Слайд 1Сообщение из опыта работы
Микова Александра Николаевна Воспитатель старшей группы 10
МАДОУ 102 г. Томска
Слайд 2Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе
развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому
государству. Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
«Проблемные» родители – не вина ребёнка,
а его беда и несчастье.
Слайд 3В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать
воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям.
Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребности личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса.
Правовому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Слайд 4 Для формирования у детей элементарных
представлений о своих правах
и свободах,
развития уважения и терпимости к другим людям и
их правам, важно не только давать знания, но и
создавать условия их практического применения.
Это я решаю в процессе социально – правового
развития дошкольников в ходе ознакомления c Конвенцией о правах ребенка.
Я считаю, что ребёнок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.
Слайд 5Начиная работу с детьми по правовому воспитанию, я выделила для
себя ряд проблем:
• Какие статьи Конвенции могут и должны быть
реализованы в нашем дошкольном учреждении;
• Как понятнее и доступнее донести до детей содержание статей, смысл каждого права;
• С помощью каких форм работы целесообразно проводить данную деятельность.
Слайд 6Прежде чем преступить к работе с детьми, я изучила литературу
по данной проблеме. Затем разработала проект социально-правовой направленности «Дорогою добра».
Целью
моего проекта стало-
формирование культуры поведения
у дошкольников, ознакомление детей
с основными статьями Конвенции
по правам ребенка.
Слайд 7Основные задачи в работе с детьми:
сохранять и укреплять здоровье воспитанников,
способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на
состояние здоровья;
формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки.
Слайд 8Формы и методы работы
Организованные занятия: «Имею право жить», «По –
разному зовутся дети», «Моя семья», «Мой дом – моя крепость»,
«Я самый – самый», «Не обижай меня», «Грамоте учится – всегда пригодится», «Расти здоровым», «Моя родина – Россия», «Отдых, игры, развлечения».
Беседы, этические беседы: «Беседы о правах ребёнка», «Что такое права человека», «Что означает твоё имя», «Расскажи о своей семье», «Что такое хорошо, что такое плохо»,
«О правах играя».
Слайд 9Чтение и обсуждение сказок: Сборник правовых сказок «Светлана» «Три поросёнка»,
«12 месяцев», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и
о семи богатырях», Ш. Перро «Спящая красавица», «Красная шапочка», А. Толстого «Приключения Буратино» и «Цветик – семицветик», «Волшебник изумрудного города» и т. д.
Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Круг радости», «Согрей птичку» «Узнай по голосу»,
игра - импровизация «Вызов врача»,
«Вызов службы «01»,
«У меня сегодня день рождения»,
сюжетно – ролевые игры.
Слайд 10Отгадывание загадок, разучивание различных стихов, обсуждение пословиц, придумывание творческих рассказов;
Составление
плакатов, стенгазет «Правила этикета дошкольника», «Законы дружбы», «Семья глазами ребёнка»;
Театрализованная
игра сказки «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», « Как волк телёночку мамой был» и т.д.
Рисование, лепка и аппликация на различные темы;
Просмотр мультфильмов «Рыжий, рыжий, конопатый», «Винни Пух в гостях у кролика»; «Азбука прав ребенка из цикла Смешарики», «Волшебник изумрудного города».
Викторина «Права литературных героев».
Изготовление фотоальбомов «Жизнь замечательных детей».
Проведение открытых занятий «Дорогою добра».
«Изумрудная тропа детских прав и волшебства».
Слайд 11 Основные задачи в работе с педагогами:
Обобщать и распространять опыт
работы.
Проводить мониторинг качества правового образования воспитанников и родителей.
Проводить консультации и
тренинги.
Слайд 12Формы работы с педагогами:
Международный заочный конкурс «Надежда планеты» - Проект
«Социально-правовое воспитание дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка».
Всероссийский
уровень - публикация авторского материала на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста».
Всероссийский уровень - публикация авторского материала на тему: Методическая разработка конспекта «Изумрудная тропа детских прав и волшебства».
Областной конкурс-выставка «Инновации-2014» - доклад «Реализация инновационного проекта «Социально-правовое развитие дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка».
Областной уровень - мастер - класс по теме: «Социально-личностное воспитание дошкольников», Департамент общего образования Томской области, Томская епархия православной церкви;
Деловые игры: «Знаем ли мы права детей?», «Добрый ли ты?»
Коллективные просмотры открытых занятий: «Дорогою добра».
«Изумрудная тропа детских прав и волшебства».
Слайд 13Работа с родителями
Работа с родителями – это сложная и важная
часть деятельности педагога.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия
являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.
Слайд 14 Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:
знакомить родителей
с нормативно-правовыми документами;
помочь понять и принять, что ребёнок – равноправный
человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;
повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании ребенка;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
вести работу по профилактике жестокого обращения с детьми;
выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с неблагополучными семьями;
создать особую форму общения между родителями и воспитателями.
Слайд 15Консультации для родителей:
«Воспитание ребёнка в семье»; «Поощрение и наказание
»; «Знаем ли мы права детей»; «Право на жизнь без
насилия» (о недопустимости физических наказаний в семье);
«Родительские обязанности» (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка).
Информационные стенды:
«Декларация о правах ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка»;
«Четыре заповеди мудрого родителя»; «Искусство быть родителем»;
«Наказывая, подумай: зачем? »; 7 правил для всех (Владимир Леви) »;
Выставки детских работ «Я рисую мои права».
Слайд 16Результат педагогической деятельности:
Дети научились относить свои поступки и поступки других
людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают
взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.
Научились разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей.
У детей формируются нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.