Разделы презентаций


Социальные институты формирования отношения к здоровью

Содержание

Состояние здоровья населения и отношение к здоровью формируется под воздействием пяти основных социальных институтов:СемьиШколыЗдравоохраненияСМИГосударства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социальные институты формирования отношения к здоровью (лекция 6)
Доктор социологических наук,

Журавлева
Ирина Владимировна

Социальные институты формирования отношения к здоровью  (лекция 6)Доктор социологических наук,Журавлева Ирина Владимировна

Слайд 2Состояние здоровья населения и отношение к здоровью формируется под воздействием

пяти основных социальных институтов:

Семьи
Школы
Здравоохранения
СМИ
Государства

Состояние здоровья населения и отношение к здоровью формируется под воздействием пяти основных социальных институтов:СемьиШколыЗдравоохраненияСМИГосударства

Слайд 3Семья в данном контексте выступает в двух качествах. Как социальный

институт, изучаемый в контексте взаимодействия с другими институтами общества, и

как малая группа обеспечивающая достижение тех или иных результатов семейного поведения. Семья формирует, поддерживает и развивает здоровье своих членов, оказывая тем самым влияние и на общественное здоровье.

Институт семьи

Семья в данном контексте выступает в двух качествах. Как социальный институт, изучаемый в контексте взаимодействия с другими

Слайд 4В основе состояния здоровья членов семьи лежат сложные причинно-следственные связи

здоровья со структурой семьи (число членов семьи, число поколений, состав

по полу, возрасту, профессии), циклом развития (фаза создания, эволюции, сужения), реализацией функций (репродуктивной, медицинской, экономической, социальной, психологической).
В основе состояния здоровья членов семьи лежат сложные причинно-следственные связи здоровья со структурой семьи (число членов семьи,

Слайд 5Значение семьи в формировании здоровья ее членов определяется тремя факторами:

уровнем и структурой заболеваемости, социально-гигиеническими условиями жизни и психологическим климатом

семьи.
Значение семьи в формировании здоровья ее членов определяется тремя факторами: уровнем и структурой заболеваемости, социально-гигиеническими условиями жизни

Слайд 6Уровень и структура заболеваемости в семье в определенной степени зависят

от типа семьи. Анализ различных типов семьи с точки зрения

их структуры обнаружил, что наиболее благоприятные условия для здорового самочувствия создает семья, состоящая из родителей и двух детей (40% респондентов из подобных семей оценили свое здоровье как «хорошее») и родителей с одним ребенком (соответственно 34,5%).
Уровень и структура заболеваемости в семье в определенной степени зависят от типа семьи. Анализ различных типов семьи

Слайд 7Важна также зависимость «здоровье родителей – здоровье детей». При хорошем

здоровье матери и отца 75–80% и более детей имеют хорошее

здоровье и лишь 1–1,5% – серьезные отклонения в здоровье. При плохом здоровье обоих родителей такие отклонения имеют 15–23% детей.
Важна также зависимость «здоровье родителей – здоровье детей». При хорошем здоровье матери и отца 75–80% и более

Слайд 8Социально-гигиенические условия в семье определяются в значительной мере уровнем ее

материального благосостояния, который более всего сказывается на питании. Ухудшение социально-экономической

ситуации в стране обусловило увеличение числа детей с дефицитом массы тела, недоразвитой мускулатурой (у юношей), с желудочно-кишечными заболеваниями.
Социально-гигиенические условия в семье определяются в значительной мере уровнем ее материального благосостояния, который более всего сказывается на

Слайд 9Значительная часть родителей не осознают важности собственного оздоровительного поведения как

образца для подражания. При том, что только 29% из них

сами делают зарядку, 46% считают, что они воспитывают соответствующую потребность у своего ребенка.
Значительная часть родителей не осознают важности собственного оздоровительного поведения как образца для подражания. При том, что только

Слайд 10Психологический климат в семье важен для физического и, особенно, психического

благополучия ребенка, подростка.

По данным исследований, в семьях, где родители оценивают

взаимоотношения как хорошие, 74% детей имеют «хорошее» здоровье, а в семье с конфликтными отношениями супругов – 53%, т.е. различие составляет более 20 процентных пунктов. «Плохое» здоровье у детей отмечено в семьях с напряженными, неровными отношениями (64% против 33% в семьях с нормальными, спокойными отношениями родителей).
Психологический климат в семье важен для физического и, особенно, психического благополучия ребенка, подростка.По данным исследований, в семьях,

Слайд 11Современные проблемы семейных отношений:

дефицит общения родителей с детьми – каждый

пятый подросток испытывает чувство одиночества;
родители перекладывают на детей свои стрессы;
психологическая

напряженность в семьях «новых русских»;
рост числа разводов (за 1990 – 2003 гг. число разводов возросло в 1,4 раза);
недостаточная ответственность семьи за здоровье членов семьи (концепция энергезированной семьи).
Современные проблемы семейных отношений:дефицит общения родителей с детьми – каждый пятый подросток испытывает чувство одиночества;родители перекладывают на

Слайд 12Мнения о том, кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков (г. Тверь,

Мнения о том, кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков (г. Тверь, %)

Слайд 13Ответы на вопрос «Как ты (Вы) понимаешь(ете), что такое «репродуктивное здоровье»?» (г.

Тверь, %)

Ответы на вопрос «Как ты (Вы) понимаешь(ете), что такое «репродуктивное здоровье»?» (г. Тверь, %)

Слайд 14Выводы:

семья слабо выполняет функции по обеспечению необходимого уровня здоровья;
родители не

обладают требуемыми для этого знаниями;
семья не получает необходимой государственной поддержки.

Выводы:семья слабо выполняет функции по обеспечению необходимого уровня здоровья;родители не обладают требуемыми для этого знаниями;семья не получает

Слайд 15Предлагаемые меры по усилению роли семьи в формировании здоровья:

повышение образовательного

уровня реальных и потенциальных родителей;
проведение широкой просветительской работы, ориентированной на

здоровье семьи, посредством различных средств массовой информации;
изучение и предупреждение наследственных заболеваний путем составления генеалогического дерева семьи в его генетическом аспекте;
создание банка данных о здоровье каждой семьи.
Предлагаемые меры по усилению роли семьи в формировании здоровья:повышение образовательного уровня реальных и потенциальных родителей;проведение широкой просветительской

Слайд 16В школе ребенок проводит 10 важных для его развития и

здоровья лет. Наиболее существенными для здоровья компонентами школьной жизни являются:
организация

учебного процесса;
организация питания;
физическое воспитание;
формирование отношения к здоровью;
борьба с девиантными формами поведения.

Школа как субъект формирования здоровья и отношения к нему

В школе ребенок проводит 10 важных для его развития и здоровья лет. Наиболее существенными для здоровья компонентами

Слайд 17По данным Минобразования РФ, среди причин, влияющих на здоровье школьников

21% составляют факторы внутришкольной среды.

Эксперты-врачи считают школу кризисным для здоровья

детей учреждением.
По данным Минобразования РФ, среди причин, влияющих на здоровье школьников 21% составляют факторы внутришкольной среды.Эксперты-врачи считают школу

Слайд 181. Организация учебного процесса.

Существующая учебно-дисциплинарная модель обучения, в основе которой

лежит подгонка под усредненный уровень программы, не способствует сохранению здоровья

школьника.

40% новых программ и учебников ориентированы на продвинутый уровень образования, тогда как доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности – 12 –15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем 1/3 школьников.
1. Организация учебного процесса.Существующая учебно-дисциплинарная модель обучения, в основе которой лежит подгонка под усредненный уровень программы, не

Слайд 19Сочетание избыточной умственной и недостаточной физической нагрузки причиняет значительный ущерб

здоровью школьников.

Заболеваемость детей в учебных заведениях нового типа (лицеи, гимназии,

частные школы) примерно в 2 раза выше, чем в обычных школах.
Сочетание избыточной умственной и недостаточной физической нагрузки причиняет значительный ущерб здоровью школьников.Заболеваемость детей в учебных заведениях нового

Слайд 202. Питание в школе.

Питание школьников характеризуется разбалансированностью основных пищевых веществ.

При удовлетворительной энергетической обеспеченности наблюдается дефицит белков (21%) и жиров

(12%). Дети получают недостаточно белков животного происхождения, витаминов, минеральных элементов. В питании наблюдается дефицит мяса, яиц, рыбы, свежих овощей и фруктов, но в избыточном количестве содержится сахар, хлеб и кондитерские изделия.

Что же касается школьного питания, то основным недостатком признано отсутствие дифференциации рационов питания по двум возрастным группам – 6–10 лет и 11–17 лет.
2. Питание в школе.Питание школьников характеризуется разбалансированностью основных пищевых веществ. При удовлетворительной энергетической обеспеченности наблюдается дефицит белков

Слайд 213. Физическое воспитание.

Недостаточность его (2 часа в неделю) в современной

школе, при общем низком уровне физического развития школьников, общеизвестно, и

ситуация не меняется уже несколько десятилетий.

Основные проблемы:
слабая материальная база;
дефицит учителей физкультуры;
у руководства школ нет ориентации на здоровье школьников;
незаинтересованность государства в физическом развитии школьников;
слабая пропаганда здорового образа жизни.

3. Физическое воспитание.Недостаточность его (2 часа в неделю) в современной школе, при общем низком уровне физического развития

Слайд 224. Формирование отношения к здоровью.

Разные школьные предметы и разные специалисты

занимаются здоровьем детей, но ни для кого оно не является

отчетным показателем работы.

Учебники «Основы безопасности жизне-деятельности» пока неудачны, нет педагогов по данному предмету, не продумана методика его преподавания (нужны специальные формы обучения – ролевые игры, тесты, тренинги и т.п.), не формируется ценность здоровья как фактора успешности в жизни.
4. Формирование отношения к здоровью.Разные школьные предметы и разные специалисты занимаются здоровьем детей, но ни для кого

Слайд 23Считают, что учителя оказывают влияние на формирование здоровья детей:

Педагоги –

41 %
Родители – 16 %
Школьники – 3 %

Считают, что учителя оказывают влияние на формирование здоровья детей:Педагоги		 – 41 %Родители	 – 16 %Школьники	 –

Слайд 245. Борьба с девиантными формами поведения – курением, употреблением алкоголя,

наркотиков, ранним сексом.

Среди 16-летних курит примерно треть при тенденции к

увеличению доли регулярно курящих, особенно среди девочек.
Среди источников о вреде курения учителя занимают последнее место (10% ответов).
Не желают знать о вреде курения и его последствиях 76% школьников – результат неумелого санитарного просвещения.
Эксперты считают, что профилактическая работа должна строится, исходя из концепции курения как процесса общения и адаптации подростков, учитывая, что категорический запрет бесполезен.
5. Борьба с девиантными формами поведения – курением, употреблением алкоголя, наркотиков, ранним сексом.Среди 16-летних курит примерно треть

Слайд 25Алкоголизм и наркомания среди подростков – это социальные проблемы, обусловлены

возросшей социальной напряженностью в обществе. Школа не занимается ни антиалкогольной,

ни антинаркотической работой. Подростки не воспринимают угрозы, связанные с наркотиками. Появление наркотиков в жизни ребенка – это сигнал о неудавшейся адаптации к требованиям общества. Устранение этой ситуации осуществляется с помощью социальных методик преодоления трудностей взросления. Необходимое дополнение – занятость школьников интересным делом. Но все это требует дополнительных средств и усилий.
Алкоголизм и наркомания среди подростков – это социальные проблемы, обусловлены возросшей социальной напряженностью в обществе. Школа не

Слайд 26Проблема раннего секса связана с половым воспитанием.

Пока идут дискуссии о

необходимости такого воспитания и просвещения, подростки самостоятельно получают соответствующую информацию.

Результаты этого очевидны – ранняя половая жизнь, рост числа абортов, снижение возраста рожениц, венерические заболевания, психические травмы.

За 1990 – 2003 гг. возросла заболеваемость сифилисом у юношей – в 17 раз, у девушек – в 13,5 раза.
Проблема раннего секса связана с половым воспитанием.Пока идут дискуссии о необходимости такого воспитания и просвещения, подростки самостоятельно

Слайд 27Вывод:

Современная школа (как, впрочем, и государственная социальная политика в целом)

не имеет концепции сохранения и развития здоровья, воспитания у детей

осознанного отношения к собственному здоровью и соответствующих навыков для его поддержания и совершенст-вования.
Вывод:Современная школа (как, впрочем, и государственная социальная политика в целом) не имеет концепции сохранения и развития здоровья,

Слайд 28Школьная медицина выполняет предписанное число функций, но формированием навыков по

заботе о здоровье у школьников не занимается.

Врачи в поликлинике проводят

в положенные сроки диспансеризацию, но санитарно-просветительскую работу не ведут, считая это функцией семьи и школы.

Институт здравоохранения и формирование здоровья школьников

Школьная медицина выполняет предписанное число функций, но формированием навыков по заботе о здоровье у школьников не занимается.Врачи

Слайд 29Оздоровительная система отдыха детей пережив тяжелые времена постепенно восстанавливается, но

все же за период 1990 – 2003 гг. число загородных

лагерей труда и отдыха уменьшилось в 1,6 – 2,0 раза. Общая численность детей, отдохнувших за лето в лагерях, сократилось в 1,2 раза.

Основная роль здравоохранения связана с выявлением заболеваний и их лечением. Профилактика, санитарно-просветительская деятельность как повседневный вид работы – отсутствуют. Здравоохранение не учит, не просвещает, оно только лечит, и причем не всегда качественно.
Оздоровительная система отдыха детей пережив тяжелые времена постепенно восстанавливается, но все же за период 1990 – 2003

Слайд 30Руководство для разработки региональных программ укрепления здоровья.

(«Профилактика заболеваний и укрепление

здоровья» №№ 1, 2, 3, 2004 г.)

Основное направление – создание

профилакти-ческих программ, способствующих формированию у школьников знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.
Руководство для разработки региональных программ укрепления здоровья.(«Профилактика заболеваний и укрепление здоровья» №№ 1, 2, 3, 2004 г.)Основное

Слайд 31Программы по укреплению здоровья детей и подростков:

Международный проект ВОЗ «Школы

укрепления здоровья» (637 образовательных учреждений в 11 регионах России). Каждая

школа, используя единую методологию, разрабатывает свою программу.

Проект «Классы свободные от курения». Участвуют более 10 тысяч школ. Цель – предотвратить или отсрочить начало курения, научить школьников сопротивляться социальному давлению и принимать собственные решения.
Программы по укреплению здоровья детей и подростков:Международный проект ВОЗ «Школы укрепления здоровья» (637 образовательных учреждений в 11

Слайд 32Программа «Обучение жизненным навыкам». Приоритетные направления – профилактика ВИЧ/СПИДа и

асоциальных видов поведения. Действует с 1997 года.

Проект «Здоровая и дружественная

школа» направлен на создание модели здоровой школы, объединяющей образовательные, медицинские и управленческие формы работы.

Программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни» создана Российской ассоциацией «Планирования семьи». В 1998 г. государственное финансирование программы прекратилось, но созданные в 160 городах Центры продолжают работу.
Программа «Обучение жизненным навыкам». Приоритетные направления – профилактика ВИЧ/СПИДа и асоциальных видов поведения. Действует с 1997 года.Проект

Слайд 33Во всех программах предусмотрена оценка эффективности по различным критериям, среди

которых: формирование социальных установок на заботу о здоровье, динамика поведенческих

рисков и др.

Существенный минус всех программ – финансирование из зарубежных фондов или по личному предпочтению отдельных чиновников.
Во всех программах предусмотрена оценка эффективности по различным критериям, среди которых: формирование социальных установок на заботу о

Слайд 34В настоящее время отсутствует государственная идеология здоровья. В формировании этой

идеологии важная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

К сожалению, СМИ

в настоящее время руководствуются почти исключительно коммерческими интересами: любая реклама и информация о здоровье, даже если она наносит вред человеку, может появиться в СМИ. Для ориентации в этой информации люди должны иметь определенный образовательный уровень в вопросах здоровья, который в настоящее время крайне низок.

Институт средств массовой информации и формирование здоровья

В настоящее время отсутствует государственная идеология здоровья. В формировании этой идеологии важная роль принадлежит средствам массовой информации

Слайд 35Две трети опрошенных подростков назвали телевизионные передачи главными источниками информации,

связанной с девиантными видами поведения. Об опасности потребления психоактивных веществ,

наркотиков подростки узнают преимущественно – каждый третий – из книг, журналов, газет. Каждый пятый опрошенный школьник выразил пожелания получать больше информации о здоровье из СМИ.
Две трети опрошенных подростков назвали телевизионные передачи главными источниками информации, связанной с девиантными видами поведения. Об опасности

Слайд 36Краткий обзор современного законодательства Российской Федерации, связанного со здоровьем детей

и подростков, позволяет сделать вывод о том, что, с одной

стороны, в стране с 90–х гг. начинает создаваться система правовой защиты интересов детей в сфере здоровья и жизни в целом; с другой стороны, в представленных законодательных документах продолжает доминировать взгляд на детей и подростков без учета новых экономических и социальных условий, требующих улучшения образованности, информированности детей в вопросах здоровья и формирования у них ответственности за свое здоровье.

Государство как институт охраны здоровья

Краткий обзор современного законодательства Российской Федерации, связанного со здоровьем детей и подростков, позволяет сделать вывод о том,

Слайд 37Важный критерий отношения государства к здоровью населения – финансовые затраты

на здравоохранение. В последние годы государство все в большей степени

перекладывает расходы по данной статье бюджета на плечи населения. При этом расходы населения на здравоохранение растут значительно быстрее, чем реальные доходы. Измеренные с помощью индекса расходов на здравоохранение, затраты увеличились в 2001 г. по сравнению с 1995 г. в 6,84 раза. Причем в худшем положении оказываются менее обеспеченные слои населения и семьи из низкодоходных групп.
Важный критерий отношения государства к здоровью населения – финансовые затраты на здравоохранение. В последние годы государство все

Слайд 38Валеология - наука о здоровье здорового человека.
(термин появился в 1980

г. в работе И.И. Брехмана)

Сегодня преподавание валеологии ведется более чем

в 60 регионах России, существуют самостоятельные школы валеологии.

Основная проблема – подготовка педагогов-валеологов.
Валеология - наука о здоровье здорового человека.(термин появился в 1980 г. в работе И.И. Брехмана)Сегодня преподавание валеологии

Слайд 39Современная семья слабо выполняет свои функции по обеспечению необходимого уровня

здоровья из-за собственной неподготовленности в данной сфере. Снижается значимость семьи

в системе ценностей детей и подростков.

Выводы

Современная семья слабо выполняет свои функции по обеспечению необходимого уровня здоровья из-за собственной неподготовленности в данной сфере.

Слайд 40Школа и система образования в целом не имеют сегодня концепции

сохранения и развития здоровья школьников. Факторы школьного обучения способствуют развитию

специфических «школьных болезней». Разные специалисты и учителя занимаются здоровьем детей, но ни для кого это не является главным отчетным показателем работы. Очевидна необходимость иметь в школьной программе предмет, направленный на укрепление здоровья и формирование разумного отношения к нему.
Школа и система образования в целом не имеют сегодня концепции сохранения и развития здоровья школьников. Факторы школьного

Слайд 41Общая направленность деятельности института здравоохранения связана, главным образом, с выявлением

заболеваний и их лечении. Профилактика как повседневный вид работы с

детьми практически отсутствует.
Общая направленность деятельности института здравоохранения связана, главным образом, с выявлением заболеваний и их лечении. Профилактика как повседневный

Слайд 42Важной проблемой в сфере здоровья является отсутствие государственной идеологии здоровья.

Анализ средств массовой информации как основного канала формирования отношения к

здоровью населения подтвердил концепцию ненужности здорового человека в современном обществе.
Важной проблемой в сфере здоровья является отсутствие государственной идеологии здоровья. Анализ средств массовой информации как основного канала

Слайд 43Государство ограничивает свое участие в сфере здоровья созданием законодательной базы,

в которой, вопреки новым экономическим и социальным условиям, продолжает доминировать

взгляд на детей и подростков как на объект приложения лечебных технологий, а не субъект, отвечающий за свое здоровье. Надежда на изменение ситуации связана с введением в школе нового предмета «валеология».
Государство ограничивает свое участие в сфере здоровья созданием законодательной базы, в которой, вопреки новым экономическим и социальным

Слайд 44Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика