Разделы презентаций


Основы государственной культурной политики Российской Федерации Лекция 5

Содержание

Институты культурной жизни в системе культурной политики и информационное обеспечение сферы культурыПланКультура как фактор развития2. Профессиональное сообщество в процессе трансформации системы управления сферой культуры3. Формирование информационной грамотности граждан в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы государственной культурной политики Российской Федерации Лекция 5.
Востряков Лев Евгеньевич,

доктор политических

наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГИК
22 сентября 2020 г.

Основы государственной культурной политики Российской Федерации  Лекция 5.Востряков Лев Евгеньевич,доктор политических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности

Слайд 2Институты культурной жизни в системе культурной политики и информационное обеспечение

сферы культуры
План
Культура как фактор развития
2. Профессиональное сообщество в процессе

трансформации системы управления сферой культуры
3. Формирование информационной грамотности граждан в сфере культуры
Институты культурной жизни в системе культурной политики и информационное обеспечение сферы культурыПланКультура как фактор развития2.  Профессиональное

Слайд 3Культура как фактор развития общества
«Основы государственной культурной политики» (утв. Указом

Президента Российской Федерации в декабре 2014 г.)
возводят культуру в ранг

национальных приоритетов и признают ее важнейшим фактором:
– социально-экономического развития Российской Федерации,
– роста качества жизни и гармонизации общественных отношений,
– гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны
Культура как фактор развития общества«Основы государственной культурной политики» (утв. Указом Президента Российской Федерации в декабре 2014 г.)возводят

Слайд 4Повышение внимания к проблематике культуры и культурной политики в течение

последних двадцати пяти–тридцати лет обусловлено:
– утверждением новой парадигмы человеческого развития,

в центре которой – культурные факторы

Международный союз охраны природы и природных ресурсов: «Всемирная Стратегия сохранения: сохранение живых ресурсов в интересах устойчивого развития», 1980 – впервые использован термин «устойчивое развитие»

Концепция устойчивого развития (sustainable development) сформировалась в конце ХХ в на основании работ Римского клуба как позиция противоположная обществу производства, потребления и обогащения
Повышение внимания к проблематике культуры и культурной политики в течение последних двадцати пяти–тридцати лет обусловлено:– утверждением новой

Слайд 5Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН: Доклад комиссии

Брундтланд (Brundtland, Gro Harlem; 1939–) «Наше общее будущее», 1987 г.: –

все экономические, социальные и экологические системы должны быть одновременно устойчивыми; – потребности устойчивого развития определяются социальными и культурными факторами

Всемирная комиссия по культуре и развитию ЮНЕСКО (создана в 1992 г.) подготовила доклад «Наше творческое разнообразие», 1996 г.,
доклад представлен Генеральной Ассамблее ООН: необходимо «поставить культуру во главу угла»:
– культура содействует экономическому прогрессу;
– культура – характеристика цивилизации, которая придает смысл существованию

Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН: Доклад комиссии Брундтланд (Brundtland, Gro Harlem; 1939–) «Наше общее

Слайд 6Перес де Куэльяр (Pérez de Cuéllar y de la Guerra,

Javier; 1920–2020), руководитель Всемирной комиссии по культуре и развитию, 1996

г. (в 1982–1991 гг. – Генеральный секретарь ООН):

именно «культура дает ключ к устойчивому человеческому развитию на основе солидарности»,
«развитие берет свое начало в человеческой культуре»
«в будущем модели развития должны быть сосредоточены на человеке и должны способствовать укреплению культурных ценностей, а не наносить им ущерб»

Культурная устойчивость предусматривает:
устойчивость культурных и художественных практик и образцов, включая, например, формирование и выражение самобытности, сохранение культурного наследия и чувство культурной преемственности;
культура лежит в основе практик и убеждений, которые могут способствовать переходу общества к более устойчивому образу жизни

Перес де Куэльяр (Pérez de Cuéllar y de la Guerra, Javier; 1920–2020), руководитель Всемирной комиссии по культуре

Слайд 7Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента

РФ от 01 апреля 1996 г. №440): «Устойчивое развитие -

это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества»


Отечественные исследователи: под «устойчивым развитием» следует понимать такое развитие, которое
– может способствовать удовлетворению потребностей человечества настоящего времени
– при этом не ставит под угрозу дальнейшее существование будущих поколений

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 г. №440):

Слайд 8Межправительственная конференция по использованию культурной политики, Стокгольм, 1998 г.: ЮНЕСКО

предложила государствам – участникам всемирной организации рассматривать культурную политику в

качестве одного из ключевых элементов стратегий развития

Мировой банк, 1999 г.: займы развивающимся странам выделяются, если в их программах учитываются культурные факторы

На повышение внимания к культуре на рубеже тысячелетий повлияли также:
– широкое распространение концепции «мягкой силы», т.е. усиления влияния т.н. «мягких» инструментов воздействия на политическую систему;
– идея «культурных индустрий» («творческих» / «креативных») индустрий

Межправительственная конференция по использованию культурной политики, Стокгольм, 1998 г.: ЮНЕСКО предложила государствам – участникам всемирной организации рассматривать

Слайд 9Дж. Най (Nye, Joseph Samuel, 1937–): «мягкая сила» – «способность государства

(союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение

(притяжение), а не подавление (навязывание, насилие, принуждение), что характерно для “жесткой силы”»

Лидер развития творческих индустрий – Великобритания
Международная конференция по торговле и развитию ООН: В современном мире формируется новая парадигма, связывающая экономику и культуру, включающая экономические, культурные, технологические и социальные аспекты развития, как на макро-, так и на микроуровнях.
Центральное место в этой парадигме занимает тот факт, что креативность, знания и доступ к информации становятся мощными двигателями экономического роста и катализаторами развития
[Creative Economy Report 2008]

Дж. Най (Nye, Joseph Samuel, 1937–): «мягкая сила» – «способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в

Слайд 10 Саммит ООН в Йоханнесбурге в 2002 г.:
– «конструирование» устойчивого будущего

связано с ценностно-мировоззренческими установками общества, человеческими качествами жителей нашей планеты,

с показателями социального капитала, которые формируются системой образования и просвещения;
– образование должно опираться на такие традиции классического образования, как фундаментальность, всесторонность, междисциплинарность, непрерывность, гуманистичность;
– образование должно исходить из целостного подхода к человеку, обществу и природе;
– нельзя игнорировать взаимосвязей между экологическими, социальными, экономическими и культурными аспектами действительности
Саммит ООН в Йоханнесбурге в 2002 г.: – «конструирование» устойчивого будущего связано с ценностно-мировоззренческими установками общества,

Слайд 11Смысл перехода к устойчивому развитию: выживание человечества и сохранение биосферы
Программа

«Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до

2030 года» (утв. Генеральной Ассамблей ООН, 25 сентября 2015 г.) провозгласила 17 Целей устойчивого развития
– культурная составляющая присутствует среди значительной части этих универсальных целей устойчивого развития;
– не предусматривает включение культуры в процессы планирования и принятия решений в области устойчивого развития

Смысл перехода к устойчивому развитию: выживание человечества и сохранение биосферыПрограмма «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области

Слайд 12Программа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития

до 2030 года» Культурная составляющая «Целей устойчивого развития»:
Цель 4.7: все учащиеся

должны получать знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в частности, посредством образования, признания культурного разнообразия, а также вклада культуры в устойчивое развитие;
Цель 8.3 направлена на содействие разработке политики, которая поддерживает развитие творчества и инноваций;
Цели 8.9 и 12.b: необходима разработка и реализация стратегий развития устойчивого туризма, в том числе посредством местной культуры, а также создания инструментов мониторинга в этой области;
Цель 11.4: необходимы усилия по защите и охране всемирного культурного и природного наследия

Программа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года» Культурная составляющая «Целей устойчивого

Слайд 13Проблема: культура как стратегический ресурс продолжает находиться на периферии общественного сознания

и не является приоритетным направлением в политике

– культура всегда выполняла

важную роль в виде нравственных ценностей, запретов, а через образование и науку формировала сознание человека и человечества;
– культура не просто совокупность ценностей, а такое их сочетание, которые способствуют сохранению человеческого в человеке
 
Д.С. Лихачев (1906–1999): культура необходима для сохранения духовной и нравственной жизни, без чего человеческая жизнь теряет свой смысл

Проблема: культура как стратегический ресурс продолжает находиться на периферии общественного сознания и не является приоритетным направлением в

Слайд 14Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от

24 декабря 2014 г. № 808):
«Государственная культурная политика призвана обеспечить

приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны» (преамбула)

«В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» (введение)

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития

Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808):«Государственная культурная

Слайд 15Исследователи Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва:

«значение культуры как важнейшего ресурса

социально-экономического развития страны находит своё отражение в осознании и использовании

в практике государственного управления в сфере культуры прямой взаимосвязи между долгосрочными культурными проектами» и «позитивной динамикой социально-демографических параметров»,
таких, как «рождаемость и смертность, снижение преступности, наркомании и алкоголизма, статистика разводов, межэтнических конфликтов и т.д.»

