждого ключевого дела
- коллективная разработка, планирование, проведение и анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности
Слайд 8Школьный коллектив
Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений
(от всех к каждому), гуманные отношения - это основа
воспитания личности
Большую роль играют:
ситуация выбора,
достаточная степень свободы,
многовариативность различных
видов деятельности
Слайд 9Самоуправление в школьном коллективе
Виды самоуправленческой деятельности:
участие в планировании,
разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;
участие в
работе педсовета;
работа в постоянных и временных органах самоуправления;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
Слайд 10Взаимоотношения
Директор
Администрация
Педагогический школы
коллектив
лидирующая группировка
старшеклассников
Слайд 11Взаимоотношения
Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе
школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают
личные дружеские связи
Слайд 12Функции воспитательной системы
Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский
сбор, который проводится во время весенних каникул. Внешне трехдневный сбор
представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города
Слайд 13Коммунарский сбор
В его состав в разнообразном виде входят и
искусство,
и труд, и общение, и различные
формы досуговой деятельности;
Главным на
сборе выступает не творческая
деятельность, а особая
психологическая атмосфера, специфический
способ общения;
Отвечает фундаментальным духовным
потребностям человека
традиция
Слайд 14Воспитательная система В. А. Караковского
Школа В. А. Караковского -
это целостная концепция под названием «Мы – школа», в основе
которой лежит творчество и взаимодействие с наукой
В данной системе выделяют следующие обще человеческие ценности школы:
· человек,
· отечество,
· знания,
· мир,
· семья,
· труд,
· культура,
· земля
Слайд 15Воспитательная система В. А. Караковского
В методах воспитания преобладают подходы:
1. Диалог
2. Групповая дискуссия
3. Метод педагогической ситуации
4. Создание условий для самореализации личности
Слайд 16Санкции
Используется лишь одно наказание, как для учителей, так и для
учеников - моральное, негласное осуждение. Человек, допускающий в своем поведении
отклонение от ценностей школы: с ним меньше общаются эмоциональные лидеры коллектива, на него меньше обращают внимания
Слайд 17Выводы
обязательное создание внутришкольного коллектива;
присутствие элементов самоуправления внутри него;
внедрение
коммунарской методики, основной целью которой являлась подготовка к коллективной работе;
Слайд 18…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в
ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку
и взрослому…
В.А. Караковский
Слайд 19Список литературы
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / Н.А.
Селиванова.- М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.