Разделы презентаций


Скульптура Серебряного века: С.Т. Конёнков (1874-1971)

Содержание

Конёнков родился 10 июля 1874 в селе Караковичи в зажиточной крестьянской семье. Учился в прогимназии и экстерном сдал экзамены за курс классической гимназии.В 1892—1899 годы учился в Московском училище живописи, ваяния

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Скульптура Серебряного века: С.Т. Конёнков (1874-1971)
Попова А.Д., УГИ-453401

Скульптура Серебряного века: С.Т. Конёнков (1874-1971)Попова А.Д., УГИ-453401

Слайд 2Конёнков родился 10 июля 1874 в селе Караковичи в зажиточной

крестьянской семье. Учился в прогимназии и экстерном сдал экзамены за

курс классической гимназии.

В 1892—1899 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. И. Иванова и С. М. Васнухина. Окончил курс со званием неклассного художника.

В 1897 году вместе с К. А. Клодтом командирован училищем за границу «за счёт процентов с премии имени С. М. Третьякова». Посетил Германию, Францию, Италию.

В 1899-1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской профессора В. А. Беклемишева.
Конёнков родился 10 июля 1874 в селе Караковичи в зажиточной крестьянской семье. Учился в прогимназии и экстерном

Слайд 3Воплощение народности в работах Коненкова (московский период)

Воплощение народности в работах Коненкова (московский период)

Слайд 4В 1909—1910 годах в творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок,

былин и сохранившейся в крестьянских поверьях языческой мифологии. Работая над

сказочными и фольклорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным камнем, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудливых извивах корней, в сучках и наростах.
Скульптор обращается к простому трудовому люду, заряженному новыми идеалами. Образы мастера изначально были полны огромной внутренней динамики.

Конёнков. Читающий татарин, 1895

В 1909—1910 годах в творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьянских поверьях языческой

Слайд 5В воспоминаниях Конёнков с большой благодарностью отзывался о педагогах из

Академии художеств и Училища живописи ваяния и зодчества- С. И.

Иванове, С.М. Волнухине и В.А. Беклемишеве. И, тем не менее, часто говорил, что всю жизнь учился у Микеланджело.

Конёнков. Камнебоец. 1898

Зародившийся в студенческие годы интерес к человеку труда, к народной жизни красной нитью пройдет через все творчество художника.
Гапеева В. И.

В воспоминаниях Конёнков с большой благодарностью отзывался о педагогах из Академии художеств и Училища живописи ваяния и

Слайд 6За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году получил

звание свободного скульптора, что было бы невозможно, если бы не

голоса Репина и Куинджи.
С первых же дней пребывания в Академии художеств Коненков, не переставая, думал о Самсоне.  Здесь впервые сказался мифотворческий дар скульптора, благодаря которому позже родились его символические образы. Самсон - это символ русского народа.
Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.

Конёнков. Самсон, разрывающий узы. 1902

За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году получил звание свободного скульптора, что было бы невозможно,

Слайд 7Принимал участие в Декабрьском восстания 1905 года в Москве. В

1906 году под впечатлением событий создал цикл портретов участников боёв

на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).

Конёнков. Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин. 1906

Принимал участие в Декабрьском восстания 1905 года в Москве. В 1906 году под впечатлением событий создал цикл

Слайд 8В 1907 году начал так называемую «Лесную серию» - ряд

деревянных изваяний славянских языческих богов. В них автор сочетал архаические

мотивы, приёмы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию.

В 1909 году принят в члены Союза русских художников.

В 1910 году участвовал в конкурсе проектов памятника Александру ll в Санкт-Петербурге.

В 1912 году путешествовал по Греции и Египту.

В августе 1916 года был избран в действительные члены Императорской академии художеств. Организовал первую персональную выставку в своей мастерской на Пресне.

Конёнков. Лесная серия. 1907

В 1907 году начал так называемую «Лесную серию» - ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них

Слайд 9Конёнков. Старичок-полевичок. 1909
Конёнков. Стрибог. 1910
Конёнков. Вещая старушка, 1916

Конёнков. Старичок-полевичок. 1909Конёнков. Стрибог. 1910Конёнков. Вещая старушка, 1916

Слайд 10Художник-революционер во всём, он постоянно экспериментировал – и в жизни,

и в творчестве. В 20-е годы судьба свела Конёнкова с

имажинистами.
Поиск национальной русской идентичности он пытался найти в спорах с Сергеем Есениным, который был частым гостем в мастерской Конёнкова на Пресне. Это была не только дружба поэта и скульптора, но и творческий союз.

Конёнков. Нищая Братия, 1917

Художник-революционер во всём, он постоянно экспериментировал – и в жизни, и в творчестве. В 20-е годы судьба

Слайд 11«Пусть хлябь разверзнется!
Гром – пусть! Со мной идёт святая Русь!
И

небом лающий Конёнков
Сквозь звёзды пролагает путь».
Есенин

«Пусть хлябь разверзнется!Гром – пусть! Со мной идёт святая Русь!И небом лающий КонёнковСквозь звёзды пролагает путь».Есенин

Слайд 12Тема религии в скульптуре Коненкова (американский период)

Тема религии в скульптуре Коненкова (американский период)

Слайд 13«Слава Конёнкова в Штатах, особенно в первые годы, была абсолютной.

После выставки 1923 года Америка открыла для себя русское искусство

Серебряного века, и Конёнков был одним из ярчайших его представителей. Но и стиль скульптора претерпел в США изменения - утратил былую мятежную монументальность, свойственную московскому периоду, работы стали изысканнее, более академичными, в них проявляется влияние ар-деко».
С. Боброва, заведующая Мемориальным музеем «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова»
«Слава Конёнкова в Штатах, особенно в первые годы, была абсолютной. После выставки 1923 года Америка открыла для

Слайд 14Конёнков. Христос, идущий по водам. 1938
В молодые годы Коненков отдал

дань язычеству не в переносном, а в самом прямом смысле

слова. Ему казалось, что обожествление стихийных явлений природы прекрасно и глубоко человечно. А в зрелую пору художник вновь сблизился с христианством. Эволюцию христианского учения (как канонические источники, начиная с Ветхого и Нового заветов, так и многочисленные апокрифы) он знал великолепно, до тонкости, и мог часами беседовать на эти темы. 
Конёнков. Христос, идущий по водам. 1938В молодые годы Коненков отдал дань язычеству не в переносном, а в

Слайд 15Конёнков.
Христос 1933
Терракотовый апостол. 1928
В большой серии скульптур Коненкова на

сюжеты религиозных преданий в иных аспектах, но с такой же

страстностью и самозабвенным вдохновением звучат темы пророчества, темы размышлений о судьбах человечества, о подвигах и жертвах во имя человека.
Конёнков. Христос 1933Терракотовый апостол. 1928В большой серии скульптур Коненкова на сюжеты религиозных преданий в иных аспектах, но

Слайд 16Христианство волновало Коненкова прежде всего как этическая философия. В этом

отношении он был сродни многим писателям и художникам России в

XIX-XX веках, хотя ни одного из них он не считал своим прямым наставником.
Сближение с группой «Ученики Христа», в которую входили по преимуществу рабочие русского и польского происхождения, осевшие в Америке. На собраниях этой группы толковали евангельские тексты, обсуждали вопросы нравственного призвания людей.
Работы, связанные с религиозной темой, полны тревоги и страсти, напряженного драматизма, а иногда и трагического пафоса.
Мотив самоотверженности. Он в разных аспектах варьируется в головах апостолов (1928) и достигает особой мощи и выразительности в «Пророке» того же года. 

Конёнков. Пророк. 1928

Христианство волновало Коненкова прежде всего как этическая философия. В этом отношении он был сродни многим писателям и

Слайд 17Апостолы, «Христос», «Пророк» - образы, связанные с отвлеченными нравственными категориями.

Но эта отвлеченность становилась вполне реальным этическим критерием, когда применялась

к действительности, к той жизни, которую художник мог наблюдать в Америке 20-х годов. Бездуховность, грошовый расчет, забвение элементарной чело­вечности - столь явственный разрыв с законами гуманизма, торжество мещанского своекорыстия не могли не вызвать чувства горечи и яростного протеста у тех, кто самый смысл существования видел в людском братстве, отзывчивости, справедливости.
Каменский, А.Б.
Апостолы, «Христос», «Пророк» - образы, связанные с отвлеченными нравственными категориями. Но эта отвлеченность становилась вполне реальным этическим

Слайд 18Женские образы

Женские образы

Слайд 19Поэтические женские образы проходят через все творчество Коненкова.

Конёнков. Нике. 1906.
Нике

- имя греческой богини победы, образ которой запечатлён в древних

статуях. Но в данном случае Конёнков не стремился к повторению или варьированию мотивов античной скульптуры. Он воспользовался лишь символикой этого имени, а реальным прообразом скульптуры была московская ткачиха с Трёхгорки
Каменский А. Б.

Поэтические женские образы проходят через все творчество Коненкова.Конёнков. Нике. 1906.Нике - имя греческой богини победы, образ которой

Слайд 20Конёнков. Лада. 1909.

Конёнков. Лада. 1909.

Слайд 21 Конёнков в русской скульптуре начала XX века вернулся к теме

обнажённого женского тела. В его «толковании» это идёт к возвышенному

идеалу античности. Если его «Юная» (1916) это воплощение красоты целомудренной, ещё себя не осознавшей, то в «Женском торсе» (1913) красота предстаёт перед нами зрелой, пышно цветущей. 

«Юная» (1916)

«Женский торс» (1913)

 Конёнков в русской скульптуре начала XX века вернулся к теме обнажённого женского тела. В его «толковании» это

Слайд 22«Хвала молодости и красоте человека прозвучала в этой прекрасной скульптуре.

Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв руки, поддерживая ими

тяжёлые пряди волос. Плавные линии, мягкое „перетекание“ форм, тонко обработанная поверхность дерева и его золотистый тон - всё это хорошо передаёт нежность и возвышенную чистоту юной героини»
Б. Розенвассер

Конёнков. Девушка с поднятыми руками. 1914

«Хвала молодости и красоте человека прозвучала в этой прекрасной скульптуре. Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв

Слайд 23Находясь в Америке, Конёнков побывал на концерте Н. В. Плевицкои

- известной исполнительницы русских народных песен. Глубоко национальное исполнение, весь

облик певицы, интонации женщины-крестьянки очаровали скульптора.
Создавая ее портрет, Коненков особенно подчеркивает то, что певица - русская крестьянка. Это передано и жестом, так характерным для народных певиц-сказительниц, и национальным костюмом, и, наконец, женственностью, мягким лиризмом, которым проникнут весь облик Плевицкой. 

Конёнков. Бюст Плевицкой. 1925

Находясь в Америке, Конёнков побывал на концерте Н. В. Плевицкои - известной исполнительницы русских народных песен. Глубоко

Слайд 24 В этой работе такой же песенный склад и глубокая национальная

характерность, какие были свойственны «лесной серии» десятых годов. Да и

в самом почерке резца легко узнается рука автора «старичков-кленовичков», «слепых» и «нищих». Но композиция не окутана пеленой таинственной фантастики, нет в ней ни сказочного переноса понятий, ни затаенного, горького вздоха. Это быль наших дней, а не преданья старины глубокой.

Коненков.  Колхозница. 1954

 В этой работе такой же песенный склад и глубокая национальная характерность, какие были свойственны «лесной серии» десятых

Слайд 25«В Конёнкове, как в Рерихе и в некоторых других наших

ясновидцах старины, таинственная связь с прошлым, как бы прозрение вглубь

веков».
А. Ростиславов
«В Конёнкове, как в Рерихе и в некоторых других наших ясновидцах старины, таинственная связь с прошлым, как

Слайд 26Портретные скульптуры после США

Портретные скульптуры после США

Слайд 27«В Москве из-под резца Конёнкова появляются образы ликующих колхозниц (Колхозница

1954), рабочих и крестьян, портреты всех великих деятелей русской истории

и культуры. Для этого времени вообще был характерен патетический стиль. И в то же время в его работах нет сдержанности и идеологической ограниченности соцреализма. Символизм Конёнкова приобретает совершенно уникальную социалистическую окраску, передающую ощущение радости бытия. Его работы этого времени полны экспрессии и внутренней витальной силы, что отразилось в том же «Паганини», в портрете Маяковского»
С. Боброва,
заведующая Мемориальным музеем «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова»


«В Москве из-под резца Конёнкова появляются образы ликующих колхозниц (Колхозница 1954), рабочих и крестьян, портреты всех великих

Слайд 28Конёнков. Паганини. 1956

Конёнков. Паганини. 1956

Слайд 29Конёнков. Портрет Маяковского. 1956

Конёнков. Портрет Маяковского. 1956

Слайд 30Конёнков. Автопортрет. 1954

Конёнков. Автопортрет. 1954

Слайд 31Повторяет отвергнутого «Самсона» в другом виде
Самсон предстает перед нами на

фоне молнии, символизирующей очистительную грозу революции. Самсон потряс устои старого

мира. Валяется поверженный в прах отвратительный хищный золотой телец с папской тиарой на голове. Рушатся цепи рабства, цепи колониализма. «
У ног Самсона десятиструнная арфа, символ музыки революции и мировой гармонии, к которой вместе со всем человечеством идет Самсон - Человек солнца! 

Конёнков. Самсон . 1957 

Повторяет отвергнутого «Самсона» в другом видеСамсон предстает перед нами на фоне молнии, символизирующей очистительную грозу революции. Самсон

Слайд 32Список использованной литературы
Боброва С. Сергей Конёнков. Портрет Серебряного века /

С. Боброва // Литературная Газета. - 2016. - № 25-26
Гапеева,

В. И. Беседы о советских художниках. / В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. - М.-Л.: Просвещение, 1964 .
Каменский, А.Б. «С.Т. Коненков» / А.Б. Каменский. - М.: Советский художник, 1962.
Кравченко, К. С. Сергей Тимофеевич Коненков. / К.С. Кравченко. - М.: Искусство, 1967
Ростиславов А. Конёнков С.Т. / А. Ростиславов // Аполлон. – 1912
Коненков С.Т. Воспоминания. Мой век. / С.Т. Коненков. - М.: Издательство политической литературы, 1988


Список использованной литературыБоброва С. Сергей Конёнков. Портрет Серебряного века / С. Боброва // Литературная Газета. - 2016.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика