Слайд 1Слайды
к лекциям по дисциплине « Информационные системы в экономике»
Кафедра
Прикладной информатики
Всероссийский заочный финансово-экономический
институт
Слайд 2Доступ к корпоративным образовательным ресурсам
Войти в репозиторий образовательных
ресурсов можно по
ссылке:
http://repository.vzfei.ru
Слайд 3
Объективность процесса информатизации, направления ее развития.
Основные понятия экономической информатики.
Информационная система,
ее роль и место в системе управления.
Информационный бизнес, информационный
рынок, информационный менеджмент.
Информационный сервис и информационная инфраструктура.
Литература
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008 (8-38).
2. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 27.07.2006г.№ 149-ФЗ
3. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», № 85-ФЗ от 04.07.1996 г.
4. Концепция формирования информационного общества в России// Информационное общество.- 1996.-№3.- с.3-12.
5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф. В.В. Трофимова, М.: Высшее образование, 2007.
6. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике:Уч. пособие для
вузов.-М.: ЮНИТИ, 2000.
7. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Бугорский В.Н. Сетевая экономика.- М.: Финансы и статистика, 2007.
Тема 1. Основные понятия информатизации, их определения и содержание
Слайд 4Информационный процесс
Операции информационного процесса:
1. Сбор и регистрация информации (данных)
2. Передача
информации
3. Хранение информации
4. Обработка информации
Слайд 6Пример
Показатель Фактическая стоимость товара Столы офисные, поступившие 1.IХ.2006 года от
поставщика “фирма “Восход”, составила 250 тыс. руб., состоит из:
а) реквизита-основания
(переменная) - словосочетание Фактическая стоимость, которое можно обозначить как “S”;
б) реквизитов-признаков (индексов), как правило, несколько: товар, который обозначим как t; “поставщик”, который обозначим как p и “единица измерения”, обозначаемую как e.
Экономическая информация
Слайд 9Иерархия фундаментальных понятий информатики
Слайд 10Представление знаний с помощью онтологий
Слайд 11Под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь
поставленной цели,
где З - наименование задачи;
Ц - цель, которая должна быть достигнута в результате решения
задачи;
Р - средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;
О - операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,
чтобы задача была решена.
В упрощенных случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде:
З = <дано А, следует получить В>.
Задача, экономическая задача
Слайд 15Тема 2. Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование
1. Классификация
информационных систем
2. Структура и схема функционирования функционально-
позадачных информационных систем
3. Структура и схема функционирования процессных
информационных систем
4. Состав и характеристика интегрированных и корпоративных
информационных систем. ERP-системы как корпоративный
стандарт
5. Влияние информационной системы на структуру управления
организацией
6. Стандартизация – технологическая основа для разработки
открытых информационных систем. Профили стандартов
7. Общие положения создания информационных систем
8. Создание информационных систем с учетом стандартов их
жизненного цикла
9. Создание информационных систем с ориентацией на бизнес-процессы
10. Эффективность информационных систем
11. Оценка и выбор информационных систем и технологий
Слайд 161. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике (лекции,
упражнения и задачи): Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008 (стр.
38-90).
2. Базовые российские стандарты в области открытых систем: http://cert.stankin.ru/1/1-
2,html.
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, М.: ИПК изд. стандартов, 1994.
4. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504 – CMM)/ Пер. с англ. А.С. Агапова и др. М.: Книга и бизнес, 2001 (стр. 48-63).
5. ИСО/МЭК 12207—95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств», М.: ИПК изд. Стандартов, 2000.
6. Бочаров Е.П. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения: Учеб. пособие/Е.П. Бочаров, А.И. Колдуна.- М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Ойхман Е.Г, Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии.- Финансы и статистика, 1997.
8. Никитин А.В., Рачковская И.А., Савченко И.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Уч. пособие.- М.: Инфра-М, 2007.
9. Деверадж С., Кохли Р. Окупаемость ИТ: Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологий.- М.: ЗАО «Новый издательский дом, 2005.
10. Румянцев В.Ф., Баркалов С.А., Гуреева И.В., Портных В.А. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами.- М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2001.
Литература
Слайд 17Структура ИС, ориентированной на функционально-позадачный подход
Слайд 18Цепочка создания добавочной стоимости
Слайд 19Операции вспомогательного процесса «Продажи»
Слайд 20ИС, ориентированная на обслуживание бизнес-процессов
БО-11 - Разработка технологического процесса и
оснастки для изготовления заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп
1 в производственном отделе;
БО-12 - Составление плана производства и плана-графика изготовления заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 2 в плановом отделе;
БО-13 - Оперативный учет хода выполнения плана по выполнению заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 3 в цехе 1;
БО-14 - Управленческий учет заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 4 в плановом отделе;
БО-15 - Организация доставки заказа клиенту, чем будет заниматься исполнитель Исп 5 в отделе сбыта.
Слайд 24 Компоненты ERP-системы
ERP
(Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов предприятия,
Слайд 25 В практике управления широкое распространение получили
следующие программные системы, интегрируемые в рамках информационных систем в одно
целое:
SCM (Supply Chain Management) – управление цепочками снабжением;
CRM (Customer Relationship) – управление взаимоотношениями с клиентами;
CRP (Capacity Requirements Planning) – планирование потребности в производственных мощностях.
Типовой состав ERP-системы
ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов предприятия,
Слайд 26CRP (Capacity Requirements Planning) – планирование потребности в производственных мощностях
Слайд 28CRM (Customer Relationship) – управление взаимоотношениями с клиентами
Слайд 32Уровни стандартов
Согласно первого признака классификации
стандарты располагаются следующим образом:
На верхнем
уровне находятся международные стандарты (ISP), признанные соответствующими комитетами. К ним относятся:
ISO (International Organization for Standard) - международная организация стандартизации. К 2001 году данная организация создала 13000 стандартов, из которых более 2000 относятся к информационным технологиям. В ISO работает около 3000 комитетов;
IEC (International Electrotechnical Commission) – международная электротехническая комиссия. Оба упомянутых комитета объединили свои усилия в области стандартизации информационных систем, создав Объединенный комитет (JTC 1). Главная задача комитета состоит в разработке базовых стандартов в области информационных технологий.
ITU (International Telecommunication Union) – международный союз по телекоммуникациям.
Слайд 33 2. На среднем уровне находятся региональные стандарты, создаваемые для
группы стран или континентов. К ним относятся:
CEN (the European Committee
for Standardization) – Европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий, в том числе и информационных технологий;
CENELEC (the European Committee for Electrotechnical Standardization) – Европейский комитет стандартизации коммуникационных кабелей, волоконно-оптических средств передачи данных;
ETSI (the European Telecommunication Standard Institute) – Европейский институт стандартизации в области сетей инфраструктуры;
ISSS (the Information Society Standardization System) – общество стандартизации информационных систем, предназначенное для создания стандартов в области информационных телекоммуникационных технологий.
Уровни стандартов
Слайд 34 На нижнем уровне находятся национальные
стандарты, действующие в рамках отдельных государств. Примерами таких стандартов могут
служить:
ANSI (American National Standards Institute) – Американский институт национальных стандартов, который определяет государственные стандарты США во всех сферах деятельности, включая информационные технологии;
AFNOR (Associon Franсoise de Normalization) – французская ассоциация по стандартизации;
BSI ( British Standards Institute) – британский институт стандартов;
DIN (Deutscher Institute for Normung) – германская организация национальных стандартов.
В РФ функционирует Государственный институт по стандартизации и метрологии, который разработал профиль взаимодействия открытых систем в соответствии с ISO/IEK TR 10000-1 под названием «Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России. Рекомендации по освоению».
Уровни стандартов
Слайд 35Группы стандартов отрытых систем
Слайд 38Состав стандарта
Обязательная часть большинства стандартов состоит из следующих разделов:
введение,
область применения,
примеры,
нормативные ссылки,
определения,
спецификации.
Спецификация – это
описание функций, служб и форматов, обеспечивающих интерфейс между различными компонентами системы.
Слайд 39Корпоративный стандарт обмена данными
Слайд 40Сокращенный стандарт обмена данными в системах класса «Банк-Клиент» на примере
программной системы 1С: Предприятие:
системах класса «Банк-Клиент» на примере программной
системы 1С: Предприятие:
Введение
Цели и назначение
Описание обмена
Введение
Система 1С: Предприятие позволяет подготавливать и учитывать различные платежные документы. Для доставки их в банк часто применяются системы дистанционного банковского обслуживания, в том числе и системы класса "Банк - Клиент". Один из модулей этой системы (модуль "Клиента Банка") устанавливается на рабочем месте бухгалтера.
Цели и назначения
Стандарт разработан с целью выработки единых правил обмена финансовыми документами, описания структуры и форматов данных. Схема обмена данными представлена на рис. ___.
Основные понятия
Модуль "Клиент банка" - программа, установленная на рабочем месте пользователя.
Модуль "Банк" - программа, установленная в банке.
Прием данных - передача данных от "Клиента банка" в "1С:Предприятие".
Перечень видов документов при передаче:
платежное поручение,
заявление на аккредитив,
платежное требование,
инкассовое поручение.
Слайд 41Продолжение стандарта
Подготовка платежных документов
Пользователь системы "1С:Предприятия" вводит в программу (исправляет,
удаляет) платежные документы: поручения, требования и т. д.
Передача данных
из "1С:Предприятие" в "Клиент банка"
Передача данных осуществляется в два этапа.
На первом пользователь подготавливает данные (платежные документы) и с помощью модуля обмена данными "1С:Предприятие" формирует файл данных.
На втором, с помощью программы "Клиент банка" этот файл читается и обрабатывается. Результат обработки передается по телекоммуникационным каналам в Банк.
Далее следуют правила загрузки файла, созданного с помощью 1С: Предприятие.
Прием данных из "Клиента банка" в "1С:Предприятие"
Прием данных также осуществляется в два этапа.
На первом - пользователем инициируется прием данных из Банка и формирование файла.
На втором, с помощью модуля обмена данными "1С:Предприятие" этот файл читается и обрабатывается.
Слайд 42Состав технологии проектирования ИС
Слайд 44Состав процессов жизненного цикла ИС
Слайд 45Состав процессов жизненного цикла ИС
Слайд 46Состав процессов жизненного цикла ИС
Слайд 47Стадии и этапы разработки информационных систем, ориентированных на бизнес-процессы
Слайд 48Адаптация моделей «как есть» в модели «как должно быть»
Слайд 49Эффективность информационных систем и технологий
- экономическая эффективность информационной системы;
результат годовой финансовой деятельности после и до
внедрения информационной системы;
- затраты на внедрение и функционирование информационной
системы.
Слайд 50Оценка и выбор информационных систем и технологий
1. Функциональные возможности;
2. Надежность
и безопасность;
3. Практичность и удобство применения;
4. Эффективность;
5. Сопровождаемость.
3. Информационные ресурсы предприятий и организаций
1. Информационные ресурсы: определение, значение,
влияние на развитие общества
2. Общая структура информационных ресурсов предприятия
3. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента
4. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия. Базы данных
5. Централизованные и распределенные базы данных, их применение в экономической сфере
6. Хранилища данных и их применение для формирования решений
7. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений
8. Средства доступа к информационным ресурсам
Слайд 53Литература
Основная:
1. Информационные системы в экономике/ Учеб. пособие под ред. проф.
А.Н. Романова, проф. Б.Е. Одинцова.- М.: Вузовский учебник, 2009 (стр.
111-157).
2. Хорошилов А.В., Селетков С.Н, Днепровская Н.В. Управление информационными ресурсами: Учебник/Под ред. Хорошилова А.В.- М.: Финансы и статистика, 2006 (стр. 29-57).
Дополнительная
3. Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы/ А.Б. Антокольский, И.Л. Бачило, Г.В. Белов и др.-М.: Наука, 2003.
4. Информационные ресурсы и их использование в регионах/ Н.В. Федоров, Л.П.Кураков, Е.Г.Ефремов.- Чебоксары, НИИ соц.-экон. проблем развития регионов. 2001.
5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф.В.В.ТрофимоваМ.: Высшее образование, 2007.
6. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике:Уч.пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ, 2000.
Слайд 57Общая структура информационных ресурсов предприятия
Слайд 58Глобальные информационные ресурсы
Слайд 59Популярные мировые информационные ресурсы
Gale Directory of Databases, справочник фирмы
Gale Research, Inc.
Слайд 60Глобальные информационные ресурсы
1). Одной из ведущих является информационная система TradStat
(www.tradstatweb.com), которая специализируется на международной торговле. Предоставляется информация по всем
товарам, которые импортируются или экспортируются в 30 странах мира.
2). Известна также система Euromonitor (www.monitor.com) предоставляющая информацию о состоянии рынка продуктов и услуг в Англии, Франции, Италии, Германии, Испании и США.
3). В странах СНГ рынок продовольственных и непродовольственных товаров отслеживает система БизнесАналитика (www.businessanalytca.ru) по 12 странам СНГ.
Известен каталог ресурсов официальной статистики (Official Statistics on the Web (www.librari.auckland.ac.nz/Subjects/offstats/). На нем представлена информация о ресурсах социальной, экономической и общей информации.
NationMaster (www.nationmaster.com). На сайте представлена информация из Всемирного банка, ООН, ВОЗ и т.д. Можно получить данные по странам, регионам в табличном и графическом виде.
Слайд 61Государственные (национальные) информационные ресурсы
Слайд 62Государственные и ведомственные информационные ресурсы для составления бизнес-плана
Слайд 63Региональные информационные ресурсы
Слайд 64Корпоративные информационные ресурсы
Слайд 65Связь контента и форм его представления
Слайд 66Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия
Слайд 68 Последствия появления баз данных
Слайд 69Применение баз данных. Оператор соединения таблиц
Оператор соединения имеет вид:
СОЕДИНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫЕ
ДЕТАЛИ И ПОСТАВЩИКИ
ПО KP И KP1
ПОЛУЧАЯ ПОСТАВЩИКИ ДЕТАЛЕЙ
ПОСТАВЩИКИ ДЕТАЛЕЙ
ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ
ПОСТАВЩИКИ
Слайд 73Информационные ресурсы предприятия
Слайд 74Информационные ресурсы предприятия
Слайд 75Информационные ресурсы предприятия
Слайд 83Дерево вывода
Правило 1
ЕСЛИ индекс цен возрастет не менее чем
на 3% (условие В, ct(В))
И цены на энергоносители вырастут не более чем на 19%
(условие С, ct(С) = 0,4)
ТО акции покупать (заключение А) ct(А) =?, ct(правила 1) = 0,7)
Правило 2.
ЕСЛИ ВВП возрастет не менее чем на 1,5% (условие Д, ct(Д) = 0,8)
ИЛИ ставки Центрального банка будут в пределах 12%
(условие Е, ct(Е) = 0,5)
ИЛИ объем экспорта возрастет более чем на 5% (условие G, ct(G) = 0,6)
ТО индекс цен возрастет не менее чем на 3%. (заключение В)
ct(В) = ?, ct(правила 2) = 0,3
Слайд 86Нечеткие множества
Нечеткие множества
Слайд 89Средства доступа к информационным ресурсам
Слайд 90Средства доступа к информационным ресурсам
Слайд 91Средства доступа к информационным ресурсам
Слайд 92Сетевые средства доступа к информационным ресурсам
Слайд 93Категории информационных ресурсов в
Интернет
www.Yahoo.com
www.Lycos.com
www.inforeg.ru
www.gale.com
Gale Directory of Databases
Слайд 95Доступ к информационным ресурсам с помощью поисковой машины
Основа
(номер страницы, номер страницы, …, номер страницы).
Слайд 96Распознавание смысла запроса в Internet
Слайд 97Тема 4. Информационные технологии и их базовое программное обеспечение
1. Состав и содержание
информационных технологий
2. Содержание основных технологических операций
3. Состав сетей, обеспечивающих инфокоммуникационные технологии м
4. Основные направления в развитии инфокоммуникационных технологий
5. Формы реализации инфокомуникационных технологий
Литература
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике
Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008 (92-110).
2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф.
В.В. ТрофимоваМ.: Высшее образование, 2007.
3. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ
информационных систем.- М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Дайитбегов Д.М., Черноусов Е.А. Основы алгоритмизации и алгоритмические языки: учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1992.
5. Бугорский В.Н. Сетевая экономика.- М.: Финансы и статистика, 2007. 4. Ойхман Е.Г, Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии.- Финансы и статистика, 1997.
6. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. Методы и модели
анализа данных: OPLAP и Data Mining.- СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
7. Румянцев В.Ф., Баркалов С.А., Гуреева И.В., Портных В.А. Информационные
технологии в управлении бизнес-процессами.- М.: Институт проблем управления
им. В.А. Трапезникова, 2001.
8. Бочаров Е.П. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения: Учеб. пособие/Е.П. Бочаров, А.И. Колдина.- М.: Финансы и статистика, 2005.
Слайд 98 Информационная технология
–
это
совокупность методов и средств для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации, выполняемых в определенной последовательности с мощью средств компьютеризации или без таковых.
Слайд 99Транзакционные технологии (TPS-технологии: Transactions Processing Systems),
Управленческие информационные системы (MIS-технологии:
Management Information Systems),
Технологии аналитической обработки данных (DSS-технологии: DSS-Decision Support Systems)
Технологии интеллектуальной обработки данных (ESS-технологии: ESS - Executive Support Systems).
Слайд 101Типовые информационные технологические OLTP-операции, используемые на оперативном уровне управления
Слайд 102Базовые информационные
информация технологии
Слайд 103Типовые информационные технологии и операции,
используемые на тактическом уровне
Слайд 104Рис. . Типовые информационные технологии и операции,
используемые на
стратегическом уровне
Слайд 105Примеры задач OLTP, OLAP и DM-технологий
Слайд 106Информационная технология в виде иерархической структуры
Слайд 107Схема движения документов в локальной сети
Операции ввода и контроля
метод проверки границ (метод "вилки");
метод справочника;
метод проверки
структуры кода;
метод контрольных сумм.
Метод проверки границ возможен, если множество разрешенных значений контролируемого реквизита находится в некоторых границах, что можно представить следующим образом:
Допустим значения реквизита "код склада" находится в диапазоне от 1 до 12. Тогда контроль организуется с помощью следующего правила:
.
Вычислительные операции
Специфика
экономических расчетов состоит в выполнении в подавляющих случаях арифметических операций. Пусть а1, а2, а3, …, аn числовая последовательность, обозначающая:
а1 – заработная плата сотрудника А;
а2 – заработная плата сотрудника Б и т.д.
Обозначив через аi заработную плату i-го сотрудника модно определить сумму заработной платы, начисленной всем сотрудникам на основании следующей формулы:
где С – общая сумма начисленной заработной платы;
- сумма заработной платы i-го сотрудника;
n – количество сотрудников.
Слайд 1131. Локальной сети LAN (Local Area Net) для доступа сотрудников
к собственным информационным ресурсам и делового взаимодействия сотрудников;
2. Виртуальной локальной
сети VLAN (Virtual LAN) – группа узлов сети, трафик которой полностью изолирован от других узлов (изолированная локальная сеть);
3. Региональной сети масштаба города MAN (Metropolitan Area Network)$
4. Глобальной сети (Wide Area Network);
5. Электронной торговой сети ETNs (Electronic Trading Networks);
6. Автоматизированных торговых сетях ECN (Electronic Communication Network).
Инфокоммуникационные технологии
Слайд 118 Сокращение затрат при использовании инфокоммуникационных технологий
Слайд 119Тема 5. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки
управленческих решений
1. Общая характеристика методов формирования
решений
2. Этапы принятия решений и критерии их оценки
3. Формирование решений средствами таблиц
4. Формирование решений в условиях определенности
5. Формирование решений в условиях неопределенности
6. Формирование решений в условиях риска
7. Формирование решений с помощью нейросетей
8. Формирование решений с помощью нечетких множеств
Слайд 120Литература
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике: Учебное
пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008 (стр. 249-278).
2. Одинцов Б.Е. Обратные
вычисления в формировании экономических решений.- М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в
экономике:Уч. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений.- СПб.: Специальная литература, 1998.
5. Гапоненко Т.В. Управленческие решения.- Ростов н/ Д: Феникс, 2008.
6. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений.- М.: Логос, 2000.
Слайд 122Критерий осторожного выбора. Этот критерий соответствует правилу "рассчитывай на худший
случай":
где Сij - результаты, которые будут получены по i-му варианту в j-й
ситуации.
Критерий оптимистичного выбора ориентирован на правило "рассчитывай на лучший случай". Наилучший вариант определяется по формуле:
" Стоимость – эффективность "
Таблица "Стоимость – критерий"
Слайд 124 Расчетная динамика финансовых показателей
предприятия
прибыль,
выручка,
переменные затраты
постоянные затраты
Слайд 125Например, если в качестве цели использовать показатель желаемой прибыли в
2007 году, равный 40 ед., а в качестве искомого значения
показатель роста выручки, который обеспечит эту прибыль, то ответом будет значение показателя роста выручки в 2005 году 1,22. Для этого необходимо установить курсор в ячейку D2, где должна быть представлена желаемая прибыль в 2007 году, и выполнить следующие действия: Сервис/Подбор параметра. В поле "Установить в ячейке" будет находиться адрес D2 (см. рис. 8.4). В поле "Значение" следует указать 40. Так как нас интересует значение показателя "Рост выручки в 2005 году", поэтому в поле "Изменяя значение ячейки" следует указать адрес ячейки В6. В результате получим 1,22.
Слайд 128Управляющие предписания руководителям структурных
подразделений
Слайд 129ct(С1) = 0,4*0,7 = 0,28; ct (C2) = 0,7*0,8 =
0,56; ct (Г) = 0,56*0,8 = 0,45.
Принятие решений в условиях риска
Рассмотрим
пример. Допустим лицу, принимающему решение, известно два варианта повышения уровня рентабельности:
Произвести продукцию А в количестве 100 ед. и продать ее по цене 10 ед. за штуку. Себестоимость единицы продукции составляет 8 ед.
Произвести продукцию В в количестве 50 ед. и продать ее по цене 20 ед. за штуку. Себестоимость единицы продукции составляет 18 ед.
Для упрощения задачи будем считать, что в случае неблагоприятного рынка для какой либо продукции предприятие терпит убытки по ее себестоимости. Тогда в случае благоприятного рынка предприятие получит от продажи продукции следующий доход:
От продукции А: d1=100 * 10=1000 ед.
От продукции В: d2= 50 * 20= 1000 ед.
При неблагоприятном рынке оно будет убыточным:
От продукции А: d1=-100 * 8= -800 ед.
От продукции В: d2= - 50 * 18= -900 ед.
Построим дерево решений, на котором отразим последовательность событий от корня к листьям, а затем выполним расчет доходов (убытков) в обратном направлении.
где Е(общего_результата) – математическое ожидание
общего или
промежуточного результата;
pi – вероятность наступления i-го события;;
di – результат (частный), получаемый при наступлении i-го события;
n – количество событий, влияющих на общий (промежуточный)
результат.
Слайд 132Определим средний ожидаемый доход для каждого из вариантов:
Вывод: целесообразным будет
вариант 1, т. е. производство продукции А.
Допустим, в результате
такого обследования получены следующие вероятности:
ситуация будет благоприятна для продукта А с вероятностью 0,6;
ситуация будет благоприятна для продукта В с вероятностью 0,7.
Воспользовавшись формулой расчета математического ожидания по-
лучим:
В данном случае выгоднее выбрать вариант 2, т. е. производство продукции В.
В таблице использованы следующие обозначения:
Сi-5
– средняя стоимость акций i-й компании за предыдущие пять дней (с 1-го по 5-й день);
Сi-10 – средняя стоимость акций i-й компании за предыдущие десять дней (с 6-го по 10-й день);
Сi-15 – средняя стоимость акций i-й компании за предыдущие пятнадцать дней (с 11-го по 15-й день);
СтА – стоимость акций компании А.
Слайд 135 - коэффициент текущей ликвидности;
-
оборотные средства;
- краткосрочные обязательства.
- коэффициент финансирования;
С –
собственный капитал;
З – заемный капитал.
- рентабельность собственного капитала;
П - прибыль.
Слайд 136 Вычисление фактических значений
функций принадлежности
Например, число 1 получено следующим образом: фактическое значение для
предприятия равно 1,52. Ближайшее теоретическое значение функции принадлежности равно 1 при значении данного коэффициента, равном 1,5. Поэтому фактическое и теоретическое значение данного коэффициента будем считать равными, что позволяет использовать значение функции принадлежности, равное 1. Для второго предприятия фактическое значение равно 2,07. Ближайшее значение функции принадлежности к данному числу равно 0,5. Поэтому, используя его, определяем значение функции принадлежности, равное 0,5.
Слайд 138 Выполнение процедуры свертки для выявления наилучшего претендента на выдачу
кредита.
то есть выбирается минимальное значение функции принадлежности среди значений,
отражающих приемлемость коэффициентов по каждому критерию для каждого предприятия в отдельности:
Результирующий вектор, позволяющий выявить претендента на кредитование, получают за счет выполнения операции объединения результатов предыдущей операции, то есть:
.
Таким образом, выбирается второе предприятие, для которого значение функции принадлежности максимальное и равняется 0,4.
Слайд 139
Модели как основа использования компьютеров в
практике управления. Их классификация
Информационное моделирование экономических процессов
3. Классификация
и кодирование экономической информации
4. Методы компьютерного решения экономических задач
5. Этапы компьютерного решения расчетных экономических задач
Постановка аналитической задачи и ее компьютерное решение
7. Решение задач с помощью экспертных систем
Тема 6. Применение информационных систем и технологий в практике управления
Слайд 140Литература
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике: Учебное
пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008 (стр.172-248).
2. Елиферов В.Г., Репин В.В.
Бизнес-процессы: Регламентация и управлеие.- М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии.-М. Финансы и статистика, 2003.
4. Черемных С.В. И др. Моделирование и аналих систем. IDEF-технологии.-М.: Финансы и ститистика, 2002.
5. Липунцов Ю.П. Управление процессами.- М.: ДМК Пресс, М.: Компания АйТи, 2003 (стр. 55-70).
Слайд 143Графическое представление процесса в нотации IDEF0 (функциональное моделирование бизнес-процессов)
Слайд 144Графическое представление процесса в нотации IDEF0 (функциональное моделирование бизнес-процессов)
Слайд 146Описание процесса заключения договоров в нотации IDEF1
Среднее время выполнения процесса
Среднее
время выполнения отдельных функций
Слайд 150Общегосударственные классификаторы делятся на следующие группы:
Классификаторы управленческих документов, видов деятельности, экономических и
социальных показателей
Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
Общероссийский классификатор валют (ОКВ);
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и др.
Классификаторы организационных структур.
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и др.
Классификаторы информации о населении и кадрах.
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
Слайд 155Прямые задачи – это констатирующие задачи, что означает следующее: заданы
значения исходных показателей, на основании которых рассчитываются результирующие, что можно
представить как
,
где
- исходные показатели.
Обратные вычисления, в отличие от задач прямого счета, предназначены для поиска тех значений исходных показателей, которые обеспечат желаемое значение результирующего. Искомыми величинами будут приросты (положительные или отрицательные) исходных показателей, то есть:
Методы решения экономических задач
Слайд 157;
Проверим правильность расчетов. Допустим, фактический
объем прибыли составляет 5 ед.
, объем выручки 20 ед.
, а затраты составили 15 ед.
. Пусть требуется повысить прибыль до 7 ед.
=1,07.
=1,04.
Слайд 158 Этапы компьютерного решения задачи
Домашинная
фаза решения задачи
Маркетинговые исследования. Поиск и обоснование пути компьютерного решения
задачи.
Выбор метода решения задачи
Выполнение постановки задачи.
Разработка контрольного примера и инструктивно-методической документации.
Машинная фаза решения задачи
Составление программы решения задачи.
Отладка программы.
Опытная эксплуатация и промышленная эксплуатация.
Слайд 1591.Организационно-экономическая сущность задачи
2.Описание входной информации и методов ее контроля
3.Описание условно-постоянной
информации
4.Описание результирующей информации
5.Описание алгоритма решения задачи
Выполнение постановки расчетной задачи
Слайд 1602. Описание входной информации и методов контроля
Описание условно-постоянной информации
Описание структуры документа "Справочник поставщиков" (НАИМПОСТ).
4. Описание результирующей информации
4.1. Проектируется форма результирующего
документа
5. Описание алгоритма решения задачи
Для получения ведомости «Фактическое выполнение поставок»
необходимо рассчитать два показателя:
сумма поставок, выполненная каждым поставщиком за месяц;
общая сумма поставок, выполненная всеми поставщиками за месяц.
Расчеты выполняются по следующим формулам:
где Sidk - сумма поставки k-го материала фактическая, выполненная i-м поставщиком датой d;
Сi -сумма поставок, выполненных i-м поставщиком;
C - общая сумма поставок, выполненных всеми поставщиками.
Слайд 164Контрольный пример
Приходная накладная
Справочник материалов и результирующий документ
Слайд 167 Часть 2. Решение задачи средствами MS Excel
7. Организовать контроль
вводимых данных в колонку Код поставщика:
выделите ячейки А3 А7;
выполните
команду Проверка… меню Данные;
в поле Тип данных: нажмите кнопку (Рис. 4)
Рис. 4. Выбор типа данных
Замечание: Выбор типа данных вводимых значений в списке Тип данных позволяет определить, какие условия можно накладывать на значения ячеек. Если для определения допустимых значений требуется ввести формулу, выражение или ссылку на вычисления в другой ячейке, выберите в списке строку Другой.
Слайд 168Постановка аналитической задачи и ее компьютерное решение
Если студент выбрал
разделы: OLАP-технологию, то постановка задачи должна содержать следующие разделы:
1. Организационно-экономическая
сущность задачи
1.1.Наименование задачи
1.2. Для кого предназначены результаты решения
1.3.Общая характеристика предметной области и проблемы
1.4.Цель решения задачи
2. Описание входной информации: указание всех измерений хранилища данных и выделение среди них тех, что используются для решения задачи
3. Описание результирующей информации
Пример постановки аналитической задачи
1. Организационно-экономическая сущность задачи
1.1. Наименование
задачи: Анализ объемов продаж и затрат на продажи в городах Тула и Москва.
В результате решения задачи необходимо сформировать аналитический отчет и диаграмму
1.2. Для кого предназначены результаты решения: Начальнику отдела маркетинга.
1.3. Общая характеристика предметной области и проблемы.
Рассматриваемая фирма имеет распределенную структуру собственных торговых представительств в трех географических регионах. Фирма производит и продает несколько типов товаров, которые являются комплектующими изделиями для предприятий различных отраслей. Общее количество наименований товаров около 30 позиций. Основное экономическое значение для фирмы имеют три вида издержек: хранение и отгрузка готовой продукции, доставка (фрахт) готовой продукции, условно–постоянные расходы. Для оценки эффективности деятельности фирмы в трех регионах необходимо осуществлять анализ данных, отраженных на консолидированных счетах: «Выручка» и «Затраты».
Слайд 170 1.4. Цель решения задачи: Необходимо определить следующие показатели финансово-экономической
деятельности:
Анализ объемов продаж и затрат на продажи в городах Тула
и Москва.
месяц, в котором компания получила наименьший объем выручки от реализации товара;
регион, в котором выручка от реализации заданного товара была на протяжении всего периода максимальна;
месяц, в котором затраты на доставку заданного товара имели наибольшую величину.
Необходимо составить аналитический отчет и выделить тренд по тем группам, по которым наблюдалось снижение продаж.
2. Описание входной информации.
Входная информация расположена в Хранилище данных в соответствии с различными измерениями. Среди всех измерений хранилища выберем те, что будут использоваться для решения задачи. Этими измерениями будут: регион, время, объемы продаж, величина затрат, что графически представляется следующим образом:
Описание результирующей информации:
3.1. Аналитический отчет по
данной задаче выдается по форме:
3.2. Формирование графика тренда по показателям.