Разделы презентаций


Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы

Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта.Во-первых, поскольку

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы

Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы

Слайд 2Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из

сторон отстаивает свою правоту. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной

из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта.
Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен.
Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента.
В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
Искусство ведения спора получило название эристика.
Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью
Доказательность - это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность - это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.
В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации:
а) доказательно и убедительно;
б) доказательно, но не убедительно;
в) не доказательно, но убедительно;
г) и недоказательно, и неубедительно.
Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, - доказательность и убедительность рассуждений одновременно.

Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Редкий спор заканчивается

Слайд 3Более чем за двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие

рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора: - если есть

возможность достичь согласия без спора, лучше ею
воспользоваться; - не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам;
- почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;
- спор должен быть предметным, а предмет спора - достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;
- спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;
- спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии; - спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения;
- в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.;
- стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво. Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.

Более чем за двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:

Слайд 4Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор,

целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного

нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.
Термин "дискуссия" происходит от латинского - рассмотрение, исследование. Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами.


Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения

Слайд 5Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях

степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия

содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.
Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность
Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Слайд 6Успешное ведение дискуссии.
Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законы
I.

Закон тождества формулируется так – каждая мысль в процессе рассуждения

должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим:
II. Закон противоречия гласит: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными:
III. Закон достаточного основания – всякая правильная мысль должна быть обусловлена другими мыслями, истинность которых доказана.
IV. Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно оба истинными или оба ложными.

Успешное ведение дискуссии.Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законыI. Закон тождества формулируется так – каждая мысль

Слайд 7Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый

спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу

над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.
В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.
Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.
Отметим отличительные черты полемики:
- Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.
- Во-вторых, участвующие и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель

Слайд 8Полемические приемы
• Юмор, ирония, сарказм усиливают эмоциональное воздействие на слушателей,

помогают разрядить напряженную обстановку. Ироническое замечание может смутить оппонента.
• Прием

бумеранга («бей врага его же оружием») заключается в том, что тезис или аргумент обращается против того, кто их высказал.
«Что он в самом деле, – подумал про себя Чичиков, – за дурака, что ли, принимает меня?» – и прибавил потом вслух:
• Сведение к абсурду – демонстрируется ложность тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.
Знаменитый русский адвокат Ф.Н.Плевако выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. Тезис прокурора был такой: частная собственность священна; если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. Ф. Н. Плевако выступил так:
Приговор суда был оправдательным.
• Атака вопросами – в споре важно задавать вопросы, отвечать всегда сложнее, чем спрашивать. Цель этого приема – перехватить инициативу, сделать положение оппонента затруднительным.
• Довод к человеку – вместо обоснования тезиса пытаются опереться на чувства и настроения слушателей, начинают оценивать не поступки человека, а его достоинства и недостатки.

Полемические приемы• Юмор, ирония, сарказм усиливают эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку. Ироническое замечание может

Слайд 9Психологические уловки
• Ставка на ложный стыд. Люди часто боятся признаться,

что они чего-то не знают. Этим пользуются недобросовестные полемисты. Приводя

недоказанный вывод, оппонент сопровождает его фразами «Вам конечно, известно, что», «Общеизвестным является факт», «Наука давно установила», «Неужели вы до сих пор не знаете?». Тем самым делается ставка на ложный стыд.
• «Подмазывание» аргумента – слабый довод сопровождается комплиментами противнику.
• Ссылки на возраст, образование, положение используются для того, чтобы скрыть отсутствие веских и убедительных аргументов. Довольно часто мы сталкиваемся с такими рассуждениями: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите», «Получите диплом, тогда и поговорим»
• Логическая диверсия используется оппонентом, чтобы переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не связанного с первоначальным тезисом. Чтобы уйти от поражения, полемист отвлекается на посторонние темы.
• Перевод спора на противоречия между словом и делом. Чтобы поставить противника в неловкое положение, указывает на несоответствие между взглядами оппонента и его поступками.

Психологические уловки• Ставка на ложный стыд. Люди часто боятся признаться, что они чего-то не знают. Этим пользуются

Слайд 10• «Двойная бухгалтерия». Этот прием иначе называют переводом вопроса на

точку зрения пользы или вреда. Недобросовестный спорщик пользуется слабостью человеческой

натуры: когда мы чувствуем, что данное предложение нам выгодно, мы соглашаемся с ним, не учитывая высшую истину.
• Смещение времени действия – спорщики подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего тем, что произойдет в будущем.
• «Троянский конь» – спорящий переходит на сторону противника, искажает его тезис до неузнаваемости, начинает его горячо защищать и тем самым наносит удар по авторитету оппонента.
• Выведение противника из равновесия. В публичном споре большое влияние на слушателей оказывает внушение, поэтому нельзя поддаваться на самоуверенный, безапелляционный тон.
• «Чтение в сердцах». Оппонент, используя этот прием, не заинтересован разобраться в сути того, что сказал противник. Он пытается определить только мотивы говорящего.
• Обструкция – намеренный срыв спора. Оппоненту не дают сказать слова, топают, свистят и т.п.

• «Двойная бухгалтерия». Этот прием иначе называют переводом вопроса на точку зрения пользы или вреда. Недобросовестный спорщик

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика