Слайд 1«Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия».
Подготовила:
студентка гр. 19НППм1
Гурьянова К.Н
Слайд 2Большинство исследователей в области наук о человеке сходятся во мнении,
что наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации. Некоторые
теоретики выделяют этнографию детства как самостоятельную субдисциплин, что имеет свои теории и методы исследования.
Слайд 3Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг вопросов, которые
условно можно разделить на четыре группы:
1) изучение процесса социализации, его
средств, методов и специфических способов усвоения детьми культуры своего народа;
2) исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. Особое внимание уделяется социальным институтам, которые определяют цели и средства воспитания и контролируют его результаты;
Слайд 43) сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации. В этом случае
исследователей интересует, чем отличаются дети, которые выросли в разных социокультурных
средах, их ценности, идеалы, стереотипы поведения;
4) изучение отдаленных результатов социализации, то есть присущего культуре взаимосвязи между методами воспитания ребенка и характером взрослого человека, является исходной проблемой теории "Культура и личность".
Слайд 5Все эти проблемы связаны с вхождением ребенка в культуру своего
народа - инкультурацией (понятие введено в культурантропологии М. Херсковиц). Понятие
"инкультурация" отличается от понятия "аккультурация", используемый для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культуру.
Интеграцию индивида в человеческое общество и приобретение им опыта, который необходим ему для выполнения социальных ролей называют социализацией.
Слайд 6В отличие от социализации, в процессе инкультурации индивид усваивает миропонимания
и поведение, которые присущи определенной культуры, в результате чего у
него формируется когнитивная, эмоциональная и поведенческая сходство с членами данной культуры и отличия от членов другой культуры.
Слайд 7Процесс инкультурации начинается с момента рождение - по приобретению первых
навыков и усвоение речи, а заканчивается, условно, со смертью. Этот
процесс реализуется не во специальных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, то есть происходит научение без специального обучения. Конечным результатом процесса инкультурации является человек, компетентный в культуре - в языке, ритуалах, ценностях и т.
Однако процессы социализации и инкультурации происходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества.
Слайд 8М. Херсковиц выделил два этапа инкультурации, единство которых на групповом
уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры: 1) детство; 2)
зрелость.
1 этап - детство, в течение которого происходит усвоение языка, норм и ценностей культуры, несмотря на то, что ребенок не является пассивным элементом процесса инкультурации, вероятно, она является инструментом, а не игроком. Взрослые, применяя систему санкций (положительных и отрицательных), ограничивают его права выбора и оценки.
Слайд 9Несмотря на то, что "инкультурация индивида в первые годы жизни
- это основной механизм стабильности и непрерывности культуры", этот механизм
не приводит к полному повторения предыдущих поколений. Результат процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным усвоением культуры новым поколениям и полной неудачей в ее передаче.
Слайд 102 этап - зрелость. Вхождение в культуру не заканчивается с
достижением человеком совершеннолетия. Однако инкультурация взрослого человека имеет непрерывный характер
и касается только отдельных "фрагментов" культуры - изобретений, открытий, новых идей, которые поступают извне. На втором этапе индивид имеет возможность в определенной степени принимать или отвергать то, что ему предлагает культура, он может дискутировать и творить. Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не перерос в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась (М. Херсковиц).
Слайд 11Социализация является более универсальной по сравнению с инкультурации, что больше
специфической (по результатам исследований процессов инкультурации и социализации М. Мид
и Д. Мацумото). Однако, если рассматривать процесс развития отдельной личности, то очевидно, что во время этого процесса происходит специфическая для определенной культуры социализация и общая инкультурация.
Процессы социализации и инкультурации является составляющими процесса культурной трансмиссии, выступает механизмом, с помощью которого этническая группа "передает себя в наследство" новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в следующих поколениях с помощью специфических механизмов научения (Г. Барри).
Слайд 12Исследователи выделяют три вида трансмиссии:
- Вертикальная трансмиссия, в процессе которой
культурные ценности, умения, верования и т.д. передаются от родителей к
детям;
- Горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок усваивает социальный опыт и традиции культуры в процессе общения со сверстниками;
- "Косвенная" трансмиссия, при которой индивид учится в специализированных институтах социализации (школа, вузы), а также на практике - во многих окружающих его взрослых, кроме родителей (родственники, старшие члены общины, соседи и т.п.).
Слайд 13Социализаторы дифференцируются не только по семейной принадлежности (родители, родственники, неродственников)
и возрасту (взрослый, старше ребенок, ровесник), но и по функциям,
которые выполняются в процессе культурной трансмиссии.
Агенты социализации - это люди, социальные институты, которые существуют для того, чтобы обеспечить прохождение института социализации. Основными агентами социализации являются родители.
Слайд 14По характеру воздействия на ребенка выделены таких агентов социализации (по
Г. Барри):
- Опекуны - осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют ее
физические и эмоциональные потребности;
- Авторитеты - на собственном примере прививают ребенку культурные ценности и нормы;
- Дисциплинаторы - распределяют наказания;
- Воспитатели - целенаправленно обучают ребенка, передают им соответствующие знания и навыки;
- Компаньоны - участвуют в совместной с ребенком деятельности на более или менее равных правах;
- Сожители - проживают с ребенком в одном доме.
Слайд 15Стоит заметить, что никогда не было и не может быть
независимым от культуры влиятельных и социально значимых социализаторив. Если с
точки зрения обыденного сознания современного европейца родители, прежде всего мать - это важнейшие и природные социализаторы, которые выполняют все вышеперечисленные функции, то во многих более традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, а всей общине, в которой он живет, и соответственно вся сообщество участвует в воспитании ребенка.
Слайд 16Этнографы отмечают "подвижность" детей из многих народов Океании - 61%
детей в 50-60 гг. XX в. на одном из островов
жили не в родительской семье, а переходили в разные семьи два и более раз. Обычай обязательного воспитания детей за пределами родительского дома был распространен в раннеклассовых обществах.
Роль одних и тех же социализаторив в разных культурах неодинакова. Например, в традиционной русской культуре существовали определенные градации и уровни материнства, в частности, представителем образа матери в период грудного была бабушка. В Советском Союзе основным социализатором выступало государство, в связи с этим все граждане претендовали на участие в воспитании чужих детей.