Слайд 2«Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида
как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле
слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Понятие "Личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого — биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т. п.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии».
БЭС
Слайд 4ЛИЧНОСТЬ - ЭТО
КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ ЕГО
УСТОЙЧИВЫХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ И
ОТНОШЕНИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО НРАВСТВЕННЫЕ ПОСТУПКИ И ИМЕЮТ СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НЕГО САМОГО И ОКРУЖАЮЩИХ.
Слайд 6ПСИХОАНАЛИЗ.
ЗИГМУНД ФРЕЙД 1856-1939
Слайд 7Уровни психики
Сознание
Личное бессознательное
Слайд 9Механизмы защиты
Отрицание
Вытеснение (подавление)
Рационализация
Реактивное образование (формирование реакции)
Проекция
Замещение
Регрессия
Сублимация
Слайд 10ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
АЛЬФРЕД АДЛЕР 1870-1937
Слайд 11Структура личности
Единство и согласованность личности
ЦЕЛЬ – стремление к превосходству или
самоутверждению
ДВИЖУЩАЯ СИЛА – чувство неполнеценности
Л
Слайд 12АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 1875-1961
Слайд 14Уровни психики
Сознание
Индивидуальное бессознательное
(импульсы, желания, воспоминания, опыт и проч.)
Коллективное бессознательное
(аккумулированный опыт
прошлых поколений, включая животных и предков).
Слайд 15Социокультурная теория личности
КАРЕН ХОРНИ 1885 - 1952
Слайд 16«ОБРАЗ Я» –
представление о себе
«Я» – реальное
«Я» – идеальное
«Я»
– в глазах других
Слайд 17Механизмы защиты
Стремление к людям – услужливая личность.
Стремление от людей –
отрешенная личность
Стремление против людей – агрессивная личность
Слайд 18Гуманистическая (социально-ориентированная теория личности)
ЭРИХ ФРОММ. 1900-1980
Слайд 19Основные потребности человека – движущие силы психического развития и поведения
Потребность
в укоренении – стремление избежать независимости
Потребность в индивидуализации - стремление
к независимости
Слайд 20Гармония укоренения и индивидуализации –
ЛЮБОВЬ
ВИДЫ ЛЮБВИ
Слайд 21ЭГО - ПСИХОЛОГИЯ
ЭРИК ЭРИКСОН. 1902-1994
Слайд 22Психосоциальные стадии развития личности
4
4
Слайд 23ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основные принципы гуманистической психологии :
1) подчеркивание роли сознательного опыта;
2)
убеждение в целостном характере природы человека;
3) акцент на свободе воли,
спонтанности и творческой силе индивида;
4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Слайд 25Проблема наивысших достижений человека.
Врожденное стремление к самоактуализации - для этого
человек должен преодолеть всю иерархию потребностей
Слайд 27Характеристики людей, достигших самоактуализации
Объективное восприятие реальности.
Полное приятие своей собственной натуры.
Увлеченность
и преданность какому-либо делу.
Простота и естественность поведения.
Потребность в самостоятельности, возможности
уединиться.
Наличие высших переживаний.
Доброжелательное и сочувственное отношение к другим людям.
Сопротивление внешним давлениям (нонконформизм).
Демократический тип личности.
Творческий подход к жизни.
Высокий уровень социального интереса.
Мистический опыт
Слайд 28Феноменологическая теория личности
КАРЛ РОДЖЕРС. 1902-19
Слайд 29«Я-КОНЦЕПЦИЯ»
Положительная
Противоречивая (амбивалентная)
Отрицательная
«Реальное Я» – «Идеальное Я»
Человек, благодаря
своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя
нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Слайд 30Главный мотив деятельности человека – стремление к
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Взаимоотношение МАТЬ-ДИТЯ:
Если мать в
достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке -
то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Позитивное внимание - безусловная любовь матери к своему ребенку.
Слайд 31Черты, характеризующие здоровую личность:
открытость по отношению к опыту любого типа;
намерение
жить полной жизнью в любой момент жизни;
способность прислушиваться больше к
собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;
чувство свободы в мыслях и поступках;
высокий уровень творчества.
Слайд 32Диспозициональная теория личности
ГОРДОН
ОЛПОРТ
1897-1967
Слайд 33
Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри
индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.
Черта –
это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. САМОСТЬ
Слайд 34Стадии развития проприума по Олпорту
Слайд 35Структурная теория черт личности
и метод факторного анализа
Рэймонд Бернард Кеттел
1905-1998
Слайд 361. Поверхностные черты –
Исходные черты:
Способности; Особенности темперамента; Динамические черты
(мотивация)
Основополагающая структура личности образована примерно 16 исходными чертами
Слайд 37«Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)
Слайд 382. Конституциональные черты
(из биологических и физиологических данных) –
Черты,
сформированные окружающей средой
3. Общие черты
(присутствуют у всех) –
Уникальные
черты
(лишь у немногих, у одного)
Слайд 39Теория типов личности
Ганс Юрген Айзенк
1916-1997
Слайд 40Четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых
параметров
Психотизм – Сила суперэго
Слайд 41Научающе-бихевиоральное направление в теории личности
Беррес Фредерик Скиннер
1904-1990
Слайд 42Теория оперантного научения
Личность, с точки зрения научения, — это тот
опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор
изученных моделей поведения.
Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми [доступными непосредственному наблюдению] действиями человека, как производными от его жизненного опыта.
Слайд 43Респондентное поведение – характерная реакция, вызываемая известным стимулом. Стимул предшествует
реакции по времени.
Оперантное поведение – определяется событиями, которые следуют за
реакцией. Реакция, за ней следует стимул (событие).
Концепция подкрепления – подкрепленное поведение стремится повториться, а неподкрепленное или наказуемое стремится не повторяться или подавляться.
Слайд 44Социально-когнитивная теория личности
Альберт Бандура
р. 1925
Слайд 45Схематическое представление модели взаимного детерминизма Бандуры. Функционирование человека рассматривается как
продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения
Слайд 46Компоненты научения через наблюдение
Слайд 47Теория социального научения
Джулиан
Роттер
р. 1916
Слайд 48Теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению
путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
Это теория социального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми
Слайд 49Прогноз поведения человека в сложных ситуациях
Потенциал поведения
Ожидание
Ценность подкрепления
Психологическая ситуация.
Потребности как
набор различных типов поведения:
Статус признания
Защита – зависимость
Доминирование
Независимость
Любовь и привязанность
Физический комфорт
Слайд 50Основная формула прогноза поведения
Потенциал поведения =
ожидание + ценность подкрепления
Формула
общего прогноза.
Потенциал потребности =
свобода деятельности + ценность потребности
Слайд 51Когнитивная теория личности
(теория личностных конструктов)
Джордж Александр
Келли
1905-1967
Слайд 52Человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть
и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно
взаимодействовать с ним.