Исследователи Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва:«значение культуры как важнейшего ресурса социально-экономического развития страны находит своё отражение в

Слайд 16Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от

24 декабря 2014 г. № 808):

Государственная культурная политика направлена на

повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития
 
Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления

Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808):Государственная культурная

Слайд 17Профессиональное сообщество в процессе трансформации системы управления сферой культуры
Профессиональные сообщества:
Союз

композиторов России,
Всероссийское хоровое общество,
Союз театральных деятелей Российской Федерации,
Союз писателей России,
Союз

кинематографистов Российской Федерации,
Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических объединений,
Союз художников России и др.
 
Профессиональное сообщество в процессе трансформации системы управления сферой культурыПрофессиональные сообщества:Союз композиторов России,Всероссийское хоровое общество,Союз театральных деятелей Российской

Слайд 18 Творческие союзы нацелены на развитие и сохранение лучших традиций национального

искусства, повышение профессионального уровня творческих деятелей, поддержку молодых талантливых мастеров
Концепция

проекта федерального закона «О культуре» предлагает формирование полицентричной системы государственной поддержки и управления в сфере культуры, неотъемлемой частью которой должны быть профессиональные творческие организации и объединения организаций культуры.
В связи с этим общероссийские профессиональные творческие организации и ассоциации учреждений культуры относсятся к числу тех, кто принимает непосредственное участие в определение необходимых форм государственной поддержки культурной деятельности, в распределении этой поддержки в ее финансовом выражении, а, следовательно, несет прямую ответственность за эффективность реализации государственной культурной политики
Творческие союзы нацелены на развитие и сохранение лучших традиций национального искусства, повышение профессионального уровня творческих деятелей,

Слайд 19Творческие союзы поддерживают любительское музыкальное движение: ансамбли, оркестры, хоры, в

том числе школьные и студенческие
Совместные проекты Министерства культуры Российской Федерации

и творческих организаций, получившие высокую оценку профессионального сообщества:
– 15 февраля 2013 г. было учреждено Всероссийское хоровое общество
– в 2016 г. по поручению Правительства Российской Федерации создана Ассоциация духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество»

Творческие союзы поддерживают любительское музыкальное движение: ансамбли, оркестры, хоры, в том числе школьные и студенческиеСовместные проекты Министерства

Слайд 20Задачи ВООПИиК / Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

(создано 23 июля 1965 года):
1. Осуществление конституционных прав граждан на

участие в сохранении историко-культурного наследия и доступ к культурным ценностям народов Российской Федерации, организация и координация общественной инициативы и деятельности, развитие общественного движения в этой области
2. Содействие государственным органам в обеспечении охраны и использования объектов культурного наследия, историко-культурной среды обитания народов Российской Федерации: в выявлении, учете, обследовании, изучении, сохранении, реставрации и восстановлении, экспертизе состояния и использования, пропаганде и популяризации памятников истории и культуры
3. Привлечение граждан Российской Федерации к выявлению, изучению, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического и культурного (материального и духовного) наследия; формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за сбережение памятников истории и культуры
4. Проведение мероприятий и акций, общественный контроль за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
Задачи ВООПИиК / Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (создано 23 июля 1965 года):1. Осуществление конституционных

Слайд 21 Формы поощрения государством представителей творческих профессий: – субсидии на поддержку национальных

премий в сфере искусства – награды за успешную творческую деятельность  
Среди наиболее

известных:
конкурс на присуждение грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества;
премия Правительства Российской Федерации в области культуры и др.

Формы поощрения государством представителей творческих профессий: – субсидии на поддержку национальных премий в сфере

Слайд 22 Представители творческого сообщества – члены Правительственной комиссии по вопросам государственной

культурной политики (ред. распоряжения Правительства от 11 сентября 2019 года

№2031-р):

Аристархов В.В. – директор федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва»
Бертман Д.А. – генеральный директор - художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский музыкальный театр "Геликон-опера"»
Дрожжин Г.А. – председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы России"
Калягин А.А. – председатель общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)"
Левыкин А.К. – директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей»
Малышев B.C. – ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова»
Мацуев Д.Л. – президент Межрегионального благотворительного общественного фонда "Новые имена" имени И.Н. Вороновой
Пиотровский М.Б. – генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»
Пожигайло П.А. – исполнительный директор некоммерческого партнерства "Всероссийское хоровое общество" 
Синицына О.Н. – председатель некоммерческого партнерства "Российская Ассоциация Реставраторов"
Сладковский А.В. – художественный руководитель – главный дирижёр государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан «Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан»
Соколов А.С. – ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского»
Турецкий М.Б. – художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Хор солистов»
Шалашов А.А. – генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония»

