Слайд 1СКУЛЬПТОР-АВАНГАРДИСТ
НАУМ ГАБО
Электронная презентация
Слайд 2Наум Борисович Певзнер (Неемия Беркович) (1890-1977) —русский и американский художник,
авангардист, конструктивист и один из пионеров кинетического искусства.
Слайд 3Почётный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне, награждён Логановской медалью
за вклад в искусство (США), удостоен Ордена Британской Империи.
Слайд 4Наум Борисович Певзнер родился 5 августа 1890г. в Брянске. В
возрасте 15 лет переезжает в г. Томск. С 1907г. по
1910 - Наум учится в гимназии в Курске и заканчивает ее с особой наградой «За достижения в области литературы и творчества». С 1907 г. он начинает экспериментировать с рисунком, делает первые опыты в живописи. Потом был Париж, Цюрих. В Германии он посещает известного швейцарского искусствоведа, ученого Генриха Вельфлена. Пускается в путешествие по Италии. В 1914 уезжает из Германии, т.к. оставаться там стало небезопасно: русские автоматически считались врагами. В 1915-1916 Наум занимается созданием первых конструкций. Чтобы отличить себя от брата-художника - берет псевдоним - Габо.
Слайд 5Термин авангард «стал вездесущим ярлыком, эклектически прикрепляемым к любому виду
искусства, лишь бы оно было антитрадиционным по форме».
Слайд 6Кинетическая скульптура в Роттердаме
Кинетическое искусство, Кинетизм (греч. kinetikos — движение, приводящий
в движение) — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения
всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей»
Слайд 71920 год
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (От греческого
Кinesis -движение ),возникшее в 1950
году
художественное течение, ориентирующееся на
пространственно-динамические эксперименты с
нетрадиционными материалами.
Слайд 8 Наум Габо - один из самых значительных первопроходцев в искусстве
20 столетия. Своими идеями о современной скульптуре он, как едва
ли кто иной, революционизировал наши представления о скульптуре и ее восприятии. Долгое время казалось совершенно непонятным, почему его искусство, несомненно оказавшее существенное влияние на историю художественного развития и до сего дня во многом определяющее скульптурную мысль, лишь несколько лет назад- с большей ретроспективой 1985-86гг.-снова вернулось к широкому общественному сознанию в Европе и Америке. Немалую роль в этом сыграла Берлинская галерея, постоянно экспонирующая с 1988-89 гг. свое представительное собрание работ Габо, относящихся главным образом к его берлинскому периоду с 1922 по 1932г.
Слайд 9После гражданской войны вместе с братом организовал выставку в Москве,
но в годы послевоенной разрухи их идеи в СССР не
нашли применения, хотя сторонники появились. Он уехал за границу. Идеи Габо получили признание в Норвегии, Франции, Швеции, Германии. В Англии у него сложилась группа поклонников, которая провозгласила его «ведущим скульптором эпохи». В странствиях Певзнеру помогала его медицинская частная практика. В 1953 г. Габо стал гражданином США. В Уотербери, что недалеко от Нью-Йорка, он открыл мастерскую, которая стала своеобразным центром конструктивизма. В 1957 г. по его проекту в Роттердаме был построен универмаг. Габо - член Королевской академии искусств в Стокгольме (1966), почетный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), член Американской Академии наук и искусств (1969).
Слайд 10Конструктивизм – советский
авангардистский метод (направление)
в изобразительном искусстве, архитектуре,
фотографии
и декоративно –прикладном
искусстве, получивший развитие в
1920 – первой половине
1930 годов.
Слайд 11Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после
Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского
искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы, как модерна, так и оголённого конструктивизма.
Слайд 12Эйфелева башня, провозвестник конструктивизма
Слайд 13Пример раннего конструктивизма
Дворец Культуры ЗИЛ
Слайд 14Constructione in Spase with Crystalline Centre
Слайд 17Construction in space (Crystal) – 1937-1939
Слайд 19Бронзовая Сферическая тема/
Около 1960
Слайд 20Как правило, конструкции Габо абстрактны, или, как говорил сам художник,
абсолютны, однако среди них есть несколько близких к натуралистическим работам
– «голов». Она лишена привычных признаков красоты женского лица: нежной кожи, изящной формы глаз, даже поверхности щек, все-таки перед нами образ прекрасного женского лица; мы узнаем образ в прообразе.
Слайд 28«Без названия»1955-1956
Spiral Theme, 1941
Слайд 30Линейная конструкция в пространстве№ 4 1950
Слайд 43В 1920 году в Москве Наум Габо с братом Натаном
Певзнером выпустили «Реалистический манифест», провозглашавший новый стиль, идеи которого значительно
повлияли на искусство и архитектуру XX века. Главная мысль манифеста: «Пространство и время-единственные формы, в которых строится жизнь, и стало быть, должно строиться искусство». Впоследствии Габо развил идеи манифеста в концепцию «конструктивной скульптуры»
Слайд 44«ВСЕ ЛОЖЬ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНА ОДНА
ТОЛЬКО ЖИЗНЬ И ЕЁ ЗАКОНЫ»
«НЕ
ВРАТЬ О БУДУЩЕМ НЕВОЗМОЖНО,
А ВРАТЬ О НЕМ МОЖНО СКОЛЬКО
УГОДНО»
«И МЫ ЗАЯВЛЯЕМ, ЧТО КРИКИ О БУДУЩЕМ
ДЛЯ НАС ТО ЖЕ, ЧТО И СЛЕЗЫ О ПРОШЛОМ -
ПОДНОВЛЕННАЯ МЕЧТА»
Из Реалистического манифеста братьев Габо
Слайд 45«МЫ НЕ ИЩЕМ СЕБЕ ОПРАВДАНИЯ
НИ В ПРОШЛОМ, НИ В БУДУЩЕМ»
«ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
– ВЫСШАЯ КРАСОТА»
«НЕОБХОДИМОСТЬ – ВЫСШАЯ И СПРАВЕДЛИВЕЙШАЯ
ИЗ МОРАЛЕЙ»
ДЕЛО – ВЫСШАЯ
И ВЕРНЕЙШАЯ ИСТИНА
Из Реалистического манифеста Братьев Габо
Слайд 46Просвечивающая вариация
сферической темы 1961
Слайд 48Конструкция «Камень с воротником 1936-1937
Слайд 53Model for Torsion, 1928
Model for 'Construction in Space 'Two Cones'',
1927
Слайд 54Фонтан в больнице Святого Томаса в Лондоне
Слайд 55Model for 'Rotating Fountain', 1925
Слайд 56 РАБОТЫ НАУМА ГАБО
ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
Слайд 67Литература:
1.Горбачев, О.В. Деятели науки и культуры России
начала XX века
и Брянский край: Наум Габо
/О.В. Горбачев //История Брянского края.XX
век.-
Клинцы, 2003.- С. 69-70.
2.Габо [Текст] //БРЭ.- М., 2006.- Т. 6.- С. 216.
Слайд 68Электронные ресурсы:
wikipedia.ru
artclassik.edu.ru
vestnik.Lcdc.ru
vision7.ru
festival.bryansk.ru
tate.org.uk
old.codered.ru
Wikiart.org
poisk32.ru
muzofon.ru Моя любимая музыка и Гитара
Музыкальное сопровождение:
Слайд 69Презентацию подготовила Н. Беликова
БИБЛИОТЕКА № 15 им. В. Н. Кучера
муниципального бюджетного учреждения культуры
«Централизованная система общедоступных библиотек»
города Брянска