Слайд 1SMS вопросы
+7 (903) 455 46 55
Слайд 3Бог в XXI веке
Усть-Лабинск, 24 января 2015
Слайд 4Каков Бог в XXI веке? А что Бог был другим
в другие века?
Слайд 6“Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет
суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда”.
Софония 3:5
Слайд 7Евр.1.10-12 «И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса
- дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и
все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
Слайд 8«Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род
и род».
Пс.134:13
Слайд 9«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны
Иакова, не
уничтожились».
Малахия 3:6
Слайд 10«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий,
чтоб Ему
изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет
говорить и не исполнит?»
Числа 23:19
Слайд 11«в надежде вечной жизни,
которую обещал неизменный в слове Бог
прежде вековых времен»
Титу 1:2
Слайд 12«Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в
род и род».
Пс.32:11
Слайд 13Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от
Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
(Иак.1:17)
Слайд 14«Ничто не может изменить Божий характер. В течении нашей жизни
наши вкусы, мировоззрение и характер могут меняться радикально: человек уравновешенный
может стать горьким и капризным: человек покладистый может стать циничным и чёрствым. Но ничего подобного не происходит с Творцом. Он никогда не становится менее истинным или милосердным, или справедливым, или благим, чем был. Характер Бога и сегодня и всегда будет тем же, как и говорит Библия». (Джеймс Пакер)
Слайд 152. Четыре главных глагола в книге Второзакония.
Слайд 16Первый глагол:
שְׁמַע (евр. Шема – слушать)
Слайд 17Слушание во Второзаконии:
Втор.6:4 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един
есть»
Втор.12:28 Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе,
дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего.
Втор.27:10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня.
Слайд 18Всегда слушание должно быть вначале, потом- молитва. Если человек молится,
не испытывая интереса к тому, что говорит Господь, то происходит
по написанному: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость».
(Прит.28:9 )
Слайд 19«Хит палель» - слово «молиться» по-еврейски. Означает «Размышлять в самом
себе или о самом себе в свете слова Божьего». По-
еврейской традиции молиться – значит занять прежде всего место слушателя перед Богом.
Слайд 20В нашей культуре считается, что молитва – сакральное общение с
Богом, где важно сказать правильные слова в нужное время. В
Ветхом Завете нужно сначала услышать правильные слова и исполнить их, это и будет истинная молитва. «…потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение». (Прит.3:32)
Слайд 21Второй глагол:
זכר (евр. Захар –помнить, держать в памяти)
Слайд 22Что помнить в Второзаконии:
и помни, что ты был рабом в
земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою
крепкою и мышцею высокою (Втор.5:15)
И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет (Втор.8:2)
но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу … исполнить, как ныне, завет Свой (Втор.8:18)
Слайд 23Что помнить в Второзаконии:
Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа,
Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел
ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу. … (Втор.9:7)
дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей (Втор.16:3)
помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта. (Втор.24:9)
Слайд 24У памяти есть важная роль в духовной жизни. Память позволяет
нам осознавать глубоко внутри кто мы и, самое главное, чьи
мы. В воспоминании мы всегда актуализируем (делаем прошлое настоящим) то, что вспоминаем.
Слайд 25«Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24)
Слайд 26«Настоящее нельзя осознать как настоящее, если не помнить прошлое как
прошлое. Человек без прошлого не может воспринять настоящее и свою
жизнь вцелом».
Генри Нувен
Слайд 27Мы духовно растем, когда присоединяем свою историю к великой истории
Божьего замысла и когда начинаем понимать, что мы являемся частью
чего-то большего, чем мы сами.
Слайд 28Третий глагол:
שׁמר (евр. Шамар – хранить, соблюдать)
Слайд 29Что хранить в Второзаконии:
Только берегись и тщательно храни душу твою,
чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои,
и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих (Втор.4:9)
Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. (Втор 8:6)
Слайд 30То, что мы храним – дорого для нас. Чтобы хранить
что-то, нужно определенно ценить это. Для начала человек выставляет для
себя приоритеты, заявляет о том, что для него дорого и проявляет верность заявленным ценностям.
Слайд 31Если говорить о словах, информации, хранить можно то, что услышал
и запомнил.
Слайд 32Четвертый глагол:
עשׂה
(евр. аша – исполняй, делай, совершай, занимайся)
Слайд 33«…итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша
и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех
сих постановлениях, скажут:
только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».
(Втор.4:6)
Слайд 34«Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам
иметь успех во всем, что ни будете делать».
(Втор.29:9)
Слайд 35Соблюдать можно только то, что хранишь, что услышал и что
запомнил.
Слайд 36Итак,
Слушать
Помнить
Хранить
Исполнять
Слайд 37Таковы главные представления об отношениях с Господом в Ветхом Завете.
И, казалось бы, если Бог неизменен и отношения с Ним
не могут стать другими, то почему мы говорим о каких-то особенностях в отношениях с Ним в XXI веке?
Слайд 38Ответ надо искать в том, что мы, как христиане, живем
в двух мирах, в духовном и земном и, одной ногой
стоим в неизменном Божьем мире, а другой ногой стоим в постоянно меняющейся земной цивилизации.
Слайд 39Мы являемся частью того общества и той эпохи, в которых
находимся сейчас. Господь – всегда в вечности, а мы, христиане,
духовно по благодати Божьей в вечности с Ним, а телесно - во времени.
Слайд 40Отсюда следует, что та эпоха, в которой мы живем откладывает
определенный отпечаток на то, как мы воспринимаем всё, даже вопросы
неизменные, духовные, вечные, не подвластные времени.
Слайд 41Надо сделать важное замечание: Это особенности именно земной жизни людей.
В небесах всё остается таким же. Духовные законы незыблемы. Земное
устройство всё время меняется.
Слайд 423. Пример из Библии.
Отвлечёмся немного и поговорим о том, как
это можно доказать из Писания.
Слайд 43Особенности мировоззрения апостола Петра
Деяния 10-11 глава.
Слайд 44Стереотипы - это привычные маршруты нашего внимания, так называемого непроизвольного
внимания. Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны) мыслей, чувств и
поступков. Стереотипы - это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.
Слайд 45Дома новы,
Но предрассудки стары, Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
Александр
Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума»
Слайд 484. Какова была предшествовшая нашей эпоха?
Слайд 49Чтобы прочувствовать изменения, которые произошли в обществе, нужно сказать немного
о том, каким оно было до нашего времени.
Слайд 51Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Считал, что знания могут быть проверены только на
опыте. И считал, что цель науки – взять власть над
природой чтобы улучшить жизнь людей. Ему принадлежит высказывание «Знание – сила».
Слайд 52Рене Декарт (1596-1650). Верил, что в мире нет ничего кроме
материи и мир надо познавать при помощи инструментов точных наук.
Его считают основателем рационализма.
Слайд 53Декарт, размышляя над вопросом – «что есть?» – пришел к
ответу – «Я существую, причем во всем можно сомневаться, но
в том, что Я существую – нет. Иначе – кто тогда сомневается?»
Слайд 54Этот его ответ поставил «Я» в центр мира. Как только
появилось и заняло свое место «Я», сразу же появилось и
«не Я», т.е. все остальное. Я (человек) начал активно исследовать внешний мир. Это привело к развитию науки и материализма. Отношение человека к миру стало меняться. Даже веру человек пытался «понять». Он стал осваивать всё. Это и породило бурное развитие технического прогресса.
Слайд 55Кант (1724-1804). Считал, что мораль не зависит от религии. Просвещенность
и самостоятельность помогает человеку и обществу стать зрелым. «Умей пользоваться
собственным умом!»
Слайд 56Модерн или эпоха Просвещения:
Вера в непредубежденный разум.
Вера в науку и
научный прогресс.
Отказ от религиозного миропонимания.
Противопоставление эмоций и разума.
Политические свободы и
демократия.
Рыночные механизмы, капитализм.
Слайд 57Вера в прогресс и разум привела к появлению теорий, претендовавших
на абсолютное знание (марксизм и дарвинизм), а идеологии, бравшие на
вооружение эти теории, подавляли другие мнения силой.
Слайд 595. Что произошло в мире во второй половине XX века?
Слайд 60И вот, после двух мировых войн, ученые начали переосмысливать модернистский
взгляд на всё…
Слайд 61Людвиг Виттгенштайн заявил, что язык не только нужен людям для
коммуникаций (высказывания своих мыслей), язык сам порождает мышление.
Слайд 62Виттгенштайн ввел понятие «языковая игра» и высказал идею, что модернистские
учения на самом деле формировали целые поколения людей и делали
это неверно.
Слайд 63Жак Деррида
Франсуа Лиотар
Мишель Фуко
Три французских ученых, которые описали новую эпоху,
постмодерн.
Слайд 64Жак Деррида: Всё в мире представляет собой своего рода «текст».
Все мнения являются лишь толкованиями! Есть много мнений, не обязательно
одно…
Слайд 65Когда Деррида заявляет «Нет ничего, кроме текста», он имеет в
виду, что нет реальности, которая бы не была бы истолкована
посредством языка». Мы мыслим посредством языка и истолковываем мир вокруг нас.
Слайд 66Франсуа Лиотар: Мы не доверяем теориям, претендующим на абсолютное знание!
Они слишком много на себя берут. Нельзя личным суждениям присваивать
статус общих.
Слайд 67Мишель Фуко: Теории, претендующие на абсолютное знание, в прошлом работали
как силы подавления всякого инакомыслия, особенно мнения меньшинства!
Слайд 68Каковы же особенности именно того времени, в котором мы сейчас
живем?
Слайд 69Тренды XXI века.
Другой подход к знанию (отказ от абсолютов во
всем; относительность взглядов и признание множественности мнений; неопределенность в достоверности
чего-либо; скептицизм).
Потребительское отношение ко всему (в том числе и к вере) делает человека реализованным.
Пересмотр отношения к авторитетам (государству, власти). Акцент на права личности.
Слайд 70Как результат, все сферы жизни общества (искусство, театр, музыка, архитектура,
наука и даже богословие) стали переживать различные преобразования. Они стали
освобождаться от модернистского влияния.
Слайд 79Искусство постмодерна:
Нет высших и низших форм, видов и жанров искусства;
Стирание
различий между автором и зрителем, создателем и аудиторией, реальностью и
фантазией;
Появление новых форм - коллаж
Слайд 82Если модернизм пытался показать, что вера в Бога не нужна,
потому что она не рациональна, то в постмодерне, хотя вера
в Бога (идеал, абсолют) и стала под сомнение, атеизм (или неверие) стал также критиковаться.
Слайд 84Постмодернизм отказывается верить, что в модерне нет места вере. И
дарвинизм и марксизм – это также вероисповедания. Каждый имеет свою
религию, вопрос только в том, что это за религия…
Слайд 85В науке существует рациональный подход , при котором все частные
утверждения и законы строятся на основе первичных допущений, постулатов и
аксиом. Однако эти первичные постулаты и аксиомы не выводятся и не доказываются. Кроме того, любая наука принимает «на веру» тезис о том, что мир вообще можно познавать. Выходит, основания научного познания не имеют абсолютного характера, и в любой момент могут быть поколеблены.
Слайд 86Так, биолог, руководитель проекта по расшифровке генома человека, Ф. Коллинз
в одной из своих книг писал: «Ловя обитателей океана сетью
с размером ячейки в 10см, глупо думать, что там нет маленьких рыбешек, лишь потому, что они не попали в сеть. Но именно это мы и делаем, когда полагаем, что нет того, чего не может разглядеть наука».
Слайд 87К примеру, с материалистической точки зрения, музыка – это всего
лишь вибрация воздуха, которая ударяет по нашим барабанным перепонкам и
стимулирует возбуждение нейронов головного мозга. И все же эта банальная последовательность обладает властью говорить нашим сердцам о вечной красоте…
Слайд 88И уж тем будет несправедливо рассматривать вопросы нравственных, моральных духовных
ценностей лишь с материалистических научных позиций. Ведь согласитесь, любовь мужа
к жене, матери к ребенку или привязанность друзей – это не просто цепочка биохимических реакций в нашем мозге.
Слайд 89А с материалистической точки зрения эти чувства вообще бессмысленны; выгодно
только партнерство и не более. Рассуждая подобным образом дальше, несложно прийти
и к чудовищным решениям: окажется, что слабые и больные люди обществу не нужны, пожилые – тоже (ведь с позиций естественного отбора жизнедеятельность особи не имеет смысла после того, как она дала потомство).
Слайд 90А ведь в наше время подобные взгляды особенно опасны и
пагубны. Бесконтрольное развитие науки может нанести непоправимый урон человечеству. Разработка
сильнейшего термоядерного оружия, создание новых возбудителей болезней, клонирование людей, применение эвтаназии, генетическое улучшение свойств человека – все это вряд ли принесет пользу обществу.
Слайд 93Совершенно ясно, что сама наука в одиночку неспособна разрешить все
эти проблемы. Ей необходима помощь, которая приходит со стороны веры.
Веры не как набора каких-то обрядов и традиций, а как живых отношений с Богом. Ведь именно в ней содержится источник морали и духовности. Именно она, рассказывая о Божьей любви к людям и дает новое дыхание чувствам любви, сострадания и прощения.
Слайд 94Будучи по определению ограниченной, наука неспособна ответить на множество вопросов.
А применяя её не в своей области, можно даже породить
некоторые проблемы. И в XXI веке это видно отчетливее, чем когда-либо ранее. Так же заметна и нужда всего человечества в нравственном, моральном и духовном стержне, который можно утвердить только на основе живой веры в Бога.
Слайд 95Это не повод лишать доверия научный метод познания. Просто стоит
признать, что реальность несоизмеримо шире, чем её образ, создаваемый только
наукой; а человечество, отвергающее Бога, никогда не сможет построить по-настоящему счастливую и наполненную смыслом жизнь.
Слайд 96И модерн и постмодерн являются эпохами земного мироустройства. Ни особенности
той, ни особенности другой не являются строго говоря библейскими. Они
обе формировали общество по-своему. И та и другая это Zeitheist (дух времени, век сей.)
Слайд 97и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума
вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная
и совершенная.
(Рим.12:2)
Слайд 98Дискуссия №1 (общение в группах):
Предложите свой список тех проблем в
«нашем веке», с которыми мы, как христиане, не должны сообразовываться.
Слайд 99Не сообразуйтесь с веком сим…
Веяния моды.
Нечестность, хитрость, воровство.
Половая распущенность.
Потребительство и
потворство себе.
Отсутствие авторитетов, неуважение.
Слайд 100Дискуссия №2 (общение в группах):
Предложите свой список тех духовный усилий,
которые нужны нам для того, что «преобразовываться обновлением ума нашего»
для познания воли Божьей.
Слайд 101Преобразуйтесь обновлением ума…
Изучение Священного Писания
Изучение хороших христианских книг
Креативная молитва, пост,
размышление
Общение в церкви.
Служение ближним делом.
Обучение в христианском учебном заведении
Слайд 102Постараемся дать некоторые ответы на те вызовы, которые бросает нам
текущая действительность…
Слайд 103Идея постмодерна овладевает массами: «всё равно», «все равны» и нет
никаких, надежных понятий. Есть только потребность развлекаться. И вытекающий отсюда
страх: страх не получить этих развлечений. Не заработать. Страх оказаться в ситуации когда развлечения вдруг окажутся недоступны, потому что больше в жизни ничего ценного нет.
Слайд 104Потребительское отношение-
перенос основы своей самооценки на количество потребленного
Слайд 105«…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас
задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно
пользоваться результатами творчества других»— Фурсенко, министр образования и науки РФ
Слайд 106Произошло превозношение супермаркета до уровня храма.
Слайд 107«Мы бежали, чтобы изменить мир, но прибежали в гипермаркет за
скидками»
(Пол Гудлифф)
Слайд 111Дискуссия №3 (общение в группах):
Как христиане могут сопротивляться потребительскому отношению
в мире?
Слайд 113Ответ Евангельского Христианина на постмодерн:
Неповерхностное посвящение Богу;
Духовный прогресс и формирование;
Служение
Богу в церкви и в мире.
Слайд 115Кто-то сказал: «Мы знаем цену всему, но не знаем ценности
ничего».
Слайд 116«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя
одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и
купил ее».
(Мф.13:45-46)
Слайд 127«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и
тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
(2Кор.4:16)
Слайд 128То, что формируется (характер, личность) находится на пути из хаоса
к определенному виду порядка. Уилхойт предлагает рассматривать духовное формирование как
некий процесс творения.
Слайд 129Получается, все люди проходят процесс духовного формирования. Уиллард описывал формирование
как то, что «происходит со всеми». И лучшие представитель человечества
и самые мерзкие люди прошли процесс формирования. «И террористы и святые- все результат своего духовного формирования». Формирование может быть и негативном и в позитивном направлении.
Слайд 130Как развивается ваша духовная жизнь? Какие цели вы ставите в
ней?
Слайд 131«Дисциплина это любой вид деятельности по нашим силам, которой мы
занимаемся, чтобы сделать то, что мы не можем сделать прямыми
усилиями».
(Даллас Уиллард, «Дух дисциплин»)
Слайд 132Генри Нувен видел дисциплины как средство "чтобы создать пространство для
встречи с Богом, которое иным способом не создать».
Слайд 134Ты всего лишь бедный солдат Христа, если думаешь, что можешь
победить без борьбы и мечтаешь получить венец, не сражаясь.
(Иоанн
Златоуст)
Слайд 136Что может впечатлить современного постмодерниста?
Характер и исходящие из него практические
действия;
Верность своей традиции;
Информированная убежденность
Слайд 137Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении]
необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
(Тит. 3:14)
Слайд 138Некоторые искушения приходят к прилежным, но все искушения приходят к
праздным
(Чарльз Сперджен)
Слайд 139Начни делать то, что необходимо; затем – то, что возможно,
и вдруг ты заметишь, что делаешь невозможное
(Франциск Ассиский)
Слайд 145«И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в
тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как
милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.»
(Малахия 3:17-18)