Слайд 1Методика проведения бесед
об искусстве
Уважаемые студенты 214 группы!
Продолжаем изучать
разделы изобразительного искусства. С двумя разделами мы уже познакомились. Напоминаю,
что мы изучили такие разделы: рисование с натуры и тематическое рисование.
Сегодня знакомимся с ещё одним разделом – «Беседы об искусстве и красоте вокруг нас».
Предлагаю ознакомиться с презентацией, выписать в тетрадь основные понятия темы и выполнить задание (на последнем слайде). Фотоотчет прислать к 15 апреля.
Желаю успехов!
Слайд 2Беседа (из педагогического словаря Коджаспировых)
Вопросно-ответный метод привлечения обучающихся к обсуждению,
анализу поступков и выработке нравственных оценок.
2) Метод получения информации на
основе вербальной (словесной) коммуникации.
3) Метод обучения.
Слайд 3Значение бесед по изобразительному искусству:
- дают представления о языке изобразительного
искусства и учат понимать язык искусства;
- развивают зрительные представления, память,
воображение;
- развивают способности эстетического восприятия и явления через произведения искусств, замечать красоту повседневного и обыденного;
- развивают эмоциональную отзывчивость, чувственное отношение на прекрасное и безобразное, выраженное в произведении;
- воспитывают нравственно-эстетические качества личности, патриотизм и интернационализм;
- воспитывают интерес к изобразительному искусству и труду художника (мастера).
Слайд 4От педагога требуется:
-широта кругозора,
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня
умственного развития учащихся,
-быстрая и точная реакция на их ответы.
Подготовка к занятию - беседе требует от педагога:
постановки целей и задач,
выборе наглядных, словесных методов и средств обучения,
отбора содержания материала.
Слайд 5Занятие - беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или
закономерности.
Вопросы к беседе должны быть достаточно ёмкими для целостного восприятия.
Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми.
Слайд 6Требования к вопросам в рамках беседы носят общепедагогический характер:
-доступность,
-четкость,
-ясность формулировки,
-краткость,
-эмоциональность.
Возможны беседы, в ходе которых
обучающиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы.
Слайд 7Виды бесед об изобразительном искусстве
Слайд 81). Тематические беседы проводят по работам художников (мастеров), объединенных одной какой-либо
темой.
Например:
«Спорт в произведениях изобразительного искусства»,
«Образ женщины-матери в изобразительном
искусстве»,
«Пейзаж родной земли»,
«Цветы в декоративном искусстве России»,
«Творчество семьи Шевелёвых» и др.
Произведения для бесед подбираются с учетом разных точек зрения художников, композиций и выразительных средств, использованных для раскрытия темы в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Слайд 92). Обзорные беседы - это беседы, дающие представление о видах и
жанрах изоискусства.
Произведения, их репродукции подбираются так, чтобы можно было
раскрыть особенности жанра или вида, все его разнообразие содержания и формы, материалов изображения и техник его использования.
Например:
«Виды живописи»,
«История, становление и развитие жанра натюрморта», «Книжная графика»,
«Обварная игрушка Каргополья» и др.
Слайд 103). Ретроспективные беседы проводятся о творчестве одного художника (мастера ДПИ).
Здесь
репродукции (произведения) подбираются так, чтобы раскрыть как разнообразие интересов художника,
так и его творческая индивидуальность, процесс становления мастера, его вклад в мировую и национальную культуру.
Например:
«Творчество Геннадия Александровича Кулешова»
Слайд 114). Беседы о красоте окружающего мира строятся на эстетическом восприятии реального
мира (фотографии, видеозапись).
Беседы предшествуют рисованию с натуры и тематическому
рисованию, обогащают представление обучающихся о предмете и явлении изображения и развивают эстетический интерес к окружающему миру.
Слайд 12Методика проведения бесед в начальной школе
Беседы для детей младших классов,
как правило, проводят на занятиях тематического рисования с целью раскрыть
содержание заданной темы, обогатить образную память и представление детей.
Это беседы на 10 - 15 минут с анализом 2 - 3 произведений.
Для развития эмоционально-чувственного отношения к увиденному педагог использует музыку и художественное слово, что обостряет восприятие и повышает уровень образного мышления и творческого отношения к переработке увиденного.
Слайд 13Методика проведения бесед в старших классах
При внешней простоте уроков-бесед, организовать
урок-беседу очень сложно. Сложность в том, чтобы сохранить внимание обучающихся
на высоком уровне в течение всего занятия.
Этому способствуют:
тщательно подобранный зрительный ряд;
активное включение обучающихся в анализ произведений;
предоставление ученикам самостоятельной трактовки темы, содержания картины, определение главного в композиции и позиции художника;
отношение обучающегося к изображаемому им явлению.
Слайд 14Примерный план обзорной беседы
о видах и жанрах изоискусства
- Из
истории возникновения вида, жанра искусства.
-Характеристика, отличительные признаки предмета разговора.
-Сравнение с
другими видами, жанрами.
-Основные средства, язык и материалы.
-Яркие представители этого вида художественной деятельности, их работы.
Слайд 15Анализ произведений может вестись по ходу всей беседы, но наиболее
глубокий дается после общего знакомства с видом, жанром ИЗО.
Первые
произведения анализирует педагог, последующие - обучающиеся.
В заключении беседы можно дать самостоятельную работу-игру в экспертов, в которой потребуется установить принадлежность произведения, его репродукции, к виду, жанру изоискусства и обосновать свое предположение.
Слайд 16Примерный план ретроспективной беседы
-Сведения о процессе становления художника, его детские
годы и ранние проявления художественных способностей.
-Основное направление в творчестве художника:
вид, жанр работ. Панорамное знакомство с произведениями.
-Наиболее яркие, выдающиеся произведения. История их написания, процесс работы художника над картиной/картинами/.
-Анализ произведений должен включать в себя не только анализ содержания, но и анализ выразительных средств, специфического почерка художника /через сравнение/.
Слайд 17Методика проведения беседы-экскурсии
* Экскурсии на выставку;
- беседа на основе реальных
произведений искусства: обзорная экскурсия и «экскурсия к одной картине» -
основанные на художественном восприятии.
* Экскурсии на природу, в реальный мир, основанные на эстетическом восприятии.
Слайд 18Подготовительный этап (доэкскурсионный):
- знакомство с объектом восприятия;
- систематизация воспринимаемых объектов для
организации последовательности их восприятия и актуализации некоторых из них;
- постановка
проблемы восприятия, дополнение собственных знаний по теме экскурсии (уточнение сведений о художниках, о технологиях изображения и т.п.);
- составление плана беседы.
Слайд 19План беседы-экскурсии:
- постановка цели (как в дальнейшем может быть использован
зрительный опыт учащихся);
- общие сведения об экспозиции;
- панорамный просмотр экспозиции;
-
углубленный просмотр центральных произведений;
- постановка вопросов (например, колористические предпочтения художника; основной жанр, в котором работает художник; техники, в которых работает художник; какая картина наиболее запомнилась, произвела яркое впечатление);
- самостоятельный просмотр;
- анализ увиденного (ответы на поставленные вопросы).
Слайд 20Занятие - беседа выполняет многие функции и имеет большое значение
для:
-умственного,
-речевого,
-творческого развития обучающихся.
В беседе обучающийся должен припоминать,
анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.
Слайд 21Тематика бесед для студентов 214 группы
1. Искусство Древнего мира
2. Искусство
импрессионистов
3. Жанр пейзажа
4. Жанр натюрморта
5. Жанр портрета
6. Анималистический жанр
7. Бытовой
жанр
8. Батальный жанр
9. Сказочно-былинный жанр
10. Искусство малых архитектурных форм
11. Искусство монументальных форм
12. Творчество художника В. Сурикова
13. Творчество художника И. Репина
14. Творчество художника И. Айвазовского
15. Творчество художника И. Шишкина
16. Творчество художника Ю. Васнецова
17. Творчество художника И. Левитана
18. Творчество художника А. Куинджи
19. Творчество художника Репина
Задание:
- каждому студенту 214 группы выбрать 1 тему беседы из предложенных (темы повторяться не должны!!!);
- разработать презентацию из 10-12 слайдов для обучающихся, возраст определить самостоятельно (начальные классы, 5-8 классы, 9-11 классы);
- презентация должна включать: историческую справку о жанре искусства или сведения о художнике; подвиды жанра (если таковые имеются); рассмотреть произведения данного жанра или конкретного художника (все произведения должны быть подписаны: название, год создания);
- фон презентации – светлый, шрифт не меньше 24, текста на слайде – минимум (только пояснения к содержанию слайда), слайдов только с текстом НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!!!;
- все рекомендации смотрите в самой презентации.