Слайд 3
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Это героическая поэма. Она написана в конце
12-го века. Автор неизвестен.
“Слово…” нашли в конце 18-го века. Но
в 1812 г. в Москве был пожар и рукопись сгорела. Сохранилась только копия, которую сделали в конце 18-го века.
В основе сюжета – неудачный поход русского князя Игоря на половцев в 1185 г.
Слайд 4«Слово…» начинается со вступления. Автор объясняет читателям, что он будет
говорить о реальных событиях. Он говорит, что будет рассказывать: «по
былинам нашего времени, а не по измышлению баяна».
Князь Игорь с дружиной (войском) идёт в поход. Перед походом случилось солнечное затмение. Это был плохой знак. Но Игорь не отменил поход. Он хотел себе славы.
Вместе с Игорем идёт его брат князь Всеволод. Он очень сильный и смелый воин.
На третий день битвы половцы победили. Игорь и Всеволод попали в плен.
Слайд 5 В это время в столице (в Киеве) киевский князь Святослав
видит плохой сон. Он понимает, что Игорь в беде. Тогда
Святослав произносит «золотое слово, со слезами смешанное» (мудрую, но печальную речь). Он говорит всем русским князьям объединиться и прекратить усобицы. Это главная идея «Слова…»: русская земля будет сильной только тогда, когда все князья объединятся и будут жить в мире.
Слайд 6 Ещё одна героиня – Ярославна. Это жена Игоря. Она плачет
и зовёт ветер, реку и солнце и просит их вернуть
Игоря домой.
В конце поэмы Игорь убегает из плена. Половецкие ханы Гзак и Кончак не могут его догнать. Игорь возвращается на родину и едет в Киев.
Автор призывает русских князей думать не о личных интересах, а о всей русской земле.
Слайд 13Отрывки из «Слова»
Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до
нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
Слайд 14 Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце
и увидел воинов своих
тьмою прикрытых.
И сказал
Игорь-князь
дружине своей:
“О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем
плененным быть;
сядем же, братья,
на борзых коней
да посмотрим
на синий Дон”.
Ум князя уступил
желанию,
и охота отведать Дон великий
заслонила ему предзнаменование.
Слайд 15А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
по
дубравам,
волки грозу накликают
по оврагам,
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут
на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Слайд 16 Тогда великий Святослав
изронил золотое слово,
со слезами смешанное,
и сказал:
“О мои дети,
Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить,
а себе
славы искать.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?
Слайд 17 Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои
мечи повреждённые,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали
наводить поганых
на землю Русскую,
на богатство Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!
Слайд 18Говорит Гзак Кончаку:
"Если сокол к гнезду летит,
расстреляем соколёнка
своими золочёными стрелами".
Говорит
Кончак Гзаку:
"Если сокол к гнезду летит,
То опутаем мы соколёнка
красною девицей".
И
сказал Гзак Кончаку:
«Если опутаем его красною девицей,
не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы,
и станут нас птицы бить
в поле Половецком".
Слайд 19 Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое
солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
зачем, владыко, простёрло ты горячие свои
лучи
на воинов моего милого?»
Слайд 20 “Тяжко голове без плеч,
беда телу без головы” -
так и Русской
земле без Игоря.
Солнце светится на небе, -
а Игорь-князь в Русской
земле;
девицы поют на Дунае -
вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет …
Слайд 21 ýüriş
belgi
şöhrat
ýesir
dostluk
söweş
tutulma
gahryman
girme
şowsuz
çaknyşdyrylan
Слайд 23Повесть о разорении Рязани Батыем
В 1237 году войска монгольского хана Батыя напали
на Рязанское княжество и стали на реке Воронеж. Рязанские князья позвали на помощь
других князей, но они не пришли. Постепенно татаро-монголы захватили всю Русь и её столицу – Киев. Так с 1240 года на Руси установилось татаро-монгольское иго.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» – это воинская повесть – новый жанр в русской литературе, который появился в 13-14 веке.
Автор неизвестен.
.
Слайд 24 Автор прославляет мужество защитников Рязани.
Причина гибели Рязани – наказание Бога
за грехи, особенно за разобщённость князей.
Повесть состоит из четырёх частей.
В первой рязанский князь Юрий Фёдорович привозит Батыю подарки, чтобы он не нападал на Рязань. Батый узнаёт, что у князя красивая жена и требует, чтобы Фёдор отдал ему свою жену. Фёдор отказывается. Тогда Батый приказывает убить князя и всех, кто с ним был.
Во второй части русские князья сражаются с татаро-монголами. Все русские воины погибают, хотя они очень сильные и смелые. Город Рязань сжигают враги.
Слайд 25 В третьей части боярин Евпатий Коловрат собирает войско и нападает
на войско Батыя. Он очень сильный и смелый и убивает
много татар. Даже Батый удивляется его мужеству.
В последней части князь Ингварь Ингваревич оплакивает убитых. Он восстанавливает Рязань. Такой финал означает, что автор верит в избавление от монголо-татарского ига.
Слайд 33Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Это переписка между русским царём
Иваном Грозным и его бывшим военачальником князем Андреем Курбским. Переписка
была публичной, широко известной обществу и занимала важное место в русской публицистике 16-го века.
Андрей Курбский в апреле 1564 г. уехал из России в Литву. Грозный обвинил его в государственной измене. Из Литвы он написал первое письмо царю. В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский дал краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, и переписка прервалась.
Слайд 34В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь
составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом.
Всего было 5 писем.
В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского поднималось множество социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский много спорили. Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский — за повышение роли знати (бояр) в управлении государством («ограниченной монархии»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.
Слайд 35 Иван Грозный утверждает, что царская власть имеет божественное происхождение. Иван
Грозный много цитирует Библию. Одна из цитат – о том,
что всякий, кто против власти против Бога, а также о необходимости рабам слушаться своих хозяев. Иван Грозный обосновывает право царя жёстко наказывать изменников и преступников, поскольку от их коварства страна может ввергнуться в «междоусобицы». В отличие от прочих христиан царь не обязан терпеть, когда его бьют по щеке (по Библии если человека ударили по правой щеке, он должен подставить и левую для удара, т.е. не отвечать тем же), и вправе наказывать преступников смертью. Власть царя Грозный считает неограниченной, а долгом Курбского и остальных подданных – служить царю.
Слайд 36Стиль писем Курбского – традиционный для того времени. Иван Грозный,
наоборот, считается новатором. Он сознательно нарушает литературные условности и принятые
правила. Его язык – живой разговорный, а стиль меняется на протяжении повествования. Вначале сдержанный – потом всё более эмоциональный. Грозный употребляет ругательные слова (ничтожество, бесовский сын, собака) и просторечия, постоянно взывает к уму собеседника («Неужели ты не понимаешь…», «Сам порассуди…»). Он использует иронию, сарказм. Его стиль называют «кусательным», потому что он постоянно нападает на собеседника. Кроме того, он первый стал описывать бытовые сцены из жизни, когда рассказывает о своём детстве.
Письма Ивана Грозного значительно повлияли на дальнейшее развитие русской литературы.
Слайд 37 ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА ИВАНА ГРОЗНОГО
Писание твое принято и прочитано внимательно.
А так как змеиный яд ты спрятал под языком своим,
поэтому хотя письмо твое по замыслу твоему и наполнено мёдом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: «Слова их мягче елея, но подобны они стрелам». Так ли привык ты, будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от Бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.. Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?..