Разделы презентаций


Социализация как социально-педагогическое явление

Содержание

Вопросы для рассмотренияПонятие о социализацииРезультаты социализацииСубъекты социализацииСоставные части социализацииСтадии социализацииФакторы социализацииАгенты социализацииИнституты социализацииМеханизмы социализацииЖертвы социализации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как социально-педагогическое явление

Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Понятие о социализации
Результаты социализации
Субъекты социализации
Составные части социализации
Стадии социализации
Факторы

социализации
Агенты социализации
Институты социализации
Механизмы социализации
Жертвы социализации





Вопросы для рассмотренияПонятие о социализацииРезультаты социализацииСубъекты социализацииСоставные части социализацииСтадии социализацииФакторы социализацииАгенты социализацииИнституты социализацииМеханизмы социализацииЖертвы социализации

Слайд 3Понятие о социализации
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии,

где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и

т. п.
Автором термина «социализация» примени­тельно к человеку считается американский социолог Франклин Генри Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современ­ному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»
Понятие о социализацииВ гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли,

Слайд 4два подхода к трактовке термина «социализация»
Субъект-объектный(общество - субъект воздействия,

а человек - его объект):
утверждает пассивную пози­цию человека в

процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор­мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.
Основоположники: Эмиль Дюркгейм и Талкот Парсонс.

Субъект-субъек­тный (общество и человек – субъекты взаимодействия): человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого.
Основоположники: Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид.

два подхода к трактовке термина «социализация» Субъект-объектный(общество - субъект воздействия, а человек - его объект): утверждает пассивную

Слайд 5Социализация – это:
развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и

воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно

направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах (Анатолий Викторович Мудрик).
взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит (Михаил Иосифович Рожков).
исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в виде определенной системы знаний, ценностей, норм и форм поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Николай Михайлович Борытко)

Социализация – это:развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека

Слайд 6Сущность социализации
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека

в усло­виях конкретного общества

Приспособление
(«быть как все»)
+
Обособление
(«не быть как все»)

Сущность социализацииСущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного обществаПриспособление(«быть как все»)+Обособление(«не быть

Слайд 7Сущность социальной адаптации
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной

активности субъекта и социальной среды
Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий

социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социаль­ной среды
Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Сущность социальной адаптацииПриспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной средыАдаптация предполагает согласование

Слайд 8Сущность социальной автономизации
Обособление (социальная автономизация, индивидуализация) - процесс автономизации человека

в обществе
Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные

взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия)
Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.
Сущность социальной автономизацииОбособление (социальная автономизация, индивидуализация) - процесс автономизации человека в обществе Ре­зультат этого процесса - потребность

Слайд 9Сущность социализации
В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый

конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления

его в обще­стве
эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления

Т.е. в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности

Сущность социализацииВ процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе

Слайд 10Результаты социализации
Социализированность

Социальная активность

Результаты социализацииСоциализированностьСоциальная активность

Слайд 11Понятие о социализированности
Социализированность - это достижение человеком определенного баланса адаптированности

и обособления в обществе
Социализированность - результат со­циализации на каждом возрастном

этапе
Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами
Понятие о социализированностиСоциализированность - это достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществеСоциализированность - результат со­циализации

Слайд 12критерии, которые свидетельствуют о социализации человека:
социальная адаптированность,

социальная автономность,

социальная активность

критерии, которые свидетельствуют о социализации человека:социальная адаптированность,социальная автономность,социальная активность

Слайд 13О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:
степень овладения

ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах

жизнедея­тельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.), а также знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации;
наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера со­гласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды);
необходимый на данном возрастном этапе уровень образо­вания

О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества

Слайд 14В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:
наличие

собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);
наличие

и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психоло­гическая автономия);
реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная ав­тономия);
мера готовности и способности самостоятельно решать собст­венные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, само­реализации, самоутверждению; гибкость и одновременно ус­тойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески под­ходить к жизни - креативность (поведенческая автономия)
В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать

Слайд 15характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию:
способность к изменению своих ценност­ных

ориентаций;
умение находить баланс между своими ценностя­ми и требованиями роли;


ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей
характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценност­ных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностя­ми

Слайд 16Социализация происходит:
в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и

стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
в

процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;
в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Социализация происходит: в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных

Слайд 17субъекты социализации :
отдельный человек (индивидуальный субъект),
группа или коллектив

(групповой субъект),
организации, органы государственного управления (социальный субъект).


Будучи субъектом

социализации, человек может выступать также в качестве объекта социальных и культурных воздействий, которые оказывают существенное влияние на его становление.

субъекты социализации : отдельный человек (индивидуальный субъект), группа или коллектив (групповой субъект), организации, органы государственного управления (социальный

Слайд 18сферы, в которых происходит процесс социального становления личности:
деятельность,

общение,



самопознание

сферы, в которых происходит процесс социального становления личности: деятельность, общение, самопознание

Слайд 19Составные части социализации

Составные части социализации

Слайд 20Стадии социализации
Галина Михайловна Андреева в зависимости от отношения к трудовой

деятельности выделяет следующие ее стадии:
дотрудовая, включающая весь период жизни человека

до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализацииГалина Михайловна Андреева в зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяет следующие ее стадии:дотрудовая, включающая весь

Слайд 21Стадии социализации
А.В. Мудрик выделяет следующие возрастные этапы, на которых процесс

социализации имеет ярко выраженные отличительные особенности:
младенчество (от рождения до

1 года),
раннее детство (1-3 года),
дошкольное детство (3-6 лет),
младший школьный возраст (6-10 лет),
младший подростковый возраст (10-12 лет),
старший подростковый возраст (12-14 лет),
ранний юношеский возраст (15-17 лет),
юношеский возраст (18-23 года)
Стадии социализацииА.В. Мудрик выделяет следующие возрастные этапы, на которых процесс социализации имеет ярко выраженные отличительные особенности: младенчество

Слайд 22Стадии социализации
Ольга Анатольевна Ещёркина считает, что в процессе социализации можно

выделить следующие стадии:
пассивной социализации, для которой характерны пассивное поведение,

неосознанное принятие или отвержение требований норм, правил общества;
нормативной социализации, на которой на первый план выходит взаимодействие с окружающими, творческое освоение социокультурных норм и образцов;
рефлексивной социализации, предполагающей осознание и переживание окружающей социальной действительности и своего места в ней;
субъектной социализации, на которой главным является осознание окружающей среды как целостности, проявление субъектных свойств
Стадии социализацииОльга Анатольевна Ещёркина считает, что в процессе социализации можно выделить следующие стадии: пассивной социализации, для которой

Слайд 23Факторы социализации (по А.В. Мудрику)
мегафакторы («мега» — очень большой, всеобщий)

— космос, планета, мир, которые в той или иной мере

опосредованно влияют на социализацию всех жителей Земли;
макрофакторы («макро» — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
мезофакторы («мезо» — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
микрофакторы — условия, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют: семья, соседи, группы сверстников, общественные, государственные и религиозные воспитательные организации, микросоциум (например, двор или микрорайон)

Факторы социализации  (по А.В. Мудрику)мегафакторы («мега» — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в

Слайд 24Факторы социализации (по А.В. Мудрику)

Факторы социализации  (по А.В. Мудрику)

Слайд 25Агенты социализации
Агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми

протекает его жизнь
На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен
По своей

роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние

Агенты социализацииАгенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизньНа разных возрастных этапах состав

Слайд 27Институты социализации (по М.А. галагузовой)
семья,

образование,

культура,

религия

Институты социализации (по М.А. галагузовой)семья, образование, культура, религия

Слайд 28Механизмы социализации
Габриэль Тард: считает основным подражание.
Ури Бронфенбренер: прогрессивная взаимная

аккомодация (приспособляемость) ме­жду активным растущим человеческим существом и изменяющи­мися условиями,

в которых оно живет.
Валерия Сергеевна Мухина: идентификация и обо­собление личности.
Артур Владимирович Петровский: закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности

Механизмы социализацииГабриэль Тард: считает основным подражание. Ури Бронфенбренер: прогрессивная взаимная аккомодация (приспособляемость) ме­жду активным растущим человеческим существом

Слайд 29Универсальные механизмы социа­лизации:
Психологические и социально-психологические механизмы:

Импринтинг (запечатление)
Экзистенциальный нажим
Подражание


Идентификация (отождествление)
Рефлексия
Социально-педагогические механизмы :

Традиционный механизм социализации
Институциональный механизм социализации
Стилизованный

механизм социализации
Межличностный механизм социализации

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов

Универсальные механизмы социа­лизации:Психологические и социально-психологические механизмы:Импринтинг (запечатление) Экзистенциальный нажим Подражание Идентификация (отождествление)Рефлексия Социально-педагогические механизмы :Традиционный механизм социализации

Слайд 30жертвы социализации
Конформист - человек, полностью адаптированный в обществе и не

способный в какой-то мере противостоять ему
Диссидент (инакомыслящий), правонарушитель или еще

кто-то отклоняющийся от принятого в этом обществе образа жизни - человек, не адаптированный в обществе
жертвы социализацииКонформист - человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять емуДиссидент (инакомыслящий),

Слайд 31Жертвы социализации
Латентные жертвы неблагоприятных условий социализации - те, кто не

смог реализовать заложенные в них за­датки в силу объективных обстоятельств

их социализации

Потенциальные жертвы неблагоприятных условий социа­лизации - инвалиды; дети, подростки, юно­ши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций

Жертвы социализацииЛатентные жертвы неблагоприятных условий социализации - те, кто не смог реализовать заложенные в них за­датки в

Слайд 32Жертвы социализации
Виктимогенность - наличие в тех или иных объективных обстоятельствах

социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой

этих обстоятельств
Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных усло­вий социализации
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств - жертвопригодность (автор – Алла Соломоновна Волович)

Жертвы социализацииВиктимогенность - наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может

Слайд 33Факторы виктимизации:
природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, посе­ления,

т.к. климат влияет на здоровье людей по-разному;
общество и госу­дарство, в

которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количе­ственные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные;
особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. Большое значение име­ют такие характеристики поселения и микросоциума, как эконо­мические условия жизни населения, производственная и рекреа­тивная инфраструктуры, социально-профессиональная и демо­графическая структуры населения, его культурный уровень, соци­ально-психологический климат;
группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз­растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциаль­ный характер;
семья. В семье может формироваться определен­ный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, кото­рые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями опреде­ленного психического комплекса, что лишит их возможности соз­дать благополучные семьи
Факторы виктимизации:природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, посе­ления, т.к. климат влияет на здоровье людей по-разному;общество

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика