Разделы презентаций


РУМБЫ МУЖЕСТВА

Содержание

Русские конвоиРусские конвои – это северная сага о героизме, отваге и выносливости. Эта сага будет жить вечно, и не только в сердцах нашего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 РУМБЫ МУЖЕСТВА

ЧАС ПАМЯТИ

РУМБЫ МУЖЕСТВАЧАС ПАМЯТИ

Слайд 2 Русские конвои

Русские

конвои – это северная сага о героизме, отваге и выносливости.

Эта сага будет жить вечно, и не только в сердцах нашего народа, но также и в сердцах советских людей, которые справедливо видят в ней один из наиболее поразительных примеров сотрудничества между союзными правительствами, без которого общая победа была бы просто невозможна»
(Из выступления в Лондоне советского посла И.Майского)
Русские конвоиРусские конвои – это северная сага о героизме,

Слайд 3

Ленд-лиз
История Второй мировой войны показала пример

необыкновенно успешного технико-экономического сотрудничества стран – участниц антигитлеровской коалиции. Нависшая угроза фашизма и общие цели в войне позволили государствам выработать единую стратегию, важное место в которой занимала экономическая взаимопомощь.
В ее основе лежали принципы американского закона о сдаче в наем или аренде.
Эта система получила название «ленд-лиз» (англ. – lend-leas, от lend – давать взаймы и leas – сдавать в аренду).
В годы войны поставки от США по ленд-лизу шли в 42 страны.

Ленд - лиз

Ленд-лиз   История Второй мировой

Слайд 4


На состоявшейся в Москве 29 сентября – 1 октября конференции

представителей СССР, Великобритании и США были приняты решения о предоставлении Советскому союзу помощи вооружением и стратегическими материалами и наших поставках в США и Англию сырья для военного производства. Организацию конвоев и ответственность за безопасность их переходов в наши порты и обратно возлагалось на британское адмиралтейство. Конвои формировались в базе Лох-Ю и Скапа-Флоу в Англии, и заливе Хваль-Фьорд в Исландии (в 1944-1945гг. только в Лох-Ю).

На состоявшейся в Москве 29 сентября –

Слайд 5
Пунктами прибытия конвоев и
отправки их обратно

являлись города - Архангельск,
- Молотовск (Северодвинск)

- Мурманск.

Переходы совершались
за 10-14 суток.
В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали ледоколы.


Пунктами прибытия конвоев и   	отправки их обратно являлись города - Архангельск,   -

Слайд 6
Для охраны конвоя от возможного нападения надводных кораблей выделялся отряд

прикрытия. Иногда он делился на две группы: крейсерский отряд (ближнего

прикрытия) и отряд дальнего (оперативного) прикрытия, в состав которого включались линейные корабли, крейсера, иногда и авианосцы.
Самым целесообразным являлся маршрут - через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск.


Для охраны конвоя от возможного нападения надводных кораблей выделялся отряд прикрытия. Иногда он делился на две группы:

Слайд 7Архангельск - ворота в мировой океан

Архангельск – старинный русский портовый

город в дельте реки Двины в сорока километрах от Белого

моря, был основан в 1584 году.
Архангельск являлся отправным пунктом поморской торговли с Севером Норвегии. Архангельская гавань большая и глубоководная, правда, шесть месяцев в году она покрыта льдом. По железной дороге можно добраться до Мурманска и до центра России.


Война была страшным ударом для
210 тысяч жителей Архангельска. На защиту Родины поднялись все. Взрослые мужчины, пройдя военную подготовку, отправлялись тысячами на фронт.
Это привело к тому, что народное хозяйство потеряло самую квалифицированную рабочую силу. Пять тысяч архангельских женщин пошли на медицинские курсы и стали медсестрами, медицинскими инструкторами или санитарками.

Архангельск - ворота  в мировой океанАрхангельск – старинный русский портовый город в дельте реки Двины в

Слайд 8
Более 20 тысяч женщин из Архангельской области были отправлены на

строительство оборонительных сооружений близ Москвы.
Больницы и иные учреждения

здравоохранения города поставили на ноги около 100 тысяч солдат, которые смогли вернуться на фронт.
Но людские потери были ужасающие.
25 тысяч ушедших на фронт архангелогородцев не вернулись домой.
В условиях военного времени все отрасли архангельской промышленности в той или иной мере были связаны с выполнением фронтовых заданий.



Более 20 тысяч женщин из Архангельской области были отправлены на строительство оборонительных сооружений близ Москвы. Больницы и

Слайд 9
Особую роль в военное время приобрел Архангельский морской порт. Северный

морской путь стал важнейшей транспортной магистралью, связывающей фронт с предприятиями

Заполярья и Дальнего Востока.
По морским коммуникациям Севера в Архангельск прибывала значительная часть грузов, доставлявшихся по ленд-лизу из Соединенных Штатов и Англии. Потребовалась коренная реконструкция порта. Это была огромная работа, но, несмотря на все трудности, ее сделали в кратчайший срок.


Особую роль в военное время приобрел Архангельский морской порт. Северный морской путь стал важнейшей транспортной магистралью, связывающей

Слайд 10

И уже к началу 1942 года были восстановлены и расширены

причалы участков Бакарица и Экономия протяженностью в 2500 метров, создан

новый погрузочный район. Всего же в Архангельском порту было сооружено 53 причала, установлено 16 портальных кранов, два тридцатипятитонных деррика и другие механизмы.
На подходах и у причалов производились дноуглубительные работы. В первый период войны ГКО назначил своим уполномоченным по морским перевозкам на Севере И.Д.Папанина.



План конвоя и силуэты советских судов:


И уже к началу 1942 года были восстановлены и расширены причалы участков Бакарица и Экономия протяженностью в

Слайд 11
Известный исследователь Арктики провел большую работу:
по координации действий транспортного флота
по

организации проводки и выгрузки судов с грузами, поставляющимися по ленд-лизу.


2 августа 1941 года народный комиссар Военно-Морского Флота Н.Г.Кузнецов подписал приказ о формировании Беломорской военной флотилии (БВФ) с главной базой в Архангельске.


Известный исследователь Арктики провел большую работу:по координации действий транспортного флотапо организации проводки и выгрузки судов с грузами,

Слайд 12

Для решения вопросов по доставке грузов и

проводке конвоев в зоне Северного флота, были созданы военно-морские миссии

в Полярном и Архангельске.
В сентябре была отработана совместная инструкция по взаимодействию британских и советских военно-морских сил в северных водах.
Она устанавливала, что британские корабли и авиация на весь период взаимодействия в районе Белого моря поступают под оперативное управление командующего БВФ.



Северный флот в своей зоне усиливал охранение конвоев кораблями, обеспечивал прикрытие их авиацией в зоне действия истребителей, а также осуществлял разведку, траление и защиту коммуникаций.
Начало практическому взаимодействию Советских Вооруженных сил с английским флотом было положено в конце июля 1941 года при обеспечении перехода в Архангельск минного заградителя «Адвенчур» с грузом глубинных бомб и магнитных мин.

Для решения вопросов по доставке грузов и проводке конвоев в зоне Северного флота, были созданы

Слайд 13 Последний Дервиш

Первый конвой из Великобритании в СССР вышел 21

августа 1941 года. Он состоял из 6 английских и одного

датского транспорта в охранении двух эсминцев, четырех корветов и трех тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но, впоследствии, когда конвоям, идущим в Советский союз, присвоили литерное обозначение PQ, то первый в документах стал именоваться PQ-0.


Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский союз – Питера Квилина (Peter Quelen). Обратные конвои обозначались QP.

Последний ДервишПервый конвой из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 года. Он состоял из 6

Слайд 14
31 августа 1941 года конвой «Дервиш» без потерь прибыл в

Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного сотрудничества.
На причалы

Архангельского порта, наряду с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили 15 истребителей «Харрикейн».


31 августа 1941 года конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного

Слайд 15До конца 1941 года было проведено еще 10 конвоев в

обоих направлениях. Первое судно на трассе северных конвоев было потеряно

7 января 1942 годя. Им оказался английский пароход «Вазиристан», шедший в составе конвоя PQ-7. Первая крупная операция надводных сил гитлеровцев против союзных конвоев была проведена в марте 1942 года (кодовое название «Шпортпалас»). На перехват конвоя PQ-8 вышли линкор «Тирпиц» в охранении трех эсминцев и подводных лодок.

В результате чего был потоплен отставший от конвоя лесовоз «Ижора».
В марте 1942 года немецкая авиация начала наносить удары по конвоям на переходе морем, а
с апреля приступила к массированным налетам на Мурманск. В результате воздушных атак конвой PQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 4 судна и корабль охранения. В конце мая конвой PQ-16 потерял 6 транспортов. В целом обстановка вокруг северных конвоев летом 1942 года была определена как критическая.


До конца 1941 года было проведено еще 10 конвоев в обоих направлениях. Первое судно на трассе северных

Слайд 16Своеобразным водоразделом, самым глубоким кризисом северных конвоев стал PQ-17, ставший

самым трагическим конвоем Второй мировой войны.



27 июня PQ-17 вышел из


Хваль-Фьорда в Исландии в составе 36 транспортов (в том числе советские танкеры «Азербайджан» и «Донбасс») и трех спасательных судов. Два транспорта вскоре вернулись из-за повреждений. Эскорт включал до 20 английских кораблей. Южнее конвоя шел отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 2 эсминцев. К 29 июня у побережья Северной Норвегии были развернуты подводные лодки Северного флота К-2, К-21, К-22,Щ-403 и 9 английских.


Своеобразным водоразделом, самым глубоким кризисом северных конвоев стал PQ-17, ставший самым трагическим конвоем Второй мировой войны.27 июня

Слайд 17На аэродромах Кольского полуострова были подготовлены к действиям 116 самолетов.

Таким образом, обеспечение конвоя надводными силами было достаточно надежным на

случай встречи с эскадрой противника.
Для разгрома конвоя немецко-фашистское командование подготовило 108 бомбардировщиков и 57 торпедоносцев. Против конвоя должны были действовать 11 подводных лодок. Использовать крупные надводные корабли для атаки конвоев Гитлер разрешил лишь при условии, если поблизости

не будет английских авианосцев. 1 июля воздушная разведка противника обнаружила конвой PQ-17 в Норвежском море.
В течение первых четырех дней конвой успешно отражал атаки самолетов и подводных лодок, хотя были потоплены 3 транспорта. У противника вышли из строя тяжелый крейсер «Лютцов» и три эсминца. Утром 4 июля союзному командованию стало известно о предстоящем развертывании надводной группировки сил противника, в том числе линкора «Тирпиц».



На аэродромах Кольского полуострова были подготовлены к действиям 116 самолетов. Таким образом, обеспечение конвоя надводными силами было

Слайд 18
Первым морским лордом адмиралом Д.Паундом было принято решение о рассредоточении

конвоя.
В 22ч. 30 мин. 4 июля по приказу английского

адмиралтейства эсминцы непосредственного охранения и корабли ближнего прикрытия отошли на запад для соединения с отрядом дальнего прикрытия. Транспортам приказали рассредоточиться и самостоятельно следовать в советские порты.



5 июля около 11ч. немецкая эскадра во главе с линкором «Тирпиц» вышла в море. Вскоре в районе к северу от Гаммерфеста подводная лодка К-21 (капитан 2 ранга Н.А. Лунин) обнаружила ее, атаковала торпедами линкор и донесла об этом командованию.





Первым морским лордом адмиралом Д.Паундом было принято решение о рассредоточении конвоя. В 22ч. 30 мин. 4 июля

Слайд 19
Перехватив радиограммы, немецкое командование приказало эскадре вернуться

в Альтен-Фьорд. Оставленные без прикрытия, суда в условиях полярного дня

стали легкой добычей авиации и подводных лодок противника.
С 5 по 10 июля в северо-восточной части Баренцева моря было потоплено 20 транспортов и спасательное судно.


Перехватив радиограммы, немецкое командование приказало эскадре вернуться в Альтен-Фьорд. Оставленные без прикрытия, суда в

Слайд 20
Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись

в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили

героизм в борьбе за живучесть своих судов.
Со стороны Северного флота потребовались энергичные и обширные мероприятия по поиску и оказанию помощи транспортам.
28 июля в Архангельск пришел последний транспорт конвоя PQ-17 – «Уинстон Сэйлем». Из 36 транспортов конвоя PQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были потоплены 23.


Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и

Слайд 21
Погибли 153 человека. Советскими кораблями и судами были спасены около

300 английских и советских моряков. Вместе с транспортами были потеряны

3350 автомашины, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тыс. тонн грузов. После катастрофы с конвоем PQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский союз вышел конвой PQ-18.
В его составе было 40 судов.


Конвой обеспечивал более 50 кораблей охраны. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Так стало понятно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским союзом и Великобританией. Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи.


Погибли 153 человека. Советскими кораблями и судами были спасены около 300 английских и советских моряков. Вместе с

Слайд 22
В сентябре-ноябре 1942 года по предложению советского командования была испытана

система движения одиночных транспортов
(«движение по капле»).
С наступлением

полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский союз.
В январе и феврале 1943 года на Севере прошло несколько конвоев
с сильным охранением. С февраля по ноябрь 1943 года в советские порты не пришло ни одного конвоя – слишком велик был еще синдром PQ-17.


При том, что за всю зиму конвои, шедшие в Советский союз не потеряли ни одного транспорта.
С февраля 1944 года английское адмиралтейство возвратилось к формированию конвоев для СССР
с 1-3 эскортными авианосцами в охранении.
Внешние конвои продолжали движение между английскими и советскими портами
до 28 мая 1945 года.


В сентябре-ноябре 1942 года по предложению советского командования была испытана система движения одиночных транспортов («движение по капле»).

Слайд 23 Источники:
Северные конвои: исследования, воспоминания, документы/ Сост. М.Н. Супрун.

– М. Андреевский флаг, 2000. – 364 с.,ил.
Братство северных конвоев

1941-1945: сборник. – Архангельск: Сев.-Зап.изд-во,1991 г. – 338 с.
Супрун, Михаил. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945 гг./ М. Супрун. – М. Андреевский флаг,1997 г. – 364 с.
Джонс, Р.Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне 1941-1945 гг./ Р.Х.Джонс; пер.с англ. А.Л.Андреева. – М., ЗАО Центр-полиграф, 2015 г. – 350 с.
Архангельск 1584-1984 гг: фрагменты истории/ Сост. Е.Ф.Богданов. – Архангельск, 1984 г.-587 с.
Ленд-лиз и Россия/ Сост. и науч. редактор М.Н.Супрун. – Архангельск: ОАО «ИПП»Правда Севера», 2006 г. – 272 с.
Кузнецов , Н.А. Полярные конвои. Вторая Мировая война в Советской Арктике/ Н.А.Кузнецов. – М. Паулсен, 2014 г. – 32 с.
Толмасов, В.А. Штормы идут с запада: повесть/ В.А.Толмасов. – Архангельск: Сев.-зап.кн.изд-во,1985 г. – 237 с.

ИСТОЧНИКИ:

Источники: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы/ Сост. М.Н. Супрун. – М. Андреевский флаг, 2000.

Слайд 24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика