Слайд 1СЛОВАРЬ
основных понятий
ПОЗНАНИЕ
Источник:
Обществознание. Школьный словарь 10-11 классы под
ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение 2019 г.
Автор презентации:
Учитель обществознания МОУ
«СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
Андрюхина З.А. 2020
Источник:
Обществознание: словарь основных
понятий для подготовки ОГЭ и ЕГЭ/
Р.В. Пазин, И.В. Крутова
-Москва: Эксмо, 2020.
Обществознание
ЕГЭ/ОГЭ
Слайд 3Абсолютная истина
Абсолютная истина-
это истина, представляющая собой исчерпывающее достоверное знание о
природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто
Слайд 4Абстрагирование
Абстрагирование –
вид мыслительной операции, предполагающий
мысленное отвлечение от некоторых признаков, с целью лучшего понимания сути в целом
Слайд 5Анализ
Анализ – вид мыслительной операции, предполагающее мысленное разложение целого на
части.
Слайд 6Аналогия
Аналогия - вид умозаключения, предполагающее установление подобия, сходства предметов, явлений
процессов, величин и т.п.
Слайд 7Восприятие
Восприятие- форма чувственного познания, связанная с отражением образа объекта познания
в сознании, возникающая в результате его воздействия на органов чувств
человека
Слайд 8Гипотеза
Гипотеза - форма научного познания, предполагающая научное предположение, истинное значение
которого носит вероятностный характер и нуждается доказательстве, проверке: в ходе
проверки гипотезы или превращается в научные теории или отбрасываются как заблуждение
Слайд 9Дедукция
Дедукция- вид умозаключения, предполагающий движение мысли от общего к частному
Слайд 10Дискуссия
Дискуссия - свободное, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании,
в печати, беседе. Важное отличие-аргументированность.
Дискуссия часто принимается как метод обучения,
изучения сложной темы, теоретической проблемы
Слайд 11Жизнь
Жизнь – одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальна
эта тема стала вследствие техногенных катастроф, глобальных проблем и угрозы
исчезновения человечества в результате термоядерной войны.
Жизнь ранее рассматривалась только в естествознании и теологии. С XIX в – как процесс человеческого бытия.
Жизнь, кроме физиологического и биологического аспектов рассматривается как деятельность в тех или иных проявлениях
Слайд 12Заблуждение
Заблуждение - содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно
принимаемое за истину
Ошибочное мнение (мысль, утверждение), являющиеся следствием предубеждений, пристрастий,
недостаточной образованности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях
Слайд 13Законы логики
Законы логики – устойчивые необходимые связи в процессе мышления,
гарантирующие сохранение истинности знания от исходных положений (оснований) мысли к
её следствиям.
Основными законами логики являются: законы тождества, закон не противоречия, закон исключение третьего, закон достаточного основания. Они являются наиболее общими и применяются в таких мыслительных процессах как умозаключение, доказательство, опровержение
Слайд 14Знания
Знания- результат познания действительности (окружающего мира и самого человека), обоснованный
в процессе практики.
Знания определяются потребностями общества и фиксируются в языке.
Различаются по объекту познавательной деятельности. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество, человек, которым соответствует естественно-научной, социальное и гуманитарное знание.
Существует обыденное знание повседневной жизни (опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности). Научное вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Существует также явное (выраженное в языке) и неявное (невыраженное в языке) знание.
Антипод знания – незнание: в науке оно выражено как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни- «тайна», «загадка», «секрет».
Незнание –это то, что находится между старым и новым знанием
Слайд 15Идеализация
Идеализация - метод теоретического познания, предполагающий мысленное конструирование объектов
Слайд 16Индивидуальное сознание
Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека, отражающие его индивидуальное
бытие, духовный мир личности
Слайд 17Индукция
Индукция- вид умозаключения, предполагающий движение мысли от частного к общему.
Общенаучный
метод исследования и способ рассуждения (в противоположность дедукции) от отдельного,
особенного к всеобщему, закономерному; от частных фактов и положений к общему утверждению (выводу). Зная например, что отдельные металлы –электропроводы, можно сделать вывод, что все металлы обладают электропроводимостью. Т.е рассуждение развивается от знаний об отдельных предметах к знанию обо все классе этих предметов.
Важную роль в индуктивном методе выполняют наблюдение и эксперимент
Слайд 18Интуиция
Интуиция - форма познания , в которой проявляется способность
непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения», без опоры
на логические обоснования и доказательства
Слайд 19истина
Истина- соответствие полученных знаний содержанию объекта познания
Подкрепленное практикой, научным экспериментом
утверждение, точно отражающее действительность; цель и результат познавательной деятельности
Слайд 20История
История- наука, изучающая прошлое человеческого общества
Слайд 21Конкретизация
Конкретизация - вид мыслительной операции, предполагающий рассмотрение конкретных признаков
Слайд 22Критерий истины
Критерий истины - это то, что удостоверяет истину
и позволяет отличить ее от заблуждения.
Критерии истины- оценочные характеристики степени
соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с её объектом. Критериями истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.
Важную роль в обосновании истинности выполняет практика. Практика-движущая сила познания
Слайд 23Культурология
Культурология - наука, охватывающая совокупность знаний о культуре
Слайд 24Ложь
Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо
в обман
Слайд 25Методология
Методология – путь исследования и учение о структуре, методов и
средствах познавательной и практической деятельности; совокупность принципов и способов организации
и построения теоретической и практической деятельности
Слайд 26Мифологическое знание
Мифологическое знание – знание, основанное на мифах.
Миф- возникшее на
ранних исторических этапах повествование, в котором сведения о мире природы
и культуры представлены в одухотворенной форме
Миф- это исторически обусловленная разновидность общественного сознания
Миф-некритически воспринятое воззрение
Слайд 27Мышление
МЫШЛЕНИЕ- процесс отражения объективного мира в образах, понятиях, суждениях, теориях.
1.
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением существующих
связей и отношений предметов и явлений с помощью различных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения и др.);
2. Способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможность их изменения и применения, делать выводы, регулирующие поведение, общение дальнейшее развитие мысли и пр.
Различают виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и логическое (рациональное), наглядно-образное (художественное) и формально-логическое (рассудочное).
Феномен мышления исследуется междисциплинарно психологией, философией, логикой, физиологией, кибернетикой
Слайд 28Наблюдение
Наблюдение - метод эмпирического познания, предполагающий целенаправленное изучение отдельных предметов
и явлений, входе которого постигаются внешние свойства и признаки при
отсутствия воздействия субъекта на объект исследования
Слайд 29Научная истина
Научная истина – объективная истина, являющаяся целью и результатом
особой формы познавательной деятельности - науки.
Ценности научной истины в функциональности,
доказательности, обоснованности, которые достигнуты уровнем теоретического и эмпирического исследования
Слайд 30Научная проблема
Научная проблема - проблема выражающаяся в наличии противоположных позиции
в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной научной
теории для ее разрешения
Слайд 31Научная теория
Научная теория - форма научного знания, дающая целостное отображение
закономерных и существенных связей определенной области действительности
Слайд 32Научное познание
Научное познание - вид познаний направленный на выработку объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Высший
уровень познавательной деятельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе.
Результаты познания –знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, суждение, умозаключению гипотеза, теория, анализ конкурирующих теорий или гипотез, система теорий и др.)
Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. изучать мир таким каким о есть вне человека независимо от него
Слайд 33Научные знания
Научные знания - это знания установленные и проверенные с
помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний
Слайд 34Необходимость
Необходимость – философская категория (понятие), выражающая объективные связи реального мира
с точки зрения их внутренних особенностей (структуры, определенных закономерностей)
Необходимость это
то, что неизбежно. Необходимости в философии противостоит случайность – то что может произойти, а может и не произойти под воздействием непредвиденных обстоятельств
Слайд 35Научный факт
Научный факт - форма научного познания, предполагающая объективное отражение
события, явления в сознании человека
Слайд 36Образ «Я»
Образ «Я»- («Я» –концепция) – представление человека о самом
себе
Слайд 37Обыденное (повседневное) познание
Обыденное познание –
одна из ступеней познавательной деятельности, в
основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания
Слайд 38Обыденное сознание
Обыденное сознание – один из уровней общественного сознания, формирующийся
непосредственно под влиянием жизнедеятельности людей. Оно представляет собой совокупность разнообразных
несистематизированных эмпирических (опытных) знаний о природных и социальных явлениях, многие из которых отражены в фольклоре.
Слайд 39Объективная истина
Объективная истина – содержание знания (достоверное знание), которое не
зависит от человека, ни от человечества
Слайд 40Онтология
Онтология – учение об основных характеристиках, структуре и закономерностях бытия;
одно из основных разделов философии.
Основное понятие онтологии-бытие – способность быть,
существовать, прямо или опосредовано проявляться, взаимодействовать, оказывать своё влияние.
Слайд 41Относительная истина
Относительная истина - это истина представляющая собой неполное, неточное
знание, соответствующее определенному уровню развития общества и которое может быть
уточнено в будущем; знание зависящее от определенных условий, места и времени его получения
Слайд 42Ощущение
Ощущение - форма чувственного познания, связанная с отражением определенных свойств
объекта познания в сознании, возникающее в результате его воздействия на
органы чувств человека
Слайд 43Познаваемость мира
Познаваемость мира – возможность человека правильно отражать в сознании
всё многообразие свойств природы, общества, самого человека, законов мироздания.
Проблема познаваемости
мира тесно связана с вопросом надёжности и достоверности знания
Слайд 44Познание
Познание - форма деятельности ориентированная на получение достоверных знаний о
мире (природа, общество, человек).
Его основными формами являются обыденное, мифологическое, религиозное,
художественное, философское, научное, социальное познание
Слайд 45Политология
Политология - наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни
Слайд 46Понятие
Понятие - форма мышления, представляющая собой отражение существенных признаков предмета
Слайд 47Правоведение (Юриспруденция)
Правоведение – наука, изучающая право как особую систему
социальных норм
Слайд 48 Практика
Практика – деятельность людей по преобразованию окружающего мира
Слайд 49Представление
Представление - форма чувственного познания, отражающая обобщенный образ объекта
познания, сохраняемый без его непосредственного воздействия на органы чувств человека
Слайд 50 Рациональное познание
Рациональное познание- форма познания, которая осуществляется посредством мышления.
Познавательный
процесс, обеспечивающий постижение сущности предметов и явлений.
Рациональное познание имеет три
основные формы:
понятие – это мысль, отражающая общее и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности;
суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении;
умозаключение – это форма отображения в мышлении системы суждений, связанных между собой отношением логического следования
Слайд 51Рефлексия
Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление субъектом внутренних
психологических актов и состояний. Предполагает направление внимания на деятельность собственной
души как особый источник знания-внутренний опыт в отличие от ощущений, то есть внешнего опыта.
Слайд 52 Самооценка
Самооценка – эмоциональное отношение человека к собственному образу
Слайд 53 Самопознание
Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических
особенностей
Слайд 54 Синтез
Синтез- вид мыслительной операции, предполагающий мысленное объединение частей в
одно целое
Слайд 55 Социальное познание
Социальное познание – вид научного познания, связанный с
развитием и приобретением знаний о человека
Социальное познание -один из видов
познавательной деятельности. Его отличительная особенность-совпадение субъекта и объекта познания, которыми являются люди, составляющее общество
Полученное с. Знание всегда связано с интересами, убеждениями, ценностями и пристрастиями индивидов-субъектов познания, поскольку они всегда носят оценочный характер; в с. познании сильно ощущается личностный фактор
Слайд 56Социальное знание
Социальное знание -результат социального познания, совокупность знаний общества о
себе самом, включая и частно- индивидуальную жизнь людей. В системе
научного познания социальное знание всегда объединено с гуманитарным знанием, но в то же время отличается от него тем, что является знанием о внешней жизни личности.
Социальное знание-это знание о формах социальных связей (производство, право, образование и др.) и типах деятельности людей
Слайд 57 Социология
Социология – наука о закономерностях развития и функционирования общества
как системы
Слайд 58 Сравнение
Сравнение - вид мыслительной операции, предполагающий мысленное установление сходств
и различий
Слайд 59 Суждение
Суждение - форма мышления, представляющая собой отдельную мысль о
чем-либо
Слайд 60Сущность
Сущность – главное содержание предмета и (или) явления; философская категория,
отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета
Слайд 61Теоретическое сознание
Теоретическое сознание – уровень общественного сознания более высокий чем
обыденное сознание. Теоретическое сознание раскрывает сущность общественных явлений, их необходимые
связи в системе идей, гипотез, теорий, категорий, законов.
Теоретическое сознание формируется учёными под влиянием общественно-исторической практики
Слайд 62Теория познания/ гносеология
Гносеология – учение о сущности, закономерности и формах
человеческого познания. Это один из разделов философии (наряду с антропологией,
аксиологией, этикой, эстетикой, логикой), исследующий природу человеческого познания, его предпосылки, условия достоверности и истинности знания.
Познание –один из видов творческой деятельности. Оно включает в себя элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат познания-новое знание, его оценку.
Основное внимание в теории познания уделяется проблемам познаваемости мира, роли чувств и разума в получении знания, форм и методов познания, истины и её критериев.
Слайд 63 Умозаключение
Умозаключение - форма мышления представляющая собой вывод из нескольких
суждений, дающий новое знание
Слайд 64 Философия
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и познания
Слайд 65 Чувственное познание
Чувственное познание – форма познания (ступень познавательной
деятельности), которая осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом).
Чувственное
познание характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира в трех формах- ощущение (зрительные, слуховые и пр.), восприятие (целостный образ предмета), представление (обобщенный чувственно-наглядный образ предмета)
Слайд 66 Экономика
Экономика – наука, которая исследует, как люди в условиях
ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Слайд 67 Эксперимент
Эксперимент – метод эмпирического познания, предполагающий исследование какого –либо
явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых
условий, соответствующим целям исследования
Слайд 68 Эмпирический закон
Эмпирический закон - форма научного познания, представляющая собой
установленную объективную, повторяющуюся, устойчивую связь между явлениями и процессами
Слайд 69 Эстетика
Эстетика-
Философская наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира,
о сущности и формах творчества по красоты.
Основные категории эстетики
прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, драматизм, героическое - могут раскрываться во всех областях человеческой деятельности.
Эстетическое освоение действительности связывается с формированием определенных вкусов, оценок, чувств, переживаний, идеалов, идей.
2. Красота, художественность чего-либо.
Слайд 70 Этика
Этика- раздел философии, система знаний учений о нравственности и
морали.
Этика- практическая философия, т.е. учение о правильном и достойном
поведении.
Этика призвана определять систему высших ценностей и идеалов (Бог, природа, жизнь, человек).
Без общепризнанных ценностей истины, добра, красоты не может быть морали