Представители творческого сообщества – члены Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики (ред. распоряжения Правительства от

Слайд 23Представители творческого сообщества – члены коллегии Министерства культуры РФ:
Аристархов Владимир

Владимирович - директор ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного

наследия имени Д.С. Лихачева»
Барков Александр Викторович - исполнительный директор ООГО «Российское военно-историческое общество»
Богданова Елена Викторовна - директор ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический Музей-заповедник «Кижи» 
Пиотровский Михаил Борисович - генеральный директор ФГБУК «Государственный Эрмитаж», президент Союза музеев России
Рязанцев Алексей Анатольевич - генеральный директор ООО «Кинокомпания «Каро Премьер»
Тельнов Вячеслав Николаевич - исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии 
Урин Владимир Георгиевич - генеральный директор ФГБУК «Государственный академический Большой театр России»
Фокин Валерий Владимирович - художественный руководитель ФГБУК «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский)»
Фурманов Рудольф Давыдович - художественный руководитель – директор Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова
Шахназаров Карен Георгиевич - генеральный директор ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» 

Представители творческого сообщества – члены коллегии Министерства культуры РФ: Аристархов Владимир Владимирович - директор ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский

Слайд 24 Формирование информационной грамотности граждан в сфере культуры
В Российской Федерации уделяется

серьезное внимание вопросам формирования и развития информационного общества:
– Стратегия развития

информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203)
– Доктрина информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646)

Формирование информационной грамотности граждан в сфере культуры В Российской Федерации уделяется серьезное внимание вопросам формирования и

Слайд 25Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.

:
– информационное общество – общество, в котором информация и уровень

ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан
– общество знаний – общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации

Пространство знаний (информационное пространство) – совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. :– информационное общество – общество, в котором

Слайд 26Основные направления развития России в области формирования общества знаний (Стратегия

развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. ):
развитие

человеческого потенциала;
обеспечение безопасности граждан и государства;
усиление роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
формирование цифровой экономики

Основные направления развития России в области формирования общества знаний (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на

Слайд 27Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации

приоритетов:
формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в

получении качественных и достоверных сведений;
развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики

Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации приоритетов:формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан

Слайд 28Национальные интересы России в информационной сфере (Доктрина информационной безопасности Российской

Федерации):
обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина

в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры
Национальные интересы России в информационной сфере (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации):обеспечение и защита конституционных прав и свобод

Слайд 29Основные направления обеспечения информационной безопасности России в области науки, образования

и культуры (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации):
достижение конкурентоспособности российских информационных

технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;
создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;
проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;
обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности
Основные направления обеспечения информационной безопасности России в области науки, образования и культуры (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации):достижение

Слайд 30Информационная культура (информационная грамотность) – средство социальной защиты личности
Основы государственной

культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря

2014 г. № 808):
«информационная грамотность» – «знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые»

Библиотека традиционно является одним из основных социальных институтов формирования информационной культуры общества и личности, предоставляющих возможность образования в течение всей жизни
Информационная культура (информационная грамотность) – средство социальной защиты личностиОсновы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации

Слайд 31Формирование единого российского информационного пространства знаний
Перед современными российскими библиотеками стоят

задачи:
оставаться центрами культурного просвещения;
организовывать культурно-просветительские акции с участием ученых, политиков,

педагогов, писателей, библиофилов;
оказывать информационные услуги в правовой, экологической, потребительской и других сферах;
создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю

Библиотека – образовательное пространство, форма внешкольного и вневузовского образования

Формирование единого российского информационного пространства знанийПеред современными российскими библиотеками стоят задачи:оставаться центрами культурного просвещения;организовывать культурно-просветительские акции с

Слайд 32Миссия библиотек – обеспечение доступности информации и знаний Функции библиотеки

как социального института:
формирование информационной культуры общества и содействие непрерывному образованию;
организация

информационной среды, стимулирующей познавательную деятельность, содействие обращению и развитию человеческого знания путем предоставления свободного доступа к нему;
сохранение знания человечества, представленного в виде документов
Миссия библиотек – обеспечение доступности информации и знаний  Функции библиотеки как социального института:формирование информационной культуры общества

Слайд 33 Наиболее успешные проекты Ассоциации региональных библиотечных консорциумов («АРБИКОН»):
проект «Межрегиональная аналитическая

роспись статей» (МАРС) по созданию сводной базы данных, содержащей полную

аналитическую роспись российских журналов
проект «Сводный каталог периодики библиотек России» (СКПБР)

Национальная электронная библиотека России (НЭБ) формируется с 2013 г. Оператор НЭБ – Российская государственная библиотека
НЭБ – федеральная государственная информационная система, представляет собой совокупность документов и сведений в электронной форме, отобранных в соответствии с методикой отбора объектов НЭБ, утверждаемой Правительством России, доступ к которым предоставляется пользователям НЭБ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет
Наиболее успешные проекты Ассоциации региональных библиотечных консорциумов («АРБИКОН»): проект «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС) по созданию

Слайд 34Основные цели Национальной электронной библиотеки России:
отбор, регистрация, учет и хранение

электронных документов, способствующих сохранению и развитию национальной науки и культуры;
формирование

единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных и музейных фондов;
расширение возможностей доступа граждан к лучшим образцам классической и современной художественной, научной и учебной литературы, произведений, созданных на языках народов России
Основные цели Национальной электронной библиотеки России:отбор, регистрация, учет и хранение электронных документов, способствующих сохранению и развитию национальной

Слайд 35 Отбор документов для включения в Национальную электронную библиотеку основывается на

следующих критериях:
научно-образовательная, культурная и историческая ценность;
использование в программах общего и

профессионального образования;
уникальность изданий, обладающих индивидуальными особенностями;
ограниченность доступа к ветхим изданиям
Отбор документов для включения в Национальную электронную библиотеку основывается на следующих критериях: научно-образовательная, культурная и историческая

Слайд 36Культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления всех

сфер общественной жизни современной России
Современные подходы к социокультурной сфере как

ресурсу, способствующему успешной реализации программы социально-экономических преобразований в нашей стране, становление ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России, должны повысить готовность государства и общества
– отвечать на многочисленные вызовы современности,
– способность эффективно противостоять негативным факторам, оказывающим влияние на обеспечение национальной безопасности в области культуры и искусства нашей страны,
– обеспечить прорывное социально-экономическое развитие страны

Культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления всех сфер общественной жизни современной РоссииСовременные подходы к

Слайд 37Литература:
1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие /

А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С.

Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с. – Режим доступа: http://elibrary.spbguki.ru/189016957/view
Глава 10. С. 205–224.
2. Тургаев А.С. Глава 3. Государственная культурная политика и развитие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков // Культурное пространство России: Генезис и трансформация: коллективная монография / под ред. А.С. Тургаева. – СПб: СПбГИК, 2017. – 340 с.
С. 24–45.

Литература:1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.;

Слайд 38Задания для контроля
1.Какой известный политический деятель возглавлял комиссию ЮНЕСКО, заявившую

о необходимости «поставить культуру во главу угла»?
2. Какие профессиональные союзы,

действующие в сфере культуры, известны Вам как субъекты государственной культурной политики?
3. Какие формы поощрения использует государство для поддержания творческих деятелей? Приведите примеры.
4. Назовите известные Вам профессиональные награды, присуждаемые за выдающиеся достижения в сфере киноискусства.

Задания для контроля1.Какой известный политический деятель возглавлял комиссию ЮНЕСКО, заявившую о необходимости «поставить культуру во главу угла»?2.

Слайд 39Задания для контроля (продолжение)
5. Есть ли в составе Правительственной комиссии

по вопросам государственной культурной политики представители творческого сообщества, связанные со

сферой Вашей будущей деятельности? Назовите их.
6. Каковы основные направления развития Российской Федерации в области формирования общества знаний?
7. Реализация каких приоритетов обеспечивает национальные интересы при развитии информационного общества?
8. В чем заключается роль библиотек в современном информационном обществе?
9. Каковы основные принципы формирования Национальной электронной библиотеки?
10.Сформулируйте причины формирования единого информационного пространства России.

Задания для контроля (продолжение)5. Есть ли в составе Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики представители творческого

Слайд 40Посещение лекции от 22 сентября будет зачтено тем студентам, которые

до 24 сентября т.г.
– познакомятся с материалами лекции,
– представят ответы

в письменной форме минимум на один из вопросов под номерами 1–2 и 6–10
– представят ответы на вопросы 3–5

Направляйте Ваши работы на адрес:
lev-vostriakov@rambler.ru

Посещение лекции от 22 сентября будет зачтено тем студентам, которые до 24 сентября т.г.– познакомятся с материалами

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика