Слайд 1СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Выполнила студентка
1 курса группы ОФП1801
Анисимова А.С.
Слайд 2Личностью не рождаются,
личностью становятся.
Социальное становление личности — это процесс, в
течение которого человек осознает себя в обществе как личность
Это
происходит в процессе
воспитания,
образования,
самовоспитания,
когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.
Слайд 3В семье ребенок учится
выполнять свои первые родственные роли (сына
или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.),
уже в раннем
детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки,
родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому.
Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации.
Слайд 4Выделяют три стадии социализации:
до трудовая – ранняя социализация до поступления ребенка в
школу и стадия обучения в школе,
трудовая – время работы личности в
трудовом коллективе,
после трудовая – период после выхода на пенсию.
Слайд 5
Три ступени процесса социализации личности (по С.И. Гессену)
дошкольный период, период
произвольного
существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность;
2. период активного познания
ребенком окружающей жизни, ее законов и требований;
3. этап завершения — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования (личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение).
Слайд 6Функции семьи:
даёт ребёнку чувство безопасности, доверия к миру;
даёт модели поведения;
семья – источник жизненного
опыта;
Слайд 7Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений
1. детско-родительские
отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и
для родителя
2. амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен не только уберечь ребенка от опасности, но и дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.
3. особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.
Слайд 8Социальные функции семьи:
• воспитательная – социализация молодого поколения;
• хозяйственно-бытовая –
поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
• экономическая
– получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
• социальный контроль – ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
Слайд 9• духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
• социально-статусная
– предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
• досуговая
– организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
• эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Слайд 10Социализирующие функции семьи:
Обеспечение физического и эмоционального развития человека.
Влияние
на формирование психологического пола ребенка.
Ведущая роль в умственном развитии ребенка, влияние
на отношение к учебе.
Важное значение в овладении человеком социальными нормами.
Формирование фундаментальных ценностных ориентаций человека.
Слайд 11Типы взаимоотношений в семье
Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и
отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений:
диктат – авторитарный стиль,
гиперопека,
«невмешательство или попустительство», гипоопека,
сотрудничество –
демократический стиль
Слайд 12Диктат
Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за
него все решают взрослые
Подавляется воля ребенка, он делается
несамостоятельным
нерешительным,
пассивным,
плохо приспособленным к
жизни.
А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения.
Слайд 13Гиперопека
родители не дают ребенку шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и
как ему необходимо делать.
Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых
потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.
Слайд 14Стиль «невмешательства», гипоопека
отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не
пользуются у ребенка авторитетом,
дети часто предоставлены сами себе.
Воспитательные
мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе.
дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым,
Отсутствует интерес к учебе,
часты правонарушения.
Слайд 15ОТЦОВСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
Пассивные, отстраненные отцы –
недостаток
общения с отцом и отсутствие приемлемой модели для идентификации ослабляет
формирование отцов из мальчиков.
У импульсивных порывистых отцов сыновья часто страдают неврозами в форме заикания, а излишняя строгость может спровоцировать у сыновей страхи.
У девочек влияние отца на половую идентификацию.
Если отца нет, то может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола, ибо отсутствует реальная модель отношений между мужчиной и женщиной.
Слайд 16ОТЦОВСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
дети, выросшие без отцов, часто
имеют пониженный уровень притязаний
особенно у мальчиков выше уровень тревожности и
чаще встречаются невротические симптомы.
труднее достается усвоение мужских половых ролей
и соответствующего стиля поведения,
поэтому они чаще гипертрофируют
свою маскулинность, проявляя агрессивность,
грубость, драчливость.
Слайд 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
семья играет большую роль в процессе социального развития человека в
связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение
сказываются на притязаниях человека,
В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.