Слайд 2«Золотой век» Екатерины
Кто из скульпторов
отразил век Екатерины в лицах?
Слайд 4Если объект не полностью отделен от своего заднего плана, как
это часто встречается в декоре постаментов памятников, это барельеф.
Если
формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом.
Если статуей можно любоваться со всех сторон, это - круглая скульптура,
Скульптура
Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф храма Христа Спасителя
барельеф.
Памятник семейным хранителям Петру и Февронии в Ижевске
Слайд 5Проблемные вопросы
Чем были вызваны перемены, произошедшие в культуре России XVIII
века?
Что способствовало приобщению России к художественному опыту Европы?
Слайд 6Летний сад - не только старейший сад Санкт-Петербурга, но и
первая летняя резиденция Петра Великого.
Работы по созданию сада начались
вскоре после основания самого Петербурга - в 1704 году. Петр Первый привлекал к работе лучших архитекторов и мастеров садово-паркового искусства: Ж. Б. Леблона, И. Матвеева, М. Земцова.
Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Его собрание - первая коллекция светской скульптуры в России.
Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур.
Летний сад
Слайд 7Прогулка по саду превращалась в наглядный урок знакомства с европейским
искусством. Вслед за Петром, знатные люди стали покупать скульптуру за
границей, создавая богатые коллекции. Появление в России мраморных статуй было ошеломляющей новинкой, шло вразрез с прежними традициями.
Летний сад - первая школа скульптуры под открытым небом
Слайд 8 В Петровское время интерес к скульптуре становится невероятно острым.
Строительство новой столицы, новый образ жизни, формирование ландшафтов, жилых интерьеров,
пробуждают потребность в пластике (с оглядкой на западные образцы).
Скульптуру стали рассматривать как могучее средство пропаганды идей большого общественного значения, как средство выражения духовного и физического совершенства человека. В образах скульптуры нашли отражение многие важные события современности.
В начале века происходит всплеск интереса к классической скульптуре. Формируется понимание профессиональных требований к жанру. В Россию ввозят превосходные образцы — например, античный мрамор Венера Таврическая, который выставили в Летнем саду в специальном павильоне.
Слайд 9В России работали мастера скульптуры и русские, и иностранные. Из
русских отметим Ивана Зарудного, выполнившего иконостас Петропавловского собора. Иностранные мастера
приезжали разного уровня, из них примечательны — Николя Пино, Андреас Шлютер, Конрад Оснер (начало века). Однако все они, за исключением Карло Растрелли, оставили незначительный след в русской пластике.
Слайд 10Бартоломео Карло Растрелли
(1675 – 1744)
итальянский скульптор, выдающийся мастер
барокко, один из основоположников этого стиля в русской скульптуре. Выходец
из состоятельной дворянской семьи. Ему принадлежит заслуга создания скульптурного портрета в России.
Бюст Карло Растрелли. Предполагаемый автопортрет
Около 1700г. переселился в Париж, где проявил себя как одаренный мастер монументальной пластики (надгробие маркиза де Помпон в церкви Сен-Мерри).
В 1716г. вместе с сыном (будущим знаменитым архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф. Лефорта.
Слайд 11Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. Еще
в 1719 году он сделал маску Петра I, которая послужила
прообразом известной бронзовой скульптуры Петра I (1723-1729, ГРМ).
Он соединил в скульптурных портретах пышную барочную парадность, соответствующую победоносному духу петровской эпохи, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи с ее интересом к деятельной личности.
Образ Петра I в творчестве скульптора
Слайд 12Современник-иностранец описывал молодого Петра так: «Его величество высоко роста, стройного
сложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты,
которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нем бесстрашный дух.
Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень пристало.
Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя...».
Внешность Петра I
С. Кириллов. Этюд к картине «Морским судам быть»
Слайд 13Бронзовый бюст Петра I - одно из лучших произведений Б.К.
Растрелли. Перед зрителем предстает государственный деятель великого масштаба.
Автор точен в
передаче портретного сходства. Одно из самых реалистичных изображений первого русского императора. Дает полное представление о характере Петра, его внутренней энергии и решительности.
Образ Петра I в творчестве скульптора
Слайд 15Растрелли познакомил русских с широко известным в Европе видом ваяния
– скульптурой из воска. В совершенстве владея этой техникой, мастер
выполнил бюст и «восковую персону» Петра I.
Папа римский Климент пожелал поместить в музей восковых фигур в Ватикане фигуру русского царя Петра. Папа пригласил царя в Рим, но тому было некогда ехать и пришлось снять дома маску и отослать вместе со слепками рук и ног.
Образ Петра I в творчестве скульптора
Слайд 16После смерти Петра Растрелли было поручено изготовить посмертные маски и
так называемую «восковую персону с платьями» покойного государя.
Фигуру Петра
скульптор сам вырезал из дерева по точным меркам тела царя. Парик на голове - из собственных волос. Широко раскрытые, глядящие на зрителя, глаза, выполнены финифтью на золоте знаменитым художником-миниатюристом Андреем Овсовым. Для придания фигуре подвижности выточены специальные шарниры для рук и ног. В настоящее время находится в Эрмитаже.
Образ Петра I в творчестве скульптора
Слайд 18Сравните!
Маска, снятая Растрелли, послужила образцом не только для его работ,
но и для других мастеров - Фальконе «Медный всадник», М.
Шемякин – статуя Петра в Петропавловской крепости.
Слайд 19В портрете А.Д. Меншикова (1716-1717, бронза, литье, чеканка) много парадности
и помпезности, но и здесь Растрелли умело сочетает характерные для
барокко качества с глубокой реалистической трактовкой образа, показывая надменное, умное и несколько хитрое лицо светлейшего князя, в глубокой задумчивости смотрящего вдаль.
Выполнен в мраморе И.П. Витали в 1849 году по несохранившемуся восковому оригиналу.
Слайд 20Скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком» - пример барочной скульптуры,
пышной и эмоциональной.
Наделяет индивидуальностью образ императрицы с грозными и застывшими
чертами лица.
Художник близок к объективному, исторически правдивому взгляду на венценосную особу, с которой связан один из самых мрачных периодов XVIII века.
Анна Иоанновна воспринимается как олицетворение торжествующей самодержавной власти в России.
Слайд 21Парадный портрет, характерному для русского барокко. Почти ювелирная отделка бронзовой
статуи, обилие украшений и декоративность костюма придают произведению исключительную нарядность.
Вместе
с тем мастер наделяет личностной индивидуальностью образ императрицы с ее застывшими, крупными и грозными чертами лица. Художник близок к объективному, исторически правдивому взгляду на венценосную особу, с которой связан один из самых мрачных периодов России.
Анна Иоанновна с арапчонком - коронационный портрет императрицы. Она стоит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза её заученно торжественна: надменная осанка, голова чуть повёрнута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперёд и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на державу, которую подаёт арапчонок. Лицо её непроницаемо, ничто не выдаёт мысли и чувства - это маска царственного спокойствия и уверенности...
Слайд 22Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за
окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюбивая натура. За сверкающим
парадным убором видишь женщину недальнего ума с насторожёнными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в её тяжёлое лицо с грозно остановившимся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н. Б. Шереметева: «Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идёт, всех головою выше и чрезвычайно толста...»
Слайд 24Скульптурная группа, объединяющая две фигуры. Фигура арапчонка понадобилась Растрелли для
того, чтобы он нес царскую державу, но представьте, что его
нет.
Что изменилось?
Какую еще роль выполняет фигура мальчика?
Фигуры объединены по принципу контраста размеров, массы и движения. Рядом с легкой стремительной фигуркой арапчонка облик императрицы кажется еще более подавляющим и грозным.
Слайд 25
«Анна Иоанновна с арапчонком» - первая в русском искусстве монументальная
скульптурная группа, предназначавшаяся для установки на площади перед Зимним дворцом.
И хотя памятник никогда на площади не появился, именно с него начинается расцвет отечественной монументальной скульптуры.
Значение для русской скульптуры
Слайд 26
Памятник установлен Павлом I в 1800 году перед Михайловским замком.
Это первый конный памятник в русском искусстве. Создан по европейским
традициям конных статуй.
«Прадеду - правнук»
Слайд 27Статуя императора Марка Аврелия служила образцом, которому следовали создатели памятников
государственным деятелям в европейских столицах.
Величественная посадка, античная одежда -
все призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя. Перед нами изображение не обычного человека, но правителя, идеального и справедливого.
Слайд 29 Главная идея памятника — в образе римского императора с
лавровым венком на голове, держа в правой руке жезл полководца,
император восседает на могучем коне. В дальнейшем проект несколько раз детально дорабатывался, в том числе и по замечаниям самого Петра I. Но закончить при жизни императора памятник не удалось. В 1744 году, не задолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой.
Отливку памятника в 1747 году осуществил его сын — Франческо Бартоломео. Образ Петра I очень выразителен, черты лица жесткие и решительные.
Однако, обстоятельства сложились так, что работу над памятником не удалось завершить. Сперва императрица Елизавета Петровна из-за отсутствия денег приказала прекратить все работы. Затем новой императрице, Екатерине II, не понравилась сама идея и её воплощение. Она заказала новый конный памятник, в результате чего в 1782 году и появился на свет знаменитый «Медный всадник». А памятник Растрелли долгие десятилетия хранился на складе Канцелярии строений.
Только в 1800 году по приказу пришедшего к власти Павла I перед его новой резиденцией, Михайловским замком, наконец-то был установлен этот памятник.
Слайд 30В творении Растрелли Петр представал полководцем – победителем в одеяниях
римского императора, увенчанный лавровым венком.
Фигура императора поражает гипертрофированными формами —
мощные плечи, широкая грудь, чрезмерно крупные ладони. На Петре тяжелый кованый панцирь рыцарских времен. Левой рукой он держит поводья коня, а правой сжимает жезл полководца.
Слайд 311. Растрелли оказался единственным крупным мастером, определившим на полвека развитие
русской скульптуры. Его творчество стало своеобразной школой для будущих поколений
ваятелей.
2. Растрелли принадлежит заслуга создания скульптурного портрета, первого в русском искусстве конного монумента и первого памятника, работы в жанре декоративной скульптуры.
3. Его произведениям присущи:
стремление к достоверности;
глубина психологической характеристики;
обобщение и внимание к деталям;
блестящее владение материалом и скульптурными техниками;
убедительно языком скульптуры рассказал о своем времени.
Выводы
Слайд 32Русская просветительская мысль
Скульптура второй половины XVIII века
Русский классицизм
Стимулы
для развития скульптуры
Общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности
Вторая
половина XVIII в. стала периодом становления русской национальной культуры и науки
Слайд 33«Золотой век» Екатерины
Кто из скульпторов
отразил век Екатерины
в лицах?
Слайд 34 В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою,
Стоит с простертою рукою
Кумир на
бронзовом коне...
А.С. Пушкин
Скульптура второй половины XVIII века
Слайд 35Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - выдающийся мастер скульптуры.
Приехал в Россию
по приглашению Екатерины II для создания монумента в честь Петра
I.
По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени.
В использовании естественной скалы для постамента нашел выражение главный эстетический принцип просветительства XVIII в. – верность природе.
Слайд 36Создание памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге явилось
делом государственного значения.
Фальконе работал над памятником 12 лет.
Сенатская площадь
в Санкт-Петербурге
(из
труда И.Г. Бакмейстера)
Слайд 37Первый эскиз был выполнен в 1765 году,
в 1770 году –
модель в натуральную величину,
а в 1775-77 годах памятник отливали в
бронзе
и готовили постамент
(скала, которая после обработки весила 275 тонн).
Гром-камень и его перевозка в Санкт-Петербург
(из труда И.Г. Бакмейстера)
Слайд 38Взяв за основу композицию древнеримской конной статуи, Фальконе почти отказывается
от аллегорий, свойственных барокко и классицизму. Обилие воинских символов придавала
такой фигуре дополнительную помпезность.
Открытие памятника Петру I в Санкт-Петербурге в 1782 году
(из труда И.Г. Бакмейстера)
Слайд 39В письме к Д. Дидро скульптор писал, что стремится воплотить
в памятнике образ создателя, законодателя, преобразователя. Причем не тихого реформатора,
но стремительного «революционера сверху». Так возник образ Медного всадника,
ставший символом целой эпохи русской истории.
Памятник открылся в 1782 году. В отличии от Б. Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки.
Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге, 1765-82
Слайд 40Автор «посадил» Петра на коня без седла и стремян, чтобы
добиться большей цельности образа. Д. Дидро писал: «герой и конь
сливаются
в прекрасного кентавра». Скала под памятником напоминает
о трудном пути восхождения российской истории.
Слайд 41Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5
метров.
Э. Фальконе «Медный всадник»
Слайд 42А.С. Пушкин дал памятнику Петру I новое имя - «Медный
всадник» в одноимённой поэме. Под этим именем монумент стал одним
из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга.
Иллюстрации А. Бенуа к поэме А.С. Пушкина
«Медный всадник»
Слайд 43Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета.
Федот
Шубин «одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим
и любознателен».
Профессор Академии художеств.
Федот Иванович Шубин
(1740 - 1805)
Слайд 44Портрет
А.Н. Демидовой(1773)
Федот Иванович Шубин - основоположник русской портретной скульптуры.
Он родился в рыбацком поселке близ Холмогор в семье крестьянина.
С юных лет овладел косторезным мастерством. ,получил возможность поступить в Академию художеств. После ее окончания совершенствовал свое образование в Париже и Риме. Признанным мастером вернулся Шубин в Петербург в 1773 году. Мрамор в его руках превращался в пушистый мех и узорные кружева, в тяжелый бархат и воздушный шелк. Скульптур, работы которого можно связать с ведущим стилем эпохи –классицизмом.
Бюст молодого
неизвестного (1770)
Бюст Паниной М.Р.(1770)
Бюст Павла I (1797)
Слайд 45Федот Шубин приехал в Петербург зимой 1758 года. Ломоносов рекомендовал
земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И.И. Шувалову.
По окончании Академии Шубин был удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлена возможность на заграничное пенсионерство для поездки во Францию и Италию «для достижения совершенства в художествах на три года».
Г. Г. Преннер. Портрет М.В. Ломоносова
Слайд 46Шубин Ф.И. Екатерина II - законодательница.
Слайд 47В русской пластике XVIII века Шубин первым:
обратился к реалистическому изображению;
естественная
простота и возвышенность форм античности;
раскрывал многогранность личности;
острота психологических характеристик;
виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень.
«Первый статуйных дел мастер»
Екатерина II — законодательница
Слайд 48Первой работой Шубина после возвращения в Россию в 1773 году
стал бюст екатерининского дипломата, вице-канцлера князя А.М. Голицына.
Это одно из
блестящих произведений скульптора.
В облике вельможи чувство превосходства над окружающими и барственность сочетаются со светским лоском и тонким умом.
Образ Голицына многозначен: сквозь надменность и величие князя видны скептицизм и разочарование русского вольтерьянца.
Слайд 49В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М.В. Ломоносова.
Скульптор дает выразительную, правдивую и точную характеристику выдающемуся отечественному ученому,
первому русскому академику.
В отличие от других, эта работа композиционно проста. В трактовке формы нет элементов парадности.
Портрет насыщен глубокой интеллектуальностью и демократизмом.
В нем отчетливо видны черты реалистического искусства.
Слайд 50Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I.
Портрет выполнен в
парадном жанре, по традиции изобилует звездами и орденами. Однако Шубин
метко схватывает неповторимые особенности внешнего облика, стремясь выразить духовные свойства.
Скульптор раскрывает сложность и противоречивость характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание и незащищенность его «Я».
Слайд 51Сравните!
Н.И. Аргунов. Портрет императора Павла I
Слайд 53Главная тема произведений - тема гражданской доблести, силы духа и
самопожертвования.
Два типа красоты: юноши в изменчивом состоянии и воины-герои как
воплощение зрелой красоты.
Использование аллегорий.
Воспитал плеяду выдающихся скульпторов: С.С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.
Михаил Иванович Козловский
(1753 - 1802)
Автопортрет(?). 1788, сепия
Слайд 54М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге. Бронза.
В 1801 году у Марсова поля им был
воздвигнут памятник А. В. Суворову. Великий полководец изображен в облике средневекового рыцаря, не имеющего внешнего сходства с Суворовым. Аллегорический образ Суворова воспринимается многими как скульптура бога Марса. Этому способствует и то обстоятельство, что полководца еще при жизни называли богом войны.
Слайд 55
Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны,
встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В его руке стремительная шпага,
Военный
плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
В. Рождественский
Памятник Суворову (бронза, 1799-1801, находится на Суворовской площади в Петербурге).
Памятник славы русского воинства. Главное — не личность, а идея военного триумфа России.
Слайд 57Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла
I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в
Италию, за что и получил звание «Италийский».
На круглом, сделанном из гранита, пьедестале памятника размещена надпись:
«Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г.».
Авторство памятника принадлежит скульптору М. И. Козловскому, который работал над монументом с 1799 по 1801 год.
На пьедестале расположена фигура фельдмаршала в аллегорическом облике Марса, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в древнегреческой одежде. Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы. При этом нередко отмечается, что памятник не имеет прямого портретного сходства с фельдмаршалом,
а представляет собой скорее символический героико-эпический образ «великого полководца».
Слайд 58В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий
пасть льва».
Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой
славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу.
Слайд 59Группа "Самсон, разрывающий пасть льва" должна была украшать самый мощный
водомет Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в
1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом.
Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, герб которой содержит фигуру льва. Для того, чтобы получить столб воды максимальной высоты, по требованию фонтанного мастера П. Суалема от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырех километров.
В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.
Слайд 60Художественная жизнь
России XVIII-XIX веков –
это прихотливая смесь
русского и иностранного.
Фамилии Трезини,
Кваренги,
Росси, Камерона, Бенуа
стали «своими»
в русском искусстве.
Не последнее место
принадлежит
Этьену-Морису Фальконе
(1716-1791).
Э.-М.
Фальконе. Грозящий Амур, 1755-57
Слайд 61Э.-М. Фальконе. Пигмалион и Галатея, 1763
Слайд 62Галерея работ Фальконе
Зима, 1771. Мрамор.
Грозящий Амур, 1755.
Купальщица1758
Слайд 63Переданная в сильном движении, напоминающая статуи Геракла и титанические образы
Микельанджело, мощная фигура Самсона олицетворяла грозную силу русского оружия. Лев,
пасть которого разрывает Самсон, символизировал Швецию (фигура льва входит в государственный герб этой страны).
Так средствами аллегории в скульптуре воспел Козловский славные победы отечественных армий, давшие возможность России «ногою твердой стать при море», широкая панорама которого открывается с террас Петергофского каскада.
Как и многим другим произведениям Козловского, фигуре Самсона свойственна изумительная свобода в воспроизведении форм человеческого тела, великолепная Экспрессия и захватывающий динамизм изображения.
Во время нашествия гитлеровских захватчиков «Самсон» был похищен. После окончания войны на основании сохранившейся документации он был заново воссоздан скульптором В. А. Симоновым и поставлен на старом месте.
Слайд 64Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810) - мастер монументально-декоративной скульптуры, ректор Академии
художеств. Русские мастера умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно греческой
античности.
Так, первая работа Гордеева «Прометей » и два надгробия Голицыных несут в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику, живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических фигур.
Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца. Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801». Последние работы Гордеева - четыре барельефа на северном портике Казанского собора.
Слайд 65Гордеев - мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера умели глубоко проникнуться
идеалами античности, именно греческой античности.
Так, первая работа Гордеева «Прометей
» и два надгробия Голицыных несут в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику, живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических фигур.
Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца.
Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801».
Последние работы Гордеева - четыре барельефа на северном портике Казанского собора.
Слайд 66Ф.Г. Гордеев
Надгробье Голициной
Ф.Г. Гордеев. «Змея», фрагмент «Медного всадника».
Слайд 67рельеф на постаменте памятника Суворову Козловского
Слайд 68Ф.Г. Гордеев. Барельефы Казанского собора
Слайд 70Выводы
1. Блестящий взлет и расцвет русской скульптуры.
2. Появились русские скульпторы
- Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос - каждый из
них был ярчайшей индивидуальностью, составили славу русского искусства.
3. В скульптуре формируются виды и жанры: монументальная, монументально-декоративная пластика, станковая скульптура, в которой ведущим является жанр портрета.
4. Классицизм – ведущее художественное направление в пластике второй половины XVIII века.
5. Складывается система профессионального образования в Академии художеств.
6. В скульптуре воплощаются в мужских образах черты героической личности, а в женских – идеально-прекрасное, гармонически-ясное, совершенное начало, стремление передать многогранность человеческой личности.
Слайд 711. О ком А.С. Пушкин сказал: «Он создал наш первый
университет. Он сам был нашим первым университетом»?
2. Назовите знаменитого русского
скульптора — земляка великого русского ученого XVIII века.
3. Установите соответствие между государственными деятелями и их характеристиками:
И.И.Шувалов покровитель Академии художеств
Г.А. Потемкин глава Петербургской Академии наук
Е.Р. Дашкова фаворит Анны Иоанновны
А.Г. Орлов русский дипломат и флотоводец
покоритель Крыма и фаворит Екатерины II
4. Скульптор, создавший скульптурные портреты Петра I: Козловский, Шубин, Б.К. Растрелли, Мартос, Фальконе.
5. Какая знаменитая скульптура находится в Петергофе?
6. Какие идеи определяли содержание скульптуры XVIII века?
Подумай!
Слайд 721. О ком А.С. Пушкин сказал: «Он создал наш первый
университет. Он сам был нашим первым университетом»?
2. Назовите знаменитого русского
скульптора — земляка великого русского ученого XVIII века.
3. Установите соответствие между государственными деятелями и их характеристиками:
И.И.Шувалов покровитель Академии художеств
Г.А. Потемкин глава Петербургской Академии наук
Е.Р. Дашкова фаворит Анны Иоанновны
А.Г. Орлов русский дипломат и флотоводец
покоритель Крыма и фаворит Екатерины II
4. Скульптор, создавший скульптурные портреты Петра I: Козловский, Шубин, Б.К. Растрелли, Мартос, Фальконе.
5. Какая знаменитая скульптура находится в Петергофе?
6. Какие идеи определяли содержание скульптуры XVIII века?
Подумай!
М.В. Ломоносов
Ф.И. Шубин
Ф.И. Шубин
Самсон
Государственность, идея могущества России, интерес к человеку, ценность личности
Слайд 73I. Выберите и распределите по графам характерные черты стилей классицизма
и барокко:
монументальность, эффектность моделировки поверхности, декоративность, простота, вычурность, пышность, симметрия,
динамичность форм, торжественность, игра света и тени, обилие украшений, строгая пропорциональность, идеи гражданского звучания, величие и мощь государства.
Внимание! Особо сложное задание!
Классицизм Барокко