Слайд 2СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ
комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в
минимальный для данных условий отрезок времени.
Слайд 3Формы проявления скоростных способностей
Элементарные
комплексные
Слайд 4ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ:
Способность к быстрому реагированию на сигнал.
Способность к выполнению одиночных локальных
движений с максимальной скоростью.
Способность к быстрому началу движения (резкость).
Способность к
выполнению движений в максимальном темпе.
Слайд 5Комплексные формы проявления скоростных способностей
Способность быстро набирать скорость на
старте до максимально возможной (стартовые СС);
Способность к достижению высокого уровня
дистанционной скорости (дистанционные СС);
Способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Слайд 6Факторы, влияющие на уровень развития и проявления СС
Подвижность нервных процессов;
Соотношения
различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости;
Эффективности внутримышечной и межмышечной координации;
Совершенства
техники движений;
Степени развития волевых качеств, силы, КС, гибкости;
Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и восстановления…
Максимальная скорость движений - при 20-22° С, при 16 °С – меньше на 6-9%.
Слайд 7Перенос скоростных способностей
Тренировка в быстроте реакции ~ не скажется на
частоте движений;
Стартовая скорость (баскетбол, футбол, теннис) – стартовые ускорения из
разных и.п., быстрые изменения направления движения;
Прыгуны в длину – повышение дистанционной скорости и т.д.
Слайд 8Перенос СС
Прямой перенос СС - только в координационно-сходных двигательных действиях;
Значительный
перенос СС в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо
подготовленных людей.
Слайд 9Методика развития быстроты двигательных реакций
Простая реакция –
ответ заранее известным
движением на заранее известный, но неожиданный сигнал.
Сложная –
Реакции
на движущийся объект,
Реакция выбора.
Слайд 10В двигательных реакциях различают три фазы:
1. Сенсорную – от момента
появления сигнала до первых признаков мышечной активности.
2. Премоторную – от
появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.
3. Моторную – от начала движения до его завершения.
Слайд 11Компонентный состав времени простой реакции
Слайд 12Скорость нервных импульсов
Практически не зависит от тренировки;
Не изменяется с возрастом;
Достигает
максимальных значений от 9-11 до 25-28 лет.
Слайд 13Соотношение латентного и моторного компонентов в общем времени реакции зависит
от…
характера реакции,
возраста,
вида спорта,
квалификации спортсмена,
состояния утомления организма.
Слайд 14Латентный компонент – 20-25% времени;
Моторный компонент – 75-80% общего времени.
Слайд 15Время простой реакции
зависит от того, на что обращается внимание
ученика: на восприятие сигнала или на предстоящее действие…
Педагогический вывод: учить
занимающихся акцентировать внимание на предстоящем действии.
Слайд 16Факторы, влияющие на быстроту реакции:
Быстрота реакции повышается при некотором напряжении
мышц;
Оптимальное время ожидания сигнала (~1,5 с);
Задержка дыхания в промежутке между
сигналом о выполнении уменьшает время стартовой реакции;
После 25-30 мин разминки;
Несколько стартов (через 1,5-2 мин) – лучшее время -7-8 попытки.
Слайд 17Тренировка быстроты простой реакции
Выполнение определенных движений на заранее обусловленные сигналы;
Выполнение
упражнений в облегченных условиях;
В условиях максимально приближенных к соревновательным;
В вариативных
условиях;
Разнообразие сигналов.
Слайд 18Методы развития быстроты реагирования:
- повторный
(многократное повторение упражнений на внезапно
появляющийся сигнал)
- игровой
– чтобы избежать чрезмерной стабилизации –
выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия партнеров;
- Общий принцип подбора упражнений – разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности;
- Сенсорный метод
– тесная связь между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые, сотые доли сек).
Слайд 19СЛОЖНЫЕ РЕАКЦИИ
1. Реакции на движущийся объект (латентный период ~ до
300 мс).
2. Реакции выбора.
Слайд 20Скрытый период реакции на движущийся объект
Человек должен увидеть движущийся предмет;
Оценить
направление и скорость движения;
Выбрать план действий;
Начать его осуществление.
Слайд 21Методика развития реакции на движущийся объект
Постепенно увеличивать скорость движения объекта;
Сокращать
дистанцию между объектом и занимающимся;
Уменьшать размеры движущегося объекта.
Слайд 22Реакция выбора
Выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии
с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки.
Время реакции зависит
от запаса тактических действий или технических приемов.
Слайд 23Для развития быстроты реакции с выбором следует:
постоянно усложнять характер ответных
действий и условия их выполнения;
развивать способность предугадывать действия противника, как
бы опережать их начало.
Слайд 24МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ
БЫСТРОТА ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ проявляется в способности
с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.
Слайд 25МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ
Целесообразно проводить совместно с развитием силовых
способностей;
Использование облегченных условий выполнений упражнений, способствующих повышению скорости однократных движений;
КОНТРАСНЫЙ МЕТОД – чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях;
Умение расслаблять мышцы перед началом выполнения упражнений.
Слайд 26МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ частоты движений
Большое значение - Способность быстро сокращать и
расслаблять мышцы;
Повторное выполнение движений с возможно большой частотой, но без
излишнего напряжения.
Длительность упражнений – время, в течение которого может быть сохранена данная частота;
При снижении темпа – прекращение упражнения.
Слайд 27Развитие способности
к расслаблению мышц
1. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не
принимающих участие в данном движении;
2. Устранение напряжения мышц-антагонистов;
3. Овладение целесообразным
ритмом чередования расслабления и напряжения мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия.
Слайд 28МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В циклических «спринтерских» действиях
различают несколько фаз:
начало движения (старт 13%) и стартовый разгон 30%
(стартовые СС).
2. сохранение скорости 52% (относительная ее стабилизация) – (дистанционные СС).
3. снижения скорости – 5% (скоростная выносливость).
Слайд 29Средство развития комплексных форм проявления СС
Упражнения, которые можно выполнить с
максимальной скоростью;
- продолжительность:
при выполнении отдельных приемов в спорт.играх, единоборствах и
др. – 5-10 с;
В циклических видах – 5-6с до 1 мин и более
Слайд 30Методы развития комплексных СС
Повторный –
задача – превысить в занятиях
свою максимальную скорость (длина дистанции, интенсивность выполнения упр., интервалы отдыха,
число повторений);
Игровой и соревновательный –
дополнительный стимул для предельного проявления СС;
Вариативный –
чередование скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях.
Слайд 31Скоростной барьер
Причина – продолжительное применение одних и тех же средств,
методов, нагрузок и условий занятий.
Преодоление:
- не спешить с узкой специализацией
у начинающих;
- применять скоростные упражнения в вариативных изменяющихся ситуациях и формах (подв., спорт. игры, упр. на местности);
Слайд 32Скоростной барьер
Преодоление:
У квалифицированных: уменьшение объема нагрузки в соревновательном упражнении и
увеличение скоростно-силовых и ОП и СП упражнений;
Выполнение упражнения в облегченных
условиях;
Иногда – прекращение занятий в избранном виде, переключение на др.