Слайд 2- Что вы знаете о лошадях?
Как называется наука о животных?
- Если вы хотите узнать больше о животных, то можете
прочитать о них в энциклопедиях, журналах и многих других справочниках.
Слайд 3Сегодня мы будем работать над стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади
в океане».
Слайд 5Слуцкий Борис Абрамович (7 мая 1919, Славянск (Донбасс), Украина —
23февраля 1986, Тула), русский поэт. Родители: отец служащий, мать преподавательница
музыки. Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной. С 1937 г. переехал в Москву, где в 1941 г. окончил Литературный институт им. М. Горького. Первые стихи были опубликованы в этом же году.
Слайд 6Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Уходит на фронт,
надолго оставив поэзию. «На войне, — рассказывал Слуцкий, — я
почти не писал по самой простой и уважительной причине — был занят войной». Начинает войну солдатом, после тяжёлого ранения, оставшись на фронте, становится политруком. После войны Слуцкий надолго попадает в госпиталь: непрекращающиеся головные боли, две трепанации черепа. Из армии его увольняют как инвалида. Переводил польскую, немецкую, английскую поэзию.
Слайд 7Вновь стал печататься Борис Абрамович с 1953 г. Его книги
стихов: «Память», «Время», «Сегодня и вчера», и другие, можно увидеть
на нашей выставке и прочитать. 23 февраля 1986 г. Б. А. Слуцкий умер в Туле.
Слайд 9 Когда началась Великая Отечественная война?
- Кто и с какой целью
напал на нашу Родину?
- Как была освобождена наша Родина?
- Когда
закончилась война?
- Какие рассказы и стихотворения о войне вы читали?
Стихи Слуцкого о войне необычны. Внимание поэта сосредоточено на небольших событиях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину ужасов войны.
Слайд 10Слуцкий написал стихотворение «Лошади в океане» в 1950 г., летом,
на основе реальных событий Великой Отечественной войны в Атлантическом океане.
Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Эта трагедия глубоко тронула душу поэта. Он написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам « Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку».
Слайд 11Стихи так понравились Эренбургу Илье Григорьевичу (1891-1967), русскому писателю и
публицисту, что Слуцкий их ему посвятил. Напечатали «Лошадей»… в журнале
«Пионер», потом перепечатывали десятки раз. Есть 4 польских перевода, несколько итальянских…»
Слайд 12Прослушай аудиозапись
песни на стихи
Слуцкого « Лошади в океане»
Слайд 13- Что произошло в океане?
- Почему это случилось?
Как вы понимаете
строки:
«Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они
не принесли.»?
- Как поняли выражение «на исходе лошадиных сил…»?
Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям.
Как вы думаете, ребята, кому «возражали» кони?
-Какую интонацию вы выберете при чтении?
- Какое настроение постараетесь передать при чтении? Почему?
Слайд 14В стихотворении «Лошади в океане» поэт показал отношение фашистов к
окружающему миру: не жалели никого ни стариков, ни женщин, ни
детей, ни даже безобидных животных – лошадей. Ведь человек несёт ответственность за совершённые им действия. Как написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Надо беречь всё живое на земле и, если надо, то оказывать им помощь.
Слайд 16Океан - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и
отличающаяся солевым составом.
Превозмочь – пересилить.
Тыща – тысяча лошадей.
Трюм – внутреннее помещение корабля под
нижней палубой, служащее для грузов.
Подкова – толстая железная пластинка в форме разомкнутого кольца,
прибиваемая по краям копыта ездового животного для хранения от ударов, скольжения. Считается, что подкова должна принести счастье.
Мина – взрывной наряд, помещаемый под водой или под землёй.
Слайд 17Шлюпка – лодка с прочным широким корпусом.
Плот – плавучая площадка для перевозки
людей и грузов.
Гнедой – о масти лошадей, красновато-рыжий (с чёрным хвостом
и гривой). Масть – цвет шерсти животного.
Рыжий – цвет меди, красно- жёлтый.
Исход – о том, что кончается, чего почти не осталось.
Слайд 19Стихотворение Слуцкого никого не оставило
равнодушным.Вы видели клип,
снятый по
сюжету стихотворения,
слушали музыку, написанную композитором
В.Берковским. Но были и те,
кто отказывался верить в смерть лошадей,
те кто хотел изменить сюжет.
Есть ещё одно стихотворение, автор его
неизвестен. Он не захотел мириться
с таким трагическим окончанием истории
и написал продолжение стихотворения
«Лошади в океане» .
Слайд 20Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили
они.
С дна морского кверху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.
Разливалась
кровь по океану
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как- будто
От копыт шли искры в толщу вод.
Рыжий остров медленно, но таял
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!
Вот копыта дна уже коснулись
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони
Победили смерть свою они.
Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо
Ни людей, ни шума, ни огня.
Только ветер воет здесь тоскливо
Да еще вдруг топот прозвучит
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.
Ветер гривы длинные расчешет
Океан умоет их водой
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.
Остров тот - песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.
Слайд 23С жизнью и творчеством, какого автора сегодня познакомились?
- Что о
нём вы запомнили?
Какое стихотворение
Б. А. Слуцкого читали на уроке?
-
Выразите своё отношение к стихотворению, с которым познакомились на уроке: