Слайд 1Сочинение-описание.
Сочинение-рассказ.
Сочинение-рассуждение.
Система уроков
развития речи
Слайд 2Рассуждение:
от простого
к сложному
Ответ на вопрос с доказательством.
«Как я понимаю пословицу».
Работа
с афоризмами: интерпретация, выражение своего мнения, аргументация.
Сочинение-рассуждение по чужому тексту
(короткие притчи; стихотворения-песни В.Высоцкого; басни Ф.Кривина; рассказы А.П.Чехова и т.п.).
5. Сочинение-эссе с соблюдением принципов лирико-философского жанра.
1. Отзыв о книге («Моя любимая сказка А.С.Пушкина», «Я и Пушкин», «Мой Крылов»).
2. Характеристика героя; групповая характеристика персонажей.
3. Сопоставительная характеристика героев.
4. Сочинение-рассуждение по литературе как ответ на проблемный вопрос.
Слайд 3МЕТОДИКА обучения написанию сочинений
«Рассуждение» (5-7 кл.)
Слайд 4Учимся видеть ПРОТИВОРЕЧИЯ
И было так. Пришли двое . И сели они.
И говорили о противоречиях .
И взял один
камень и сказал: "Пусть будет твердым и жидким". И оказался камень
льдом.
И сказал другой: "Пусть будет водой и воздухом".
И растаял лед, и закипел.
И увидел один палку и сказал: "Пусть будет и прямой, и кривой".
И оказалась змеей, и уползла в кусты.
Слайд 5«ПРОТИВОРЕЧИЯ»
И на другой день были те же двое . И вновь говорили о противоречиях.И показал один белый
платок и сказал: "Пусть будет также и не белым".
И прошел дождь, и засияла радуга, и отразилась на платке.
И показал
второй на высокую гору и сказал: "Пусть будет также и маленькой".
И солнце оказалось за горой, и упала тень. И показалась гора песчинкой.
Слайд 6«ПРОТИВОРЕЧИЯ»
И вновь пришли люди, и опять дивились на дела их. И один средь людей сказал: "Вот эти
ушли от нас. Пусть же покажут нам и холодное и горячее. И тогда отпустим их". И все согласились
с ним.
И ответили двое : "Да будет так".
И кольнуло каждого в сердце. И узнали, что это.
Слайд 7«ПРОТИВОРЕЧИЯ»
И был третий и последний день.
И опять пришли двое. И говорили о противоречиях. А люди уже ждали их. И стоял от
них шум. И тогда сказал первый: "Пусть будут громкими и
тихими".
И пошумели те еще. А потом замолчали выжидающе.
И увидели это двое , и стали смеяться.
И тогда вышел от людей тот же, что и вчера и сказал: "Пусть покажут нам быстрое и медленное. И отпустим их, если увидим".
Слайд 8«ПРОТИВОРЕЧИЯ»
Сильное и слабое?
Живое и мёртвое?
Красивое и безобразное?
Молчаливое и кричащее?
Бесценное и
ничего не стоящее?
Слайд 9Многие дети считают, что читать книги менее интересно, чем смотреть
мультфильмы. Попробуйте переубедить такого собеседника.
Многие дети считают, что знать на
память стихотворения совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника.
Многие дети считают, что читать книги совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника, приведите не менее 3 аргументов.
Представьте себе, вы неожиданно оказались на необитаемом острове! Море, пальмы, золотой песок – и никого вокруг! Расскажите, используя 5-6 предложений, какие книги вы взяли бы с собой, чтобы скрасить своё одиночество? Объясните свой выбор.
Слайд 10Прочитайте историю, сочинённую Л.Н.Толстым. Подумайте, похвалил хозяин работника или посмеялся
над ним. Что в тексте помогло вам найти ответ на
этот вопрос? Запишите свои ответы в тетрадь.
Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:
— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит. ( Л.Н.Толстой)
Жил мальчик в ученьи, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:
— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.
А мать сказала:
— Семейная каша гуще кипит.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Слайд 13МЕТОДИКА обучения написанию сочинений
«Отзыв о книге» (5-7 кл.)
Слайд 14«Пушкин и я» (Моя любимая пушкинская сказка (поэма, повесть)
Вступление
Среди
пушкинских произведений мне особенно запомнилось…
Больше других произведений я люблю…
Ни одна
сказка так не увлекла меня (не захватила), как…
История
Впервые я ее прочитал (мне ее прочитали)…
Как сейчас представляю… слышу (мамин голос)…
Помню, как…
«В классе было тихо-тихо…»
.
Слайд 15О чем сказка? (сжатый пересказ, 2-3 предложения)
В этой сказке изображается…
В
ней рассказывается (говорится) о …
Пушкин (поэт) описывает…
Слайд 16Какие чувства вызывают герои?
Меня удивило (обрадовало, огорчило), что…
Я (и сейчас)
восхищаюсь (этим героем), потому что.
Сочувствие (чувство восхищения, негодования, недоумения) вызывает…
С
симпатией я отношусь к …
Мы смеемся вместе с автором над…
Слайд 17 Какой эпизод, сцена особенно запомнились?
Особенно взволновал (удивил) меня эпизод (момент),
когда…
Меня тронуло
Особенно трогательна картина (сцена)…
Я с интересом (с тревогой) следил
за…
Я огорчался, когда…
Слайд 18 В чем идея сказки?
А.С.Пушкин напоминает нам о…
Идея сказки проста:…
Произведение заставляет
задуматься о…
Сказка учит…
Мои открытия.
Слайд 19«Я и Пушкин» (М.Цветаева Мой Пушкин.
Ф. Искандер. Чик и Пушкин)
Когда
вы впервые встретились с пушкинским произведением (произведениями)? Кто для вас
его открыл? Как вы восприняли его сначала? Что произвело на вас самое сильное впечатление? Что было непонятно? Как вы связали прочитанное с событиями своей жизни (с окружающими людьми)? Какой урок извлекли? Что думаете об этом произведении сейчас?
Слайд 20Чик и Пушкин
И вдруг, когда он
дошел до места, где змея, выползшая из черепа коня, обвилась
вокруг Олега, "и вскрикнул внезапно ужаленный князь", что-то пронзило его с незнакомой силой.
Это была поэзия, о существовании которой у Чика были самые смутные представления. В этой строчке замечательно, что не уточняется, отчего вскрикнул князь. Конечно, отчасти он вскрикнул и от боли, но и от страшной догадки: от судьбы никуда не уйдешь.
И Чик как бы одновременно с Олегом догадался об этом. И его пронзило. И дальше уже до конца стихотворения хлынул поток чего-то горестного и прекрасного, может быть, постижения непостижимого смысла жизни.
Слайд 21Чик и Пушкин
Чик не знал, откуда
берется этот дополнительный смысл, но он чувствовал, что этот смысл
появился... Неразумным хазарам... Неразумным... Неразумным... Прощающий упрек, даже улыбка прощающего упрека чувствуется в этом слове.
В каждой строчке Чик теперь улавливал слова, перекликающиеся и даже улыбающиеся друг другу тайной понимания. Сбирается. Неразумным. Буйным. Обрек.
Чик чувствует, что Олег и не хотел бы мстить хазарам, да приходится, и потому он так неохотно Сбирается. Он как бы говорит, собираясь в поход:
-- Ну, зачем вы, хазары, такие Неразумные? Если бы вы, как обычно, набежали и ушли, я, может, и не собрался бы в поход. А то ведь устроили Буйный набег... А за это приходится ваши села и нивы Обречь мечам и пожарам.
Тут все обречены, и Чик это чувствует. Хазары обречены быть неразумными и потому обречены устраивать буйные набеги. Олег их за это обречен обрекать мечам и пожарам, хотя сам уже носит в себе свою обреченность погибнуть от любимого коня.
Чик затих над столом. Он не понимал, что с ним произошло.
Слайд 22«Из детства»
Я – маленький, горло в ангине.
За окнами
падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий
Олег…».
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Д.Самойлов , 1956).
Слайд 23МЕТОДИКА обучения написанию сочинений
Сочинения –рассуждения о литературных героях
Слайд 25
Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие
отрицает И.С. Тургенев?
Каким предстаёт "маленький человек" у Чехова?
Каким предстаёт «русский труженик-солдат»
в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?
Каким предстаёт образ родного дома в лирике С.А. Есенина?
Каким видится "маленький человек" писателям ХХ века? (по произведениям Солженицына)
Слайд 28ХАРАКТЕР. О волевом, сильном; о веселом, мягком характере. Азартный, беспокойный,
бесхитростный, благородный, веселый, взрывчатый, возвышенный, волевой, голубиный, гордый, деликатный, деловитый,
добрый, дружелюбный, железный, живой, жизнерадостный, завидный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, ищущий, крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незаурядный, незлобивый, неподкупный, несгибаемый, неукротимый, неуступчивый, общительный, открытый, покладистый, покойный, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, свободный, сговорчивый, сдержанный, сильный, складный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стальной, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, уживчивый, упорный, уступчивый, цельный, честный, щедрый, эмоциональный.
О безвольном, слабом; о грубом, мрачном и т. п. характере. Апатичный, безалаберный, безвольный, безрасчетный, беспечный, бешеный, боязливый,, вероломный, взбалмошный, вздорный, взыскательный, властный, властолюбивый, вспыльчивый, высокомерный, грубый, дерзкий, деспотический, дикий, дурной, дьявольский, желчный, жесткий, жестокий, задиристый (разг.), замкнутый, заносчивый, злобный, злой, изменчивый, капризный, крутой, легкий, легкомысленный, малообщительный, мелкий, мрачный, мстительный, невыносимый, нелюдимый, необщительный, непоседливый, непостоянный, неприятный, нервозный, неровный, несамостоятельный, несносный, несчастный, нетерпеливый, неуживчивый, неуравновешенный, неустойчивый, низкий, ничтожный, норовистый, озорной, отвратительный, податливый, подлый, порывистый, придирчивый, раздражительный, резкий, робкий, самовластный, самовлюбленный, самолюбивый, сварливый, своевольный, своенравный, скверный, скрытный, скрытый, слабовольный, слабый, спесивый, странный, строптивый, сумасбродный, суровый, сухой, тиранический, трудный, тяжелый, угловатый, угрюмый, упрямый, черствый, ядовитый, язвительный. въедливый, гранитный, жертвенный, живописный, маленький, огневой, осмотрительно-охлажденный, самоедский.
Слайд 29ДУША.
О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная,
благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая,
глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любящая, милосердная, могучая, мягкая, надежная, небесная (устар.), нежная, незлобивая, неподкупная, непорочная, обширная, отзывчивая, открытая, правдивая, праведная, прекрасная, приветливая, простая, прямая, русская, рыцарская, самоотверженная, светлая, святая, сильная, складная, твердая, теплая, целомудренная, честная, чистая, чудесная, чудная, чуткая, шелковая, широкая, яркая, ясная.
Об отрицательных свойствах души. Алчная, безнравственная, беспутная, бумажная (разг.), вывихнутая, гнилая, греховная, грешная, елейная, жадная, загрубелая, зачерствелая, заячья, злая, змеиная, каменная, канальская (разг.), клятвопреступная, коварная, копеечная (разг.), короткая, кривая, лакейская, легкая, легкомысленная, ленивая, мелкая, надменная, неверная, нечистая, низкая, низменная, ограниченная, озлобленная, опустелая, ослепшая, подкупленная, подлая, праздная, преступная, продажная, пустая, пустопорожняя (разг.), рабская, слабая, слепая, строптивая, сумеречная, сумрачная, сухая, темная, трусливая, тряпичная (разг.), убогая, угрюмая, хилая, хитрая, хладная (устар.), холодная, циничная, черная, черствая, юродивая.
Слайд 30О темпераменте, силе чувств; о характере переживаний человека. Азартная, артистическая,
бездомная, безжизненная, беззаботная, безмятежная, безумная, бескровная, беспокойная, бесхитростная, больная, буйная,
бунтующая, вдохновенная, властная, влюбленная, воспламененная, восторженная, впечатлительная, гордая, горделивая, горестная (устар.), горячая, грустная, дерзкая, доверчивая, дрожащая, дюжинная, живая, жизнерадостная, задумчивая, закаленная, замкнутая, издерганная, изломанная, измученная, изнывшая, искалеченная, истерзанная, кипящая, кроткая, мечтательная, многострадальная, молодая, мрачная, музыкальная, мятежная, мятущаяся, невинная, недужная (разг.), независимая, незыблемая, ненасытная, неподатливая, непреклонная, нетерпеливая, неуемная, неутоленная, ноющая, обескрыленная, огненная, одичалая, опытная, остылая, охладелая, очарованная, печальная, пламенная, пленная, покорная, поэтическая, придавленная, прозрачная, простая, прохладная, пылающая, пылкая, пытливая, разгульная, разочарованная,раненая, расколотая, расплывчатая, робкая, свободная, свободолюбивая, скованная, скорбная, смиренная, смирная, смущенная, смятенная, сонная, стоическая, страстная, строптивая, стыдливая, суровая, сухая, счастливая, терпеливая, томная, тоскующая, тревожная, тщеславная, увечная, умиленная, унылая, усталая, художническая, цыганская, чувствительная, энергичная.
Вертучая, дремучая, жемчужная, клубничная, купоросная, озорливая, пороховая, ржавая, светоносная, сожженная, соломенная, сугробья, угловатая, хмурая, цветущая.
Слайд 33Гордыня
Скупость
Зависть
Гнев
Похоть
Обжорство (Чревоугодие)
Уныние
Смирение.
Отрешение от земных благ.
Целомудрие.
Милосердие.
Умеренность.
Терпение.
Трудолюбие.
Слайд 34http://klub-drug.ru/kachestva-cheloveka/cherty-haraktera-cheloveka-spisok.html
Слайд 35Здесь многолетний труд — объемный список основных черт характера и
личных качеств человека. Список обновляется с вашей помощью, уважаемые гости
сайта. Уже собрано более 500 качеств характера....
взято с http://klub-drug.ru/kachestva-cheloveka/cherty-haraktera-cheloveka-spisok.html
Слайд 37План анализа образа персонажа эпического произведения
1. В каком произведении (автор
и название) вы встретились с этим персонажем?
2. Какое впечатление произвел
на вас персонаж при первой встрече с ним на страницах произведения?
3. Менялись ли ваши впечатления, вызванные персонажем, ваше мнение о нем по ходу чтения и с чем это было связано?
Слайд 38План анализа образа персонажа эпического произведения
4. Портрет персонажа
а) Один или
несколько портретов представлены в произведении? (Если несколько, то нужно проанализировать
каждый портрет.)
б) Кто описывает героя в каждом случае: автор-повествователь, рассказчик? Какую роль это играет, с чем связан авторский выбор рассказчика?
в) Внешность героя: черты лица, мимика, манеры, характерные жесты, походка, одежда.
г) Какие детали в облике героя передают отношение к нему повествователя или рассказчика? Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) помогают писателю создать портрет героя?
д) Какие детали внешности привлекают ваше внимание; о чем они вам говорят? (Ответы на вопросы пунктов г) и д) могут совпадать, тогда их можно объединить.)
е) Сделайте вывод о том, как портрет героя (или портреты) помогают понять особенности его характера, привычек, образа жизни и внутреннего мира: увидеть изменения, происходящие с героем, и осмыслить их причины.
Слайд 39План анализа образа персонажа эпического произведения
5. Речь персонажа
а) Какие особенности
речи героя вы заметили? Она грамотна, выразительна, образна, точна, оригинальна,
наполнена фразеологизмами или бедна, лишена образности и выразительности, неграмотна? Персонаж четко формулирует свои мысли или говорит расплывчато, неконкретно, неясно и т.п. Как эти особенности характеризуют героя?
б) Много или мало говорит герой? С чем это связано? (С застенчивостью, презрением к окружающим, нежеланием вступать в разговор, замкнутостью и т.п.)
в) Какая речь преобладает: внутренняя (непроизнесенная) или внешняя (произнесенная)? О чем это вам говорит?
г) Сделайте вывод о том, как речь героя помогает узнать его характер, понять внутренний мир.
Слайд 40План анализа образа персонажа эпического произведения
5. Поступки и качества персонажа
а)
Активен или пассивен герой? Чем это вызвано (социальными обстоятельствами, внутренними
качествами, личными стремлениями)?
б) Какие поступки он совершает и какие не совершает, хотя мог бы, и о каких качествах героя свидетельствуют эти поступки и/или отказ от них?
в) Какие качества героя вам нравятся, какие – нет, почему?
г) Какие качества героя привлекают к нему других персонажей, какие – отталкивают? Почему? Что в тексте произведения вам об этом говорит?
д) Какие качества вызывают симпатии повествователя, его сочувствие, какие – нет? Почему? Какие художественные средства помогают писателю это выразить в тексте произведения?
е) Изменяется ли персонаж по ходу развития действия? Приобретает ли новые качества или остается неизменным? Если персонаж изменяется, развивается, то чем вызваны эти изменения?
ж) Сделайте вывод о том, как характер персонажа связан с его судьбой.
Слайд 41План анализа образа персонажа эпического произведения
7. Внутренний мир героя
а) Как
персонаж относится к окружающему миру (он ему нравится или нет,
его отношение критическое, равнодушное, восторженное и т.п.)?
б) Каковы идеалы, мечты персонажа?
в) Каков образ мыслей персонажа (о чем он размышляет, что его тревожит, какие вопросы волнуют и т.п.)?
г) Есть ли у персонажа увлечения, занятия, цели в жизни?
д) В гармонии или конфликте с внешним миром находится герой? Если в конфликте, то чем он вызван; если в гармонии, то в чем ее истоки?
е) Каковы взаимоотношения героя с другими персонажами произведения? Кто из них ему близок, почему? Как отношения с другими людьми характеризуют героя?
ж) Какие художественные средства помогают автору раскрыть внутренний мир героя (особенности композиции, художественные детали и т.п.)?
д) Что вы можете сказать о характере героя, узнав о его внутреннем мире?
Слайд 42План анализа образа персонажа эпического произведения
8. Героев каких других
произведений напомнил вам герой? Какие ассоциации, мысли вызвал этот образ?
9.
Сделайте вывод о том, каковы особенности характера героя, как к нему относятся другие персонажи произведения и автор. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением повествователя, в чем совпадает, а в чем – нет?
10. Сделайте вывод о том, относится ли образ персонажа к типу или к характеру. Какой смысл вкладывает автор в этот образ? Какую роль играет образ героя в воплощении автором своей идеи?
Слайд 43 "Вмиг по речи те спознали..."
Подумайте, как героев прочитанных вами произведений характеризует их речь. Отражает
ли язык картину мира каждого из них? Выпишите наиболее яркое, характерное высказывание
Тараса Бульбы: _ _________________________________________________
Старухи Изергиль: _ _________________________________________________
Акакия Акакиевича: _ _________________________________________________
Червякова: _________________________________________________________________
Слайд 44 «Заговори, чтобы я тебя увидел!... »
Выпишите первую фразу,
с которой появляются в сказе Александр I, Николай I, Платов,
Левша.
Что можно сказать о персонаже по его первой фразе?
Александр I ________________________________________________
Николай I ________________________________________________
Платов ________________________________________________
Левша ________________________________________________
Слайд 45 «У домов, как у людей, есть своя душа и
свое лицо…» (Александр Дюма (отец))
Сравните жилище Сильвио, описанное в первой части, и кабинет графа — во второй.
Запишите ответ на вопрос: «Как интерьеры помогают понять характеры живущих в них людей?»
Перечитайте описание каморки Герасима. Выпишите названия предметов обстановки и определения к ним. Письменно ответьте на вопросы: «Какие впечатления вызывают предметы обстановки благодаря определениям? В чём особенность этих определений?»
Письменно ответьте на вопрос: «Как обстановка каморки отражает черты характера хозяина и его вкусы?»
Слайд 46говорящие имена
1. Говорящие имена обычно в этимологии, внутренней форме
(здесь используются и святцы, и латинский и греческий фонд имен,
и субстантивация экспрессивно окрашенной лексики) содержат главный характеристический принцип персонажа, который впоследствии многократно обыгрывается и подтверждается. В «Недоросле» Фонвизина есть мудрый Стародум, чистосердечный Правдин, свиноподобный Скотинин, простодушно-грубая госпожа Простакова. Основной конфликт комедии, исходная расстановка персонажей, деление их на два лагеря очевидно уже при чтении афиши.
Так же прозрачно именуются многие персонажи «Горя от ума» (Молчалин, Скалозуб, Репетилов от франц. repeter — повторять, Тугоуховские), «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (Прыщ, Угрюм-Бурчеев), драм Островского (Дикой и Кабаниха в «Грозе», ранних рассказов Чехова (смертельно боящийся начальства Червяков в «Смерти чиновника», полицейский надзиратель Очумелов в «Хамелеоне», унтер Пришибеев в одноименном рассказе).
Чуть более сложные случаи — Фамусов (fama — «молва»), Софья (греч. «мудрая») и Чацкий (первоначально было более отчетливое — Чадский) у Грибоедова, Лариса (греч. «чайка») в «Бесприданнице» Островского.
Слайд 47говорящие имена
Большинство персонажей — провинциальных гостей
на дне рождения Татьяны — охарактеризованы говорящими фамилиями-стилизациями с откровенно
сатирической семантикой, что позволяет Пушкину включить в число персонажей фонвизинских героев («Скотинины, чета седая») и героя поэмы своего дяди В. Л. Пушкина «Опасный сосед» («Мой брат двоюродный, Буянов»). Будучи упомянуты еще дважды (Петушков и Буянов трижды), они исчезают из романа навсегда, исчерпываясь своей фамилией с одним-тремя эпитетами.
2. В номинации героя Гоголя имеет большее значение не говорящая этимология имени (Акакий в переводе с греческого незлобивый), а фонетический облик целого, «звуковой жест» (Б. М. Эйхенбаум): запинающееся, как в каламбуре или скороговорке, сочетание имени и отчества («Конечно, можно было бы, некоторым образом, избежать частого сближения буквы к, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было это сделать», — иронически пояснял Гоголь в черновой редакции), уменьшительный суффикс фамилии (писатель сначала пробовал другие варианты: Тишкевич, Башмакевич, Башмаков).
Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Хлестаков, Бобчинский и Добчинский, Пискарев и Пирогов («Невский проспект»), Иван Иванович Перерепенко и Иван Никифорович Довгочхун, как и многие другие гоголевские имена и фамилии, представляют собой такие звуковые жесты.
Слайд 48говорящие имена
Вслед за Гоголем часто использовал звуковые жесты-номинации и
М. А. Булгаков. В «Мастере и Маргарите» сцена безудержной «адской
пляски» в ресторане дома Грибоедова накануне известия о гибели Берлиоза («и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда») строится как панорама, где большинство персонажей исчерпываются своей фамилией и больше никогда не появятся в повествовании. «Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц, заплясал Квант, заплясал Жукопов-романист с какой-то киноактрисой в желтом платье».
В отличие от пушкинской панорамы в «Евгении Онегине», здесь невозможно сказать, почему поэтесса — Полумесяц, а романист — Жукопов. Но общая установка на причудливость, безумность, гротескность сочетания этих фамилий очевидна.
Слайд 49Сновидения героев
предоставляют огромные возможности для изображения психологии героя
являются элементом картины
мира в произведении.
Литературные сновидения - особый элемент структуры художественного
произведения, выполняющий определенные функции в составе целого: сны приближают развязку интриги, раскрывают характер персонажа или играют роль (забавной) интермедии.
Слайд 50МЕТОДИКА обучения написанию сочинений
«Анализ лирического стихотворения»
Слайд 52Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
—
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор,
ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А.С.ПУШКИН (1829)
Слайд 53Этапы анализа
(восприятие-истолкование-оценка)
1. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения.
Какова общая атмосфера произведения? Какие ассоциации у вас рождаются? Обратите
внимание на звукопись и цветопись.
2. Попробуйте истолковать смысл названия стихотворения. Какие ожидания вызывает у читателя название? Как оно связано с содержанием стихотворения?
3. Определите тему стихотворения (о чём оно?).
4. Отметьте, можно ли отнести стихотворение к известному вам жанру (послание, баллада, песня, пейзажная лирика)? Как жанровые особенности проявляются в стихотворении?
Слайд 54Этапы анализа
5. Охарактеризуйте состояние лирического героя или основное авторское
настроение. Чем вызвано это состояние (настроение)? Каковы чувства, мечты, желания
лирического героя? Какова динамика эмоций в стихотворении?
6. Рассмотрите композицию стихотворения. На какие части можно разделить текст? Как они связаны друг с другом, чем различаются? Содержится ли в стихотворении антитеза? Объясните, почему стихотворение построено именно так?
Слайд 55Этапы анализа
7. Медленно перечитайте каждую часть стихотворения. Какие образы
вам кажутся самыми выразительными, как бы оживают перед вами, становятся
зримыми, ощутимыми? Какие строки запоминаются? Что вас, может быть, удивляет? Как бы вы проиллюстрировали стихотворение?
8. Подумайте, какие художественные средства помогают поэту создать настроение, образы:
– тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, символы);
– устаревшая лексика и неологизмы;
– особенности ритма, метра, рифмовки, строфики.
Обратите внимание на порядок слов. Если он изменён, то с какой целью?
9. Сформулируйте идею стихотворения. Поразмышляйте, что дало вам знакомство с данным стихотворением.
Слайд 56МЕТОДИКА обучения написанию сочинений
«Итоговое сочинение-рассуждение»
Слайд 57Как связаны между собой темы природы и родины в русской
лирике XIX века?
(На примере одного или нескольких стихотворений).
Сочинение может
включать одну или несколько позиций:
Темы природы и родины органично переплетаются. Родная природа неразрывно связана с образом родины. Любовь к родине, выраженная через пейзаж ("Родина"Лермонтова).
Чувства, вызываемые созерцанием русской природы: восхищение ("Невыразимое" Жуковского), восторг ("Зимнее утро" Пушкина), счастье ("Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтова), умиротворение ("Вечер" Фета, "Есть в осени первоначальной..." Тютчева), осознание смысла жизни ("Выхожу один я на дорогу..." Лермонтова).
Слайд 58Как связаны между собой темы природы и родины в русской
лирике XIX века?
Пейзажная лирика раскрывает суть родной земли и
народного характера.
Характерные черты русского пейзажа, воплощающие национальное начало:
- скромность, простота, непритязательность, "смиренная нагота" ("Родина" Лермонтова, "Эти бедные селенья..." Тютчева, "Зимняя дорога" Пушкина, можно рассматривать лирические отступления из романа «Евгений Онегин»).
- стихийность, динамика, колдовское начало, фантасмагория ("Бесы", "Зимний вечер" Пушкина, "Весенняя гроза" Тютчева).
- бескрайнее пространство, просторы ("Родина" Лермонтова, "На Волге" Некрасова).
Слайд 59Как связаны между собой темы природы и родины в русской
лирике XIX века?
(На примере одного или нескольких стихотворений).
Характерные мотивы,
связанные с утратой/поисками/обретением родины и включающие образы природы: - мотив скитальчества, пути ("Зимняя дорога", "Няне" Пушкина, "Тучи", "Выхожу один я на дорогу..." Лермонтова); - мотив воспоминания о родных краях или о прошлом, вызванные реалистическими (лес, поле) или романтическими (море, звезда) образами природы ("19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "Погасло дневное светило..." Пушкина; "Невыразимое" Жуковского);
- мотив возвращения на малую родину ("...Вновь я посетил…" Пушкина,
"Родина" Некрасова ("И вот они опять, знакомые места...")).
Природа (родная земля) и родина (государство, общество) в лирике могут противопоставляться. Контрасты родины, выраженные через описание природы: - сельского (лесного) пейзажа как"приюта спокойствия" и социального зла, несправедливости в государстве ("Деревня" Пушкина, "Железная дорога" и "Элегия" (Пускай нам говорит изменчивая мода...) Некрасова); - необъятной шири, раздолья и мучений угнетённого народа ("На Волге" Некрасова) - святости родных мест и разобщённости, холодности людей, их фальши ("Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтова).
Слайд 60Как связаны между собой темы природы и родины в русской
лирике XIX века?
Природа (родная земля) и родина (государство, общество)
в лирике могут противопоставляться. Контрасты родины, выраженные через описание природы: - сельского (лесного) пейзажа как"приюта спокойствия" и социального зла, несправедливости в государстве ("Деревня" Пушкина, "Железная дорога" и "Элегия" (Пускай нам говорит изменчивая мода...) Некрасова); - необъятной шири, раздолья и мучений угнетённого народа ("На Волге" Некрасова) - святости родных мест и разобщённости, холодности людей, их фальши ("Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтова).
Слайд 61Темы для выпускников Центрального федерального округа
«Кто говорит, что на войне
не страшно, тот ничего не знает о войне»
«Какие события
и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?»
«Что важнее – любить или быть любимым?»
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»
«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс».
Слайд 62Что выбрали дети в прошлом году
«Вопросы, заданные человечеству войной» –
50% школьников.
«Чем люди живы?» – 20% школьников.
«Недаром помнит вся Россия…»
(200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников.
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников.
«Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Слайд 64Что ещё было трудно?
«Не хватает знаний терминологии..».
«Кажется, что все
можно сказать коротко.Трудно развернуть мысль…»
«Сложно всё «скомпоновать», сформулировать на бумаге
то, что думаю «про себя»
Слайд 65Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она
в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне
не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 66Почему они плохо пишут?
«С тех пор как у меня появился
айфон, а я довольно долго ему сопротивлялся – я постоянно
общаюсь. И поднимаю глаза в метро, и вижу, что все сидят вот с этой штукой и тоже непрерывно общаются… я не могу понять, о чем они общаются?
....
Ситуация непрерывного общения – ситуация катастрофическая. Я бы хотел его ограничивать. Физик Эдик Бармошенко недавно прислал мне свою книгу «Сухой остаток», где пишет: «Без ситуации отчуждения невозможен рост». Чем больше человек отчуждается от социума, тем больше он мыслит. А сегодня он ни секунды не отчужден.
Инстаграмить себя, назначать свидания, говорить о ерунде
Боюсь, эта ситуация тотального неодиночества очень опасна и мы кончим тем, что вся кошка уйдет в хвост – все уйдет в общение… Боюсь информационный хаос неспособен ничего породить.
Если мы будем все время трындеть, нам некогда будет читать, думать, рефлексировать. Айфонное поколение очень много знает, очень быстро реагирует, но с рефлексией у них не очень хорошо. Я не замечаю у них чувства вины, вопросов о Боге, вопросов о том, зачем всё...»
Дм.Быков.
Слайд 67Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она
в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне
не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 68Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.
Опора на домашние
заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не
соответствие сочинения теме, сочинение около темы.
Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 69
Тематические направления
(блоки) 2015 – 2016 года
«Год литературы в
России»
«Время»
«Дом»
«Любовь»
«Путь»
опубликованы 29 августа 2015
года
на официальном сайте Минобрнауки
России.
Слайд 70От темы к тексту сочинения
В формулировке темы важно не пропустить
те слова, которые определяют её своеобразие. Их игнорирование может привести
к невольной подмене темы.
Пример:
Тема 1. «Почему природа вдохновляет человека на художественное творчество?»
Сочинение-рассуждение о причинах воздействия природы на человека.
Тема 2. «Природа вдохновляет человека на художественное творчество».
Сочинение-описание примеров вдохновляющего воздействия природы на человека.
Слайд 71Пример:
Тема 1. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот
ничего не знает о войне»
Сочинение-рассуждение о страхе смерти, о страхе
войны и преодолении этого страха; о несовпадении романтического представления о войне, героических рассказов о ней с её настоящими буднями. Л. Толстой «Война и мир»; М. Шолохов «Тихий Дон»; М. Шолохов «Донские рассказы».
От темы к тексту сочинения
Слайд 72Пример:
Тема 2. «Подвиг человека на войне»
Сочинение-рассуждение о том, что такое
подвиг на войне, каким он бывает; рассказ об описаниях военных
подвигов в литературе. М. Шолохов «Судьба человека», А. Кондратьев «Сашка», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и т.д.
От темы к тексту сочинения
Слайд 73Учимся рассуждать и строить рассуждение
Рассуждение – такой тип текста, который
содержит:
мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть доказаны или мысли-антитезисы, которые
должны быть опровергнуты;
доказательства (аргументы);
выводы.
Слайд 74Учимся рассуждать и строить рассуждение
Важно уметь различать тезисы и аргументы
в тексте и подбирать для каждого тезиса подходящий убедительный пример.
Однако обычно связное рассуждение строится не так сухо, оно не должно походить на таблицу с двумя графами: тезис – аргумент, в нем есть и другие элементы, например предложения – переходы от одной мысли к другой; комментарии и уточнения к уже высказанным суждениям.
Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию:
Я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т.д.
Слайд 75Структурная схема № 1
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному
читателю?»
Т (тезис)
Д (доказательство-пример)
В (вывод)
Слайд 76Структурная схема № 2
Доказательство разных суждений
Т 1 (тезис 1);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
(Напротив)
Т 2 (тезис 2);
скажем (например,
так) Д (доказательство-пример)
Такая схема годится, если признается право на существование обеих точек зрения (например, если говорится, что одни любят всюду ходить пешком, а другие всегда предпочитают какой-нибудь транспорт).
Слайд 77Определите, какие из тем можно раскрыть по схеме № 2,
а какие нельзя
Кофе по утрам – это полезно или вредно?
Что
интереснее – фильм по известному литературному произведению или фильм с неизвестным сюжетом?
Какой предмет нужнее – математика или география?
Почему я против войны?
Можно ли использовать эту схему для раскрытия темы «Что важнее – любить или быть любимым?»
Слайд 78Учимся видеть и понимать: от текста – к суждению
Задания к
готовым текстам:
Прочитайте текст, постарайтесь представить себе все, о чем там
говорится. Спросите себя, что вам непонятно, найдите в тексте ответы на свои вопросы.
После текста вы найдёте сформулированные утверждения. Определите, какие из них правильные, какие только похожи на правильные, а в действительности ошибочные; отделите одни от других.
Прочитайте текст, сформулируйте его тему.
Разбейте текст на абзацы.
Слайд 79Учимся понимать и строить текст
Задание 1:
Прочитайте текст
Восстановите правильную последовательность предложений
в тексте, дополнив тезисы первой части переходами, разъяснениями и иллюстрациями
из второй.
Задание 2:
Прочитайте текст
Определите, в какой части текста содержатся тезисы, в какой – доказательства. Восстановите порядок абзацев.
Слайд 80Учимся понимать и строить текст
Задание 3:
Прочитайте текст
Разбейте текст на абзацы.
Добавьте в нужных местах перечисленные примеры и данную цитату.
Задание 4:
Прочитайте
текст, состоящий из двух частей
Разбейте I часть на абзацы.
Дополните I ч. тезисами и переходами из II части.
Составьте план текста.
Слайд 81Слова-помощники для сочинения, изложения и устного анализа текста
«Сочинение-рассуждение»
(9-11
кл.)
Слайд 821. Описание своего впечатления, отношения к прочитанному.
Трудно остаться равнодушным после
прочтения…, по отношению к…
Чувства… вызывают отклик в (нашей) душе.
Герои (герой)
рассказа вызывают сложные чувства (чувство восхищения, негодования, недоумения).
Поступки героя (сюжет рассказа) заставляют задуматься о…
Тема (проблема), затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.
Проблема (взаимоотношений…) в наши дни особенно волнует, потому что…
Автор призывает поразмышлять о…
Нельзя не согласиться с рассказчиком…
Слайд 832. Анализ текста.
В произведении (в тексте, в рассказе) изображается; говорится
о…
Автор (рассказчик, повествователь) показывает, как (что)…
изображает (выражает)…
указывает на…
психологически точно передаёт…
выделяет
(такую особенность героя, как…)
подчёркивает…
акцентирует (сосредотачивает) внимание на…
Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)…
Обращает на себя внимание деталь…
Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…
Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…
Читатель с интересом (с тревогой) следит, как…
Особенно трогательна картина (сцена)… Особенно взволновал меня эпизод (момент), когда…
Слайд 843. Анализ эпизода.
Эпизод по типу речи представляет собой…
Данный эпизод можно
озаглавить… потому что… Действующими лицами этого фрагмента являются…
Своеобразной экспозицией эпизода
можно считать…
Завязкой (кульминацией) эпизода является…
Если бы я был режиссёром данного эпизода, я бы поставил его так…
Если бы не было этого эпизода, мы бы…
Эпизод развивает (затрагивает, завершает) тему…
Слайд 854. Ввод новой мысли.
Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…
Интересно заметить… Любопытно
взглянуть…
Очень важно, что… Можно предположить, что…
Слайд 865. Доказательство своей мысли (примерами из текста, фактами, цитатами).
Можно проследить,
как от сцены к сцене… Показателен момент (эпизод), когда…
Достаточно вспомнить
(обратиться к)… Существенная деталь…
Обратимся к… Ещё раз перечитаем строки о… Вспомним (Не забудем о…)
Примечательно… Не случайно… Характерно, что… Интересно мнение критика (писателя, учёного)…
Слайд 876. Дополнения, добавочные замечания, рассуждения.
Отдельно нужно сказать… Кроме того… К
тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.
Добавим к
этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…
Слайд 887. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого высказывания, спорной мысли.
Неожиданный
(резкий) перелом в повествовании наступает, когда…
Вопреки первоначальному впечатлению… Несмотря на
(невзирая на)…
На первый взгляд странно (кажется странным)…
Нельзя согласиться (с мнением, с характеристикой, со словами)…
Но в противоположность (такой точке зрения)…
С одной стороны…, с другой… Пусть (и хотя…), но…
Вряд ли (едва ли) можно согласиться… Хочется поспорить с (оспорить)…
Тем не менее (между тем…)…
Слайд 898. Сравнительно-сопоставительная характеристика.
Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный
И…
и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково,
повторяется
Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны
В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй
В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе
Слайд 909. Переход к выводам; заключение.
Вот почему… Как видим… Становится ясным
(понятным), как…
Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…
В финале рассказа проясняется
авторская идея…
Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)…
Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